Ты всего лишь кондуктор
Кратко
Большинство людей профессию кондуктора не считают чем-то важным. Только человек с устойчивой психикой может долго задержаться на этой работе.
В этом выпуске нашей рубрики «Испытано на себе» о своем опыте работы рассказывает Елизавета. Поработав лето на автобусе в роли кондуктора, она решила поделиться впечатлениями
Кто такой кондуктор
Пожалуй, это та работа, суть которой объяснять не надо. Все люди хотя бы иногда пользуются общественным транспортом и поэтому неизбежно прибегают к услугам кондукторов или сталкиваются с контролерами. Это профессия, которую вряд ли выбирают по призванию, но в ней, как и в любой другой, есть свои плюсы.
Трудоустройство
– Мне с этим было проще, потому что я работала в Новосибирске со своим папой-водителем. Так сказать, благодаря родственным связям «пролезла» в эту сферу. А другим людям будет посложнее. Если вам кажется, что устроиться на работу кондуктором в автобус очень легко, то вы ошибаетесь. Туда вы сможете попасть только по рекомендации, чаще всего – по рекомендации водителя. Хорошего кондуктора готовы с руками оторвать и дать зарплату выше, чем у других. Кондуктор, который не ворует, не конфликтует с пассажирами и добросовестно выполняет свои обязанности, ценится в этой сфере на вес золота.
Обязанности кондуктора
– Мне кажется, это работа для достаточно энергичных людей. Меня хватило на четыре месяца. В мои обязанности входили расчет пассажиров, уборка салона. А так как я работала в разгар пандемии, нужно было также заниматься дезинфекцией салона и контролировать ношение масок пассажирами. Дезинфицировали салон мы специальной жидкостью, которую выдавали водителю в начале рабочей смены, помимо этого, я еще протирала все спиртом и распыляла его через специальный дозатор. Водителю в этом плане, конечно, легче, он сидит в отдельной кабине.
Также очень важны личные качества. Для того, чтобы успешно занять вакансию и исполнять роль кондуктора, нужно обладать физической и психологической выносливостью, умением выполнять монотонную работу, ответственностью, коммуникабельностью.
График
– С графиком сложно. Здесь нет нормированного рабочего дня, как на других предприятиях. Все зависит от того, во сколько автобус должен находиться на конечной остановке, у нас выезд был обычно в шесть тридцать утра. Мой отец вставал в четыре или в полпятого, собирался, пил кофе и выезжал в гараж для того, чтобы подготовить автобус к выезду и отметиться в путевке. Меня он подбирал по пути от гаража. Также нужно понимать, что ты работаешь на автобусе, а это по сути просто металлическая коробка с запчастями, ей свойственно ломаться. И если вы сломались, находясь в рейсе, а такое случается часто, рабочий график сдвигается. Например, у нас было такое, что мы сломались после второго круга. Круг считается от конечной остановки до конечной. Мы заехали в гараж и в рейс уже не вышли. Поломка может случиться в любой момент, и если вы успеваете встать в рейс – вы продолжаете работу, а если нет, то нет. Есть куча факторов, от которых зависит, во сколько вы начнете работу и во сколько закончите. Но чаще всего выход в одно и то же время, за исключением форс-мажора.
Зарплата
– Полный рабочий день с водителем в какой-то период стоил тысячу рублей, полный день – это четыре круга. Потом цена выхода поднялась до полутора тысяч рублей, а сейчас это уже две тысячи. Стоит понимать, что эта профессия не предполагает существенного карьерного роста. Хотя кондуктор может получить профильное образование и углубиться в сферу организации пассажирских перевозок как профессионал, но уже не в роли кондуктора. Ну, в среднем получается, что минимальная зарплата здесь может быть 12 тысяч рублей, а максимальная – 30 тысяч.
Резюме
– Достаточно сложная работа, порой где-то и невыносимая. Вся загвоздка – в пассажирах. Большинство людей профессию кондуктора не считают чем-то важным. Только человек с устойчивой психикой может долго задержаться на этой работе. Если бы я не работала с отцом, то никогда в жизни не пошла бы работать кондуктором целенаправленно!
У меня была одна не очень приятная история. Женщина отказывалась надевать маску, и нам пришлось сделать остановку и вызывать полицию. Чтобы эта женщина не убежала до приезда сотрудников, выпускали людей через переднюю дверь под моим контролем. И именно в этот момент женщина решила накинуться на меня с кулаками. Благо, полиция подоспела вовремя, и для меня все закончилось благополучно. В общем и целом, на этой работе нужно быть готовым ко всему.
Цитата
Без своего отца и его поддержки я бы не справилась на этой работе. Потому что это очень сложно и морально, и физически: ранние подъемы, весь день на ногах, да еще и каждый второй считает, что можно и нужно тебя оскорбить.
Что нужно знать кондуктору
Правила безопасности в движущемся транспортном средстве.
Правила эвакуации из транспортного средства в случае аварии.
Правила оказания первой медицинской помощи.
Правила расчета с пассажирами, приобретающими проездные документы за наличные деньги или по безналичной оплате.
Правила использования специализированной техники (например, валидаторов).
Плюсы
Стабильная работа и заработная плата.
Возможность работы без образования.
Возможность общаться с разными людьми.
Разнообразные виды за окном, необходимость двигаться, а не проводить весь рабочий день в сидячем положении на одном месте.
Минусы
Не очень высокий уровень дохода.
Физические нагрузки.
Психологический дискомфорт: в транспорте может быть давка, пассажиры могут нагрубить кондуктору или даже поднять на него руку.
Материал подготовила Екатерина ЕФРЕМОВА, фото: regpovestka.ru