Яндекс.Метрика
Актуальное Образование Общество Персона

Сказка своими руками. Чайная пауза с Оксаной Эмурсалиевой

Праздничные фотозоны в Чулымском лицее – это отдельный вид искусства. И с первого взгляда не каждый сможет заметить, что выполнены они в основном из подручных материалов. А создаёт их фея декораций – Оксана ЭМУРСАЛИЕВА.

– Оксана Владимировна, расскажите нашим читателям, откуда вы приехали в наши края?

– Родилась я здесь, в Чулыме. Но потом родители переехали в Ташкент, и там я прожила двадцать пять лет. Там вышла замуж и с детьми и с мужем вернулась сюда.

– Первое образование вы получали в Ташкенте? На кого вы учились?

– Да, первое образование у меня портной-модельер. Я окончила швейное училище. После восьмого класса меня мама уговорила пойти именно в училище, а не в десятый класс. Конечно, училище мне много чего дало. Там была фабрика, где я работала. А уже потом здесь, в Сибири я получила педагогическое образование.

– Получается, что вы изначально творческий человек.

– Да, творческий человек я изначально, с самого детства. На кукол шить я начала в первом классе. Вязать меня мама научила в пять лет! У меня родилась сестрёнка, мама ей что-то вязала и мне показывала, а я повторяла. В первом классе я начала ходить на кружок, училась вязать спицами, а в четвертом классе уже вовсю вязала крючком. Вот так и пошло. Жили мы очень скромно, но мама никогда не запрещала шить, вязать или готовить. Она всё необходимое мне покупала, всегда поощряла мои увлечения. Даже если я где-то что-то подпорчу – никогда не ругалась. И уже с четырнадцати лет я шила на заказ. Начала бабушкам-соседкам шить халатики, платья. С выкройками я была знакома, ходила на курсы кройки и шитья, поэтому у меня все хорошо получалось. Где-то мамина подружка меня учила, как выкройки делать. Ну и школьные уроки, «труды», там тоже получила много знаний. В школе девочки шьют одну юбку, я – две. Мне было неинтересно медленно это делать.

– Когда приехали в Чулым, здесь тоже сразу нашли для себя творческую работу?

– В Чулым мы переехали в 2000-м году. Меня пригласили в Дом детского творчества, и оттуда началось моё творчество таким, каким вы его видите сейчас. А в лицее я работаю уже двенадцатый год. Там очень здорово. Коллеги мне доверяют, поддерживают.

– Откуда вы черпаете идеи?

– Иногда из интернета беру. Понравилось что-то, а дальше развиваем под нас, как нам нужно. Бывает, что и в голове что-то рождается. Бывает, какую-нибудь идею целый год вынашиваю. На Новый год как-то готовили фотозону, и родилась идея, какие декорации на следующий год сделать. Целый год пришлось ждать, чтобы воплотить ее.

– Из каких материалов вы создаете ваши работы?

– Почти всё сделано из картона. Что-то создается из фанеры. Здесь наши мужчины мне помогают, я им говорю, какие размеры нужны, даю эскизы, они всё вырезают. Поначалу были так воодушевлены – что там, картон один. А сейчас, со временем, цены повысились. Там же еще и скотч, и клей, и красок сколько уходит! Всё это обходится в копеечку. Да и картон сейчас стал тонкий, приходится делать в два слоя всё. А это и сил, и времени больше занимает.

– Учеников как-то привлекаете к такому творчеству?

– Учеников привлекаем, но в основном на мелкие работы: украшать вместе, снежинки вырезать. Ребята сами изъявляют желание. В основном старшие классы, они уже могут аккуратно выполнять работы. С младшими мы на занятиях кружков делаем поздравительные открытки на разные праздники. Некоторых детей творческий процесс очень увлекает, и они уже дома продолжают что-то делать. Поделки это или украшение – всегда приходят и советуются. Конечно, хотелось бы больше времени проводить с детьми, вместе что-то делать. Но у них такая большая загруженность. Уроки, проекты – и на что-то другое времени почти не остается.

– Как вы думаете, такой талант, как у вас, можно привить ребенку? Или с этим нужно родиться?

– Это сложный вопрос. Даже врожденные таланты нужно развивать. Сами собой они не усовершенствуются. Привить тоже можно, но не у всех есть способности. Даже девочки не все могут аккуратно вырезать. Но в любом случае, ребенка главное заинтересовать. Если ему будет интересно, он будет пробовать из раза в раз, стараться, и в итоге у него что-то да получится. Ещё большую роль играет родительская поддержка. Просто школа сама по себе ничего не даст, важно, чтобы семья тоже была заинтересована в развитии ребенка. У меня была ученица, которой родители не покупали пряжу, потому что считали глупостью такие увлечения. Девочка экономила на обедах и покупала себе материалы, порой и я ей что-то покупала. Девочка очень хотела заниматься, а родители не видели в этом смысла. А детям сложно развиваться в условиях непонимания.

– Много времени у вас уходит на создание фотозоны?

– Нет, не много. Ну, вот в прошлом году мы делали поезд Деда Мороза. Занялись этим где-то в начале декабря, может, даже ближе к середине. И всё успели сделать. У нас ведь ещё пошив костюмов много времени отнимает. Всех героев мы полностью сами отшиваем.

– Наряды выпускников и учительская форма – тоже ваших рук дело?

– Ну да, всё моё. Сначала у нас была красная учительская форма. Она была сшита на смотр художественной самодеятельности, потом мы решили, что это будет наша форма. Два года назад мы поменяли ее на синюю, её тоже я шила. Буквально одно-два платья не мои, а так моя работа. Это всё благодаря моим коллегам, спасибо им за доверие.

– А как вы храните свои декорации? Или их приходится разбирать после праздника?

– Нет, мы все храним. Уже последние лет шесть, наверное, мы не повторяемся. Каждый раз делаем что-то новое. А храним в подвалах. В этом году лицей украшают без меня, из того, что есть. Мы даже если и используем декорации повторно, то в другом месте, и все равно стараемся добавить что-то новое, чтобы смотрелось по-другому. Какие-то большие декорации, например, рояль или луна, повторно пока не использовались. Мы их просто храним.

– Каким ещё образом вы реализуете свои таланты?

– Всё, что можно сделать руками – я умею делать. И лоскутное шитьё пробовала, и одеяла шила, и детские пледики. Нет такого вида рукоделия, который бы я не пробовала. Вот бисер – не мое. Я делала некоторые работы, но поняла, что меня это не сильно интересует. Я вышиваю крестиком, но вот бисер не прижился.

– Ваши дочери тоже занимаются рукоделием?

– Старшая дочь очень хорошо вяжет, на заказы даже. Она может такую вещь связать, что и не скажешь, что это дома руками сделано – очень красиво. Превзошла маму в этом. Детям, конечно, вяжут обе. Я сейчас вяжу только по необходимости, носки или варежки, поэтому всё моё добро перебазировалось к старшей дочери. С внуками поделки делают красивые, шить тоже могут, но не занимаются этим. Да и зачем им шить, когда у них есть я.

– Красивые декорации к Новому году дома тоже создаете?

– Да, дома у меня очень красиво. Много украшений, я сама сплела из газетных трубочек корзину под ёлку. Шью гномов под ёлку, а один большой будет встречать гостей. У меня очень много елочных украшений, игрушек, икебан. Каждый год тоже стараюсь придумать что-то новое, интересное.

– Оксана Владимировна, а что самое необычное вы шили или создавали своими руками?

– Самое необычное, что я шила – это костюм трехголового Змея Горыныча. Было непросто, но в то же время интересно. Предполагалось, что этот костюм будут носить три человека. Было все, конечно, на грани риска, никто не знал, что из этого получится. Никаких выкроек и схем не было, всё делали сами, на глаз. Но получилось здорово, эффектно, прямо настоящий Змей Горыныч. И он тоже сейчас хранится, занимает много места, потому что в хвосте поролон для объема. Ещё подобный костюм мы делали в виде машины, которую мальчик надевал. Такие объемные костюмы, конечно, уже существуют, но для меня это было новое, и где-то даже страшно было браться. Потому что всё делали на глаз, все расчеты производили сами.

– Как вы считаете, современные технологии – искусственный интеллект, 3D-принтеры и прочее, могут заменить людей с творческим потенциалом?

– Ну, здесь, наверное, смотря, что кому нравится, кто к чему привык. Некоторые посмотрят на нас сейчас и скажут: «Ненормальные, из картона делают что-то, когда всё можно заказать». Мне кажется, в таких небольших городах, как наш, на творческих людей всегда будет спрос. Но с другой стороны, от этого мы и страдаем: в небольшом городе ручной труд мало кто ценит. Мы не можем продавать и зарабатывать на шитье, вязании или ещё чем-то. Люди думают, что если что-то сделано руками – значит, это ничего не стоит, хотя в мегаполисах такие работы ценятся очень высоко. Не все понимают, сколько времени занимает работа, что такая вещь  одна-единственная во всем мире, что всё в ней сделано под ваши мерки, лично под вас. Разве это не стоит ценить?

Анастасия АЛЕКСЕЕНКО

Фото предоставлено героиней публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *