Яндекс.Метрика
Общество

Всю жизнь в дороге. Дорожные истории от проводника пассажирского поезда

7 августа все работники железной дороги отметили профессиональный праздник. Профессий на железной дороге немало, но, пожалуй, одна из самых интересных – проводник пассажирских поездов дальнего следования.

Главная задача проводника – обеспечить пассажирам комфортное и безопасное пребывание в пути следования. Но, помимо должностных обязанностей, проводники нередко примеряют на себя, в числе прочего, роль психологов или простых слушателей. И, конечно, занимательных историй они знают больше, чем в любом сборнике анекдотов. Вот за этими историями «Чулымская газета» и обратились к проводникам Чулымского района.

Случайности не случайны

Анастасия работала проводником, будучи бойцом студенческих отрядов. Их бесплатно обучали около трех месяцев, студенты наравне с кадровыми проводниками сдавали экзамены, а затем проходили тщательный медосмотр. После долгожданного трудоустройства Насте назначили дату и время, когда следовало прибыть в депо с вещами.

Перед рейсом каждый проводник должен получить маршрутный лист и пройти инструктаж. Студентов в основном оправляли на восток и юг, и, конечно, своим первым рейсом Настя выбрала рейс на Адлер. Но почему-то так получилось, что ей назвали неверное время, и она приехала в депо слишком рано. Чтобы молодая сотрудница не ждала свой поезд почти семь часов, ее отправили… во Владивосток. Безусловно, она расстроилась. Двухнедельный рейс с детьми и дембелями никак не мог конкурировать с Черным морем и пальмами. Но ничего не поделаешь, пришлось ехать.

До этого Настя бывала только в электричках и представления не имела о поездах и вагонах. К счастью, ей достался адекватный кадровый напарник и вагон с питанием – а там пассажиров намного меньше, чем в простом купе. Но все страхи из-за «косяков» в работе прошли, когда через несколько дней пути начальник поезда сообщил, что поезд на Адлер, в который Настя так рвалась, потерпел крушение. Больше на Черное море ее не тянуло. По счастливому стечению обстоятельств, первый рейс молодой проводницы оказался спокойным и безопасным.

Неприятная ситуация

Почти все рейсы проводницы Анастасии были на восток, и через некоторое время студентов начали ставить на вагон парами, видимо, сочтя, что опыт у них уже накопился. Так Настя со своей знакомой оказались в плацкарте. И ехал у них недалеко от купе проводника вредный мужчина. Постоянно к чему-то придирался, угрожал жалобами начальнику поезда. Ехал он от Новосибирска до Уссурийска. Почти весь маршрут терроризировал бы он проводниц, если бы не «счастливый» случай. Поезд отставал, и большие остановки значительно сокращали, чтобы догнать расписание. Вот и в Чите вместо получаса стоянка была всего десять минут. Вредный пассажир вышел в магазин – и опоздал на поезд.

Некоторое время Настя с напарницей по инструкции ждали его, затем полагалось сделать опись оставленных вещей и передать все начальнику поезда. Вещей оказалось немного, но среди них были скоропортящееся продукты. Проводницы что-то забрали, что-то выбросили  – ведь в жару все это стало бы тухнуть. Конечно, такого счастья не хотелось. Сделали опись, передали начальнику и, так сказать, выдохнули – больше никто не мешал работать. Но на обратном пути, в той же Чите этот мужчина сел в соседний вагон! Он получил назад свои вещи и, конечно, не обнаружил ни колбасы, ни хлеба, ни другой еды. Нужно отдать должное – он не пошел жаловаться к начальнику; но еще три дня, пока не прибыли в Новосибирск, приходил к девушкам в вагон и взывал к совести. Конечно, было стыдно, неловко и так поступать было нельзя, но если подумать – эта еда точно не выдержала бы десятидневной поездки в жару. Пассажир и сам это понимал, но все равно регулярно напоминал о себе. И надо ж было ему сесть именно в этот поезд!

«Недопроводник»

В основном в поездах «чудили» пассажиры, но был и один проводник из студентов, который не отличался сообразительностью и профессионализмом. Этот, так сказать, коллега работал в плацкарте, но не знал или не понимал самых простых житейских правил, и на него жаловались все пассажиры. Поэтому начальник поезда определил его в СВ, где пассажиров крайне мало. Но и там этот проводник умудрялся «наделать делов». То пассажира не в то купе поселил, и получилось два человека на одно место, то вагон ехал без воды, потому что проводник не проследил, чтобы его заправили на станции. А на обратном пути свободные проводники со всего состава приходили дежурить и принимать пассажиров к нему в вагон. Рейс был сложный, вагон Анастасии – соседний, и ей часто приходилось работать на два вагона. К слову, это был последний рейс горе-проводника.

Правда или вымысел?

Как и в любой профессии, у проводников есть свои мифы. Настя работала в вагоне, в котором очень давно из-за неразделенной любви покончил с собой проводник. По рассказам, его душа охраняла вагон. Говорили, что вагон никогда не ломается, он единственный уцелел в пожаре из всего состава, в нем всегда есть запасы воды. Неизвестно, насколько это правда, но за две недели пути никаких форс-мажоров не случалось. Некоторые версии подтверждали опытные проводники, и находиться в вагоне, особенно ночью, было жутко.

А в целом у Насти в каждом рейсе случались какие-то происшествия. То пришлось срывать стоп-кран, чтобы женщина не пострадала, то с пассажирами на ходу запрыгивали в поезд, чуть не оставшись на платформе. Приходилось даже разыскивать пассажира, забывшего в вагоне сумку с документами и крупной суммой денег.

Есть такая работа – роды принимать

А кому то довелось и роды принимать прямо в поезде – длительные перегоны не дают возможности даже в экстренной ситуации остановить состав. Стремительные роды не давали и малейшего шанса родить ребенка с профессиональными врачами, и проводникам приходилось действовать самостоятельно. Конечно, в таких случаях среди пассажиров ищут врача, но и сами проводники умеют оказывать первую помощь.

Когда остановки частые – намного проще. Так, однажды беременная девушка отправилась к родителям на поезде Новосибирск-Кулунда в вагоне проводника Надежды. Едва поезд тронулся, у нее начались схватки. На станции Чулымская роженицу передали «Скорой помощи», которая ждала прямо на перроне. А когда доехали до станции назначения пассажирки, ее родители уже знали, что родилась девочка, и сообщили об этом проводникам.

А звезды будут?

Проводники пассажирских вагонов не реже, чем стюардессы, встречают в числе пассажиров известные лица с телеэкранов. Так, Елена довелось прятать в купе проводника от настойчивых фанатов Андрея Губина. А Александра Розенбаума приходилось не один день защищать от посторонних глаз. Это не обязанность проводников, это они делают уже по доброй воле.

Соблюдая традиции

Кадровые проводники буквально живут в своих вагонах. Часто все праздники проходят под стук колес, которые даже бой курантов не в силах заглушить. На Старый Новый год, Елена со своими коллегами по традиции нарядились и колядовали по составу, поднимая настроение пассажирам. Многие действительно веселились, дети были рады; хотя были пассажиры, которых не устроило такое развлечение.

Иностранцы – гости частые

Нередко можно услышать, что русские – самая пьющая нация. Но, поработав проводником, Настя поняла, что это далеко не так. Из Владивостока до Иркутска на экскурсию на Байкал направлялась группа туристов из Китая и Кореи. Несколько дней иностранцы употребляли горячительные напитки, и не так, как делают это русские, а как простую воду, через трубочку прямо из бутылки. Насте непривычно было видеть такой вариант употребления алкоголя, а китайцы даже не морщились. Радовало то, что иностранцы оказались не буйными, а, наоборот, добрыми и интересными людьми, часто приходили в служебное купе и рассказывали истории о своей стране.

Бумеранг добра

Однажды к Надежде подошла молодая пассажирка и рассказала, что скоро ее станция, она едет на свидание, но косметичку забыла дома, а ей хочется привести себя в порядок перед важным событием. Надежда помогла девушке и поделилась своей косметикой, а что-то даже подарила по просьбе пассажирки. Та осталось очень благодарна и подарила Наде карманную икону из Израиля. Надежда – человек верующий, хранит эту икону спустя десять лет и говорит, что она ее много раз выручала.

Ошибочка вышла

Как-то раз особо бдительные пассажиры Елены сдали одного из попутчиков в полицию на станции. Оказалось, они обнаружили в уборной использованные шприцы, выяснили, чьи они, и сообщили в полицию, не поставив в известность проводника. Полиция разобралась в ситуации. Оказалось, пассажир болеет сахарным диабетом и делает себе инъекции инсулина.

Лето бывает не везде

Уже привычный поезд на восток. Июль. Ночь. Станция Могоча. Проводники выходят на перрон, встречают пассажиров, остановка  – около тридцати минут. Дежурные по станции встречают поезда в теплых куртках, а проводники прибывшего поезда в легкой летней форме. В той местности были заморозки, электронное табло вокзала показывало минус 3 градуса. Проводникам деваться некуда – покорно ждут отправления поезда. И одеться во что-то теплое нет возможности, ведь никто не говорил, что посередине лета поезд застанет мороз.

Что должны знать все пассажиры

Если вы думаете, что о курении в туалете никто не узнает – вы ошибаетесь, потому что вентиляция вагона устроена таким образом, что из тамбура, туалета и косого коридора весь воздух тянется в купе проводника.

Кстати, туалетом во время санитарных зон можно пользоваться, только если вам надо умыться и почистить зубы, побриться и т. д. Проводник обязан стоять рядом и смотреть, чтобы не использовался туалет.

Сейчас откроем страшную тайну – вы можете не сдавать постельное белье проводнику, когда выходите на своей станции! И проводник не может заставить вас нести ему комплект белья, максимум требований – за полчаса быть готовым к выходу.

В третьем и пятом купе находятся аварийные выходы, и окна не открываются, поэтому летом там невыносимо жарко и с эим ничего не сделаешь, если нет кондиционера. Учитывайте это, если вы собрались ехать далеко, ведь поменять место в пути следования не получится.

Ёршики – отдельная история. Пассажиры умудряются смыть их в унитаз. Поэтому во многих вагонах они привязаны.

В вопросе кондиционера проводник на стороне пассажиров. Проводники такие же люди, которые едут в таких же условиях, как и пассажиры, правда, смены у них длятся 12 часов и все это время надо быть «по форме». Если проводник говорит, что кондиционер не работает, то он не врёт.

Если вы хотите по-настоящему отблагодарить проводника за поездку, позвоните с отзывом на «горячую линию». Вероятность получения проводником премии вырастет в несколько раз.

Проводник умеет готовить на титане гречку с мясом, макароны по-флотски, куриный суп, сосиски и салаты, так что не всегда проводники едят одни «дошираки». Если вы едете далеко или с детьми и нужна домашняя еда, спросите у проводника, как ее приготовить.

Откроем ещё один секрет. В старых вагонах в двух тамбурах есть «карманы» для хранения угля. Там температура ниже, чем по всему составу, и если вы везёте, например, с севера на юг рыбку, договоритесь с проводником об использовании «кармана».

В старых вагонах действует абсолютно потрясающая система: работать может что-то одно, на выбор – кипятильник либо вентиляция. Так как по инструкции в вагоне всегда должен быть кипяток, вентиляция практически не включается.

 

Вот такие события и истории происходили с проводниками Анастасией Деревянко, Надеждой Ильиных и Еленой Зачиняевой. Оказывается, проводник во время движения поезда постоянно слушает стук колесных пар, ведь любое отклонение от нормы может стоить сотни жизней. Если вы видите, что проводник «спит» в служебном купе, то знайте, что он не спит, а внимательно слушает, как поезд несет вас к родным и близким.

Наблюдать встречи и расставания – это действительно волшебная вещь, ради которой стоит работать проводником. Целые истории пролетают рядом с тобой и многие остаются в памяти навечно, меняя твою сущность.

Материал подготовила Анастасия АЛЕКСЕЕНКО, фото Ларисы РОЩИНОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы