«Загружай по полной!» Что значит быть водителем погрузчика?
Кратко
Как и любая работа, деятельность водителя погрузчика имеет свои плюсы и минусы. Если человек способный, то, привыкнув к машине, изучив склад гипермаркета, он практически не допускает ошибок.
В новом году мы продолжаем нашу новую рубрику, в которой земляки делятся опытом работы в той или иной сфере, рассказывают о нюансах. Сегодня герой рубрики – Андрей, который имеет большой опыт работы водителем погрузчика, долгое время работал в одном из гипермаркетов Новосибирска. В чем сложности работы? Почему она может вдохновлять и насколько быстро можно освоить это дело?
С чего началось?
Сначала Андрей работал в оборонно-промышленном комплексе, выполнял работу, которая никак не была связана с погрузками. Однако именно тогда предприятие сильно нуждалось в водителях погрузчика.
– Помню, я совсем недавно вернулся из армии, устроился в оборонпромкомплекс, какое-то время работал резчиком металла. Потом на производстве срочно потребовались люди, готовые работать на погрузчике. Мне и еще нескольким ребятам предложили попробовать себя в этом деле, мы согласились. Обучались на базе предприятия. Нам показали, как управлять погрузчиком, ежедневно проводились практические занятия. Через два месяца приехали специалисты, которые приняли у нас экзамены, мы выполнили все нужные задачи и получили права на управление такелажной техникой, которая имеет грузоподъемность до трех тонн. С этого момента я начал работать на погрузчике.
Жизнь нашего собеседника складывалась по-разному, он работал во многих организациях и пробовал себя в разных профессиях, но отдельно выделяет именно работу машиниста погрузчика.
– Со временем я набрался опыта, довелось поработать на разных видах погрузочных машин: электротележки, электророхли, «прямоходящие» погрузчики. Думал, что в этом деле все изучено досконально. На тот момент я уже работал на заводе, где разливали и упаковывали сок в тетрапаки. Все задачи для меня были простыми, становилось однообразно и монотонно, возможности продвижения по карьерной лестнице не было, зарплата небольшая. Логичным решением было уйти с завода, и в итоге я устроился работать совершенно в другой сфере и несколько лет про погрузчики даже не вспоминал. Но жизнь – штука непредсказуемая, я и представить не мог, что вновь вернусь к этому делу и с новой силой им заинтересуюсь.
Боком по «Гиганту»
На прежнем месте, где наш герой работал несколько лет, прошла волна сокращений. Он остался без работы, думал, как жить дальше, чем заниматься. Мыслей о том, чтобы снова вернуться на погрузчик, не было. Зато был случай. Андрей увидел в газете объявление, что нужен водитель погрузчика, зарплату обещали достойную.
– Вакансия предлагалась в гипермаркете под названием «Гигант». Я съездил на собеседование, и меня взяли без каких-либо вопросов, опыт в данном деле решает многое. Только основная загвоздка заключалась в том, что вид погрузчика был новый для меня, «бокоходящий». То есть машина перемещается не как обычный погрузчик, вперед-назад, а только влево или вправо, словно краб. Кресло водителя расположено прямо. Называется такой вид погрузчика «Ричтрак». До этого я на таких не работал. Еще одно его важное отличие в том, что эта машина сделана специально для помещений с узкими проходами и высокими стеллажами. То есть она более мобильная, может развернуться в тесном пространстве между стеллажами и имеет многосекционную выдвижную мачту с вилами, которая позволяет поднять груз примерно на высоту двухэтажного дома. Так высоко поднимать грузы мне тоже до этого не приходилось.
В самом управлении машина не слишком сложна, просто кататься на ней сумеет любой, если немного потренируется. А вот выполнять нужную работу сможет далеко не каждый.
С высоты парящей паллеты
Дополнительного обучения или переподготовки не было, поэтому Андрею пришлось, по сути, учиться заново на ходу.
– Разумеется, к машине нужно было привыкнуть. Кстати, многие часто спрашивают, чувствуется ли погрузчик, как обычный автомобиль, на что похоже его управление. Ничего общего с обычным автомобилем он не имеет, а сравнить ощущения сложно. Погрузчик похож исключительно сам на себя. По ходу адаптации к рабочему ритму и к машине ошибок избежать почти нереально. Я за первые два месяца работы уронил пару паллет с соком и одну паллету с вином с большой высоты. Конечно, ущерб высчитывают из зарплаты. Сколько штук того или иного товара разбилось, за них и заплатишь. Моя самая большая ошибка обошлась в восемь тысяч рублей, что считалось вполне нормальным. У многих ребят ошибки выливались в более чем тридцать тысяч.
Зарплата водителя погрузчика в среднем была 40 000 рублей. Чуть меньше пяти лет назад, когда Андрей работал в «Гиганте», это были вполне неплохие деньги даже для большого города. Но если вы допускаете в месяц две-три ошибки, зарплата автоматически становится меньше. Если ошибок много, то можно и вовсе отработать весь месяц за «спасибо».
Плюсы, минусы и график
Как и любая работа, деятельность водителя погрузчика имеет свои плюсы и минусы. Если человек способный, то, привыкнув к машине, изучив склад гипермаркета, он практически не допускает ошибок.
– Из плюсов – то, что водитель погрузчика выполняет только свою работу, его не заставят делать что-то еще, не изменят перечень обязанностей. Также мне нравилось общение с людьми. Хоть коллектив был большим, но при этом неплохим. Но вдохновляет эта работа тем, что она довольно сложная, однако ты выполняешь ее быстро и четко. Ты можешь быть за пределами рабочей зоны каким угодно, жить как угодно, но когда управляешь погрузчиком, все вышеперечисленное обнуляется, здесь ты мастер своего дела. Все движения четкие и отточенные, машина, будто часть тебя, слушается беспрекословно. Ты точно знаешь, что нужно делать и каким образом.
Минусов тоже хватает. Постоянно затекает и болит шея, так как нужно смотреть вверх, когда поднимаешь или опускаешь груз. Далее – очень большая ответственность. «Гигант» так устроен, что склад и торговый зал – это одно помещение. Я думаю, многие бывали в таких супермаркетах. То есть погрузчик работает там же, где ходят простые покупатели. Одно неосторожное движение, и возможен несчастный случай. Поэтому нужно всегда быть внимательным, каждую секунду. Еще нужно иметь крепкие нервы. Представьте, что с помощью небольшой машины вы поднимаете паллету, полную товара, на высоту двухэтажного дома. Она и так весит немало, а падая с высоты, по всем законам физики, будет иметь достаточную силу, чтобы нанести непоправимый вред человеку. Поэтому расслабиться не выйдет до конца рабочего дня. Нервы всегда на пределе. Но даже к такому со временем привыкаешь.
График Андрея был таким: работаешь 12 часов, затем трое суток дома. По его словам, это удобно: можно было днем в свой выходной выйти на замену напарника, если он отсутствует, и получить еще несколько тысяч как прибавку к зарплате. И напарника выручил, и сам заработал.
Полезный блиц-ОПРОС
– Как стать водителем погрузчика?
– В некоторых автошколах обучают на водителя погрузчика. Можно найти одну из таких и спокойно отучиться. Также бывают предприятия, на базе которых можно получить нужные знания и права.
– Есть ли возможность у водителя погрузчика продвигаться в карьере?
– Везде по-разному, зависит от организации. Но именно быть супер-водителем или старшим среди машинистов погрузчика – нет. Однако в некоторых гипермаркетах можно было стать кладовщиком, например, в таком, как у нас. На такую должность охотно принимают ответственных машинистов, так как они знают склад, товар, его расположение, имели дело с его приемкой. Задач будет больше, но и зарплата, как правило, выше.
– Подойдет ли такая работа женщине?
– Я не видел ни одну женщину, которая работала бы на погрузчике. Но при желании, конечно, можно все. Если человек справляется с задачей, то не важно, какого он пола или возраста. Тут дело в другом: сможет ли женщина иметь столь сильную стрессоустойчивость. Ответственность все же большая. Есть риск, что такая работа ее может измотать. Мужчинам все-таки немного проще в этом плане.
– Почему погрузчик часто называют карой, а водителей погрузчика – карщиками?
– Это почти синонимы. Но на погрузчике есть вилы, которыми берется груз. Нужно управлять не только погрузчиком, но одновременно и вилами. На электрокар (его водитель – карщик) груз размещается вручную, и водителю остается управлять только самим электрокаром. Плюс погрузчик чаще работает внутри помещений, а карщик часто выполняет свои обязанности за пределами одного места размещения.
– Три основные качества для водителя погрузчика?
– Хорошее зрение, способность удерживать внимание, стрессоустойчивость, так как высокий уровень ответственности.
Николай ЩЕРБАКОВ, фото: rs-balance.ru