Засёлок на реке Чикмень. Новые факты об истории Чикмана
Кратко
Священником был Сухов Иоанн Романович, 1884 года рождения. Своё образование он получил, окончив курс в Ордынской второклассной учительской школе
Наша малая Родина – это частица большой страны. Каждое село или деревня имеют свою историю, которая делает её уникальной и неповторимой. Мы хотим рассказать о новых фактах из истории села Чикман Чулымского района, которые были открыты благодаря краеведческой работе в Чикманской школе при реализации дополнительной образовательной программы «История под ногами».
Великий Сибирский тракт, названный впоследствии Московским, соединял Центральную Россию с Сибирью, и начали его прокладывать с 30-х годов XVIII в. Его строительство способствовало бурному заселению Сибири и явилось причиной создания большинства притрактовых населённых пунктов. Обслуживание участков Московского тракта производилось ямщиками, которых переселяли из европейских регионов России, здесь же селили ссыльных, помещичьих крестьян, сданных в зачёт рекрутов, обживали эти места и вольные переселенцы из России, других районов Сибири. По мере развития тракта рос и приток к нему переселенцев. Так образовался ямской поселок Чулымский и крупное селение Иткульское. Вдоль тракта, наряду с ямскими, возникали и крестьянские поселения.
На карте Томского уезда из атласа Тобольской губернии 1798 года уже указана речка Чикмень. Это тюркское слово, которое обозначает название верхней мужской одежды – кафтан из сукна. Тюрки, татары с незапамятных времён обитали на территории Сибири. Поэтому свое название впоследствии поселение закрепило от наименования речки – Чикман (Чикмень), приток реки Сума.
На фрагменте карты Томской губернии указан участок тракта от границы Тобольской губернии до Колывани (60-е годы XIX века). На нем чётко обозначена граница обходного пути от Каинска (г. Куйбышева), которая соединяла такие притрактовые поселения как Суминская, Каятская, Зырянская, Малая Ужаниха, Чулымская и далее возле Иткульского она соединялась с Московско-Сибирским трактом. Поселение Чикман на карте не обозначено, но указано, что этот тракт тянется вдоль речки Чикман, то есть проходит по будущим чикманским землям, и проходит через поселение Поваренское, Вер. Чиковское до поселения Ордынское. Это тракт соединял Иткуль и Ордынку, использовался как укороченный путь для почтовых и торговых извозов.
По данным переписи населения Сибирского края Юго-западного округа Сибири от 1926 года в списке населённых мест Сибирского края Новосибирского округа указано, что год возникновения нашего населённого пункта – 1876. Это факт нашел свое подтверждение в Протоколе заседания временной комиссии по вопросу об утверждении образованных переселенческих участков в Томской губернии, датированном 1907 годом («…на участке расположен поселок Чикман, образованный в семидесятых годах прошлого столетия, выходцами из старожильческого казенного селения Иткульского, Каинского уезда…»). В докладе об исполнении резолюции от 7 октября 1893 года написано: «…крестьянам Иткульской волости Каинского округа дозволено преобразовать заимки по р. Чикману, Чикманенку и др. в самостоятельное селение…», «…образовать новый заселок по р. Чикману (или Кузьмина заимка)…».
На карте губерний и областей Российской Империи, по которым пролегает намеченная высочайшей волей Сибирская железная дорога, за 1893 год отображена заимка Чикманская при речке Чикман (12 крестьянских дворов). Кроме того, упоминаются и другие поселения (притрактовые) при вышеуказанной речке: Лапшина заимка (5 дворов), Ра(о)децкая заимка (3 двора).
В 1896 году наше поселение относилось к Барнаульскому уезду, Ординской волости. Интересный факт, что «…участок по речке Чикман…» называется Кузьминский. На карте Томской губернии за 1900 год указано селение как заселок Чикман (заимка Кузьмина). То есть наше поселение имело одновременно два названия: первое – на основании топонима (название речки), второе – по фамилии первопоселенца. В переписке по прошениям крестьян разных губерний о разрешении им поселиться по речке Чикман (1893-1907 гг.) сначала упоминается заимка Кузьмина, а потом уже Чикманский заселок. Кем был Кузьмин и откуда, нам пока точно неизвестно, вопрос в процессе исследования.
В 1907 году заселок Чикман входил в состав Алексеевской волости Барнаульского уезда, а с 1911 года – в состав Ужанихинской волости Барнаульского уезда Томской губернии. На тот момент в деревне Чикман числилось 369 дворов (1283 души мужского пола и 1260 женского). В поселении был хлебозапасный магазин-склад, который крестьяне пополняли ежегодно после уборки зерновых, маслодельный завод. Дегтярным промыслом занималось 82 семьи. В начале ХХ века в Чикмане работали две школы: церковно-приходская и гражданская.
В 1910 году деревня Чикман относилась к приходу в селе Ужаниха (Ужанихинское) во имя Святой Живоначальной Троицы, которая была построена в 1903 году и относилась к благочинию 41-го округа Томской епархии. В 1911 году при церкви была открыта земская школа грамоты, которую могли посещать безграмотные из Чикмана.
2 мая 1911 года в Строительном Отделении Томского Губернского Управления был утвержден проект на постройку церкви в деревне Чикманской, Барнаульского уезда. В 1915 году была построена деревянная однопрестольная церковь во имя Василия Великого (Васильевская церковь), о чем свидетельствуют метрические книги за 1915-1916 гг. Священником был Сухов Иоанн Романович, 1884 года рождения. Своё образование он получил, окончив курс в Ордынской второклассной учительской школе. Служил и работал учителем в Коченёвской церковно-приходской школе 8 лет, до 8 апреля 1909 года. Его допустили «… к исправлению псаломщических обязанностей к ц. с. Прокудкинскаго, благочиния №8» 28 апреля 1907 года. В возрасте 25 лет, в 1909 году, Ивана Сухова вновь назначают сначала исполнять должность псаломщика, а потом принимают в духовное звание и утверждают в должности, уже при церкви во имя Св. Живоначальной Троицы с. Ужанихинского. В 29 лет, в 1913 году, он становится священником и служит на диаконском месте той же церкви. В 1915 году назначен священником для служения в церкви деревни Чикман. Работал учителем в одноклассной церковно-приходской школе. Обучал крестьянских детей по шести учебным предметам. Основной предмет – Закон Божий, дополнительные: церковное пение, церковно-славянский язык, чтение, письмо, арифметика.
Уже в июне 1917 года указом Временного Правительства была оформлена сеть общероссийских начальных школ. А в том же месяце было издано Постановление (об отделении школы от церкви) о запрещении Церкви участвовать в образовании народа. Так в Чикмане была открыта вторая, но уже гражданская школа.
В 1917 году заведовал Чикманским Земским училищем М. А. Хазов. Обучали детей грамоте Н. Ф. Вершинский, В. И. Шебанов, А. А. Троицкая, М. Ф. Шкунденков, В. Е. Болотов. На тот момент желающих обучаться в школе было 250 человек, но принято было только 138. Многим отказали в обучении из-за отсутствия необходимых пособий, принадлежностей: «…в училище совершенно нет никаких учебных руководств и пособий…», «…как научить читать не имея даже разрезной азбуки, не только что букваря…». На основании содержания обращения 1919 года в Ново-Николаевскую Уездную Земскую управу остается понятным, что в Чикманской школе были проблемы с материально-техническим обеспечением, «…ученики из-за отсутствия парт должны будут, к большому прискорбию, бросить учение…». Но, несмотря на трудности того времени, крестьянские дети учились, получали знания. В этом им помогали не только учителя, но и политические ссыльные.
Нам удалось узнать интересную историю судьбы Михаила Фомича Шкунденкова (1864-1946 годы), учителя «поневоле». Михаил Фомич имел высокие награды русско-японской войны 1904-1905 гг., был унтер-офицером. Был в плену у японцев. После 1910 года был замечен в связях с большевиками и выслан с семьей в Новониколаевск (в самом центре на Красном проспекте у него был дом, сейчас на этом месте театр), по распределению отбывал ссылку в Чикмане. Михаил Фомич обучал чикманских ребятишек грамоте.
Всё меняется, жизнь идет по своей вселенской спирали. Осталось ещё много «белых пятен» в истории Чикмана. Краеведческие исследования ещё не завершены.
Уважаемые читатели, мы благодарим автора публикации за предоставленные материалы и напоминаем, что вы тоже можете стать участниками проекта, посвящённого 100-летию Чулымского района. Если у вас есть что рассказать об истории или сегодняшнем дне вашего поселения, свяжитесь с нами по телефонам 22-521, 22-234 или по электронной почте cgazeta@rambler.ru
Наталья Вендимут, руководитель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «История под ногами»
Фото: из архива редакции и из соцсетей Чикманского КДЦ