Яндекс.Метрика
Актуальное Общество Право Происшествия

В Чулыме неизвестные разграбили могилы. Будут ли они наказаны?

Жительница Чулыма Нина Барсукова пришла к нам в редакцию с такой бедой: на городском кладбище какие-то нелюди разграбили захоронения её родных. Не удивительно, что Нина Ильинична очень эмоционально отреагировала на такое происшествие. Ведь это не просто кража, это осквернение святого. Свои размышления она изложила в письме, которое мы сегодня публикуем:

«У каждого, наверно, есть тот, кто ушел в мир иной и похоронен на кладбище, где покоятся воспоминания о тех, кого любили и кто навсегда ушел, где надо относиться по-особому и вести себя уважительно.

Но, увы, я столкнулась с такой жестокой ситуацией.

У меня на старочулымском кладбище покоятся родные люди. Четыре захоронения, все рядом. Посещала регулярно, ухаживала. Уже более 30 лет вокруг могил были ограждения в виде металлических столбиков и цепей (еще муж покойный варил), они регулярно окрашивались.

И какой же был у меня шок, когда, придя в очередной раз, увидела вырванные столбики, снятые цепи, хотя всё было крепко приварено, зацементировано. Половину забрали, а остальное развороченное бросили. Возможно, до следующего раза, ведь это делалось не один раз. Сначала по одной цепи, а теперь разворотили всё, уже не исправишь.

Это же надо быть такими людьми (если можно их назвать таким словом), чтобы осквернить покой усопших, довести меня чуть ли не до инфаркта.

Конечно, позвонила в полицию. Приехали, написала заявление. Но обыденность такова: «на какую сумму», «сколько штук», «возможно, кто-то забрал для оформления своего участка». А сумма-то вроде и небольшая… Да что эта сухая статистика в сравнении с душевными переживаниями, с нервным стрессом. Прийти попроведать и увидеть всё это… Хочется посмотреть в глаза этим нелюдям и спросить: ради чего?»

Нина Ильинична больше огорчена и обескуражена не материальными потерями, а именно цинизмом и бесчеловечностью. «Лучше бы пришли и из моего дома украли, чем с могил близких», – говорит она.

Действительно, такое преступление нельзя отнести к банальной краже. В уголовном кодексе есть отдельные статьи за надругательство.

Уголовный Кодекс Российской Федерации

Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

  1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, за исключением случаев, предусмотренных статьей 243.4 настоящего Кодекса, -наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
  2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

в) с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Впрочем, правовую оценку событию дадут специалисты. С моральной же стороны здесь всё однозначно: ничего святого не осталось у того, кто способен на подобные поступки. Всегда считалось, что нельзя ничего брать с кладбища. Причины и объяснения могут быть разными. Прежде всего, брать вещи с чужих могил запрещено в большинстве религий: и в католицизме, и в православии, и в исламе, и в иудаизме. Такой поступок расценивается не только как кража, но и как осквернение. Он оскорбляет память о покойном и сводит на нет усилия живых по обустройству захоронения. Люди, не исповедующие никакую религию, тоже опасаются таких ситуаций хотя бы из суеверия. Ведь никто не хочет накликать на себя беду, вторгаясь в мир мёртвых. Как бы то ни было, наши родители знали и нас научили: брать чужое на кладбище  – табу. Но где-то эта духовная цепочка прервалась. Теперь некоторые считают, что им можно всё.

Наши подписчики в официальных группах «Чулымской газеты» во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках» единодушно осудили расхитителей. «Ничего святого у людей нет уже», «Как их земля только носит», – это лишь часть оставленных комментариев.

Также чулымцы высказались за то, чтобы полиция не оставляла это дело без внимания – подобное не должно сходить с рук. Многие убеждены, что цепи и столбики украли, чтобы сдать на металлолом. Вот что написала Светлана Заика:

«А я переживаю за урну, которую забрали на озере Солёное… Здесь вон какая беда! Нанесен не столько материальный ущерб, сколько моральный… А найти человека просто – съездить в пункты приема металлолома и узнать, кто эти цепи сдал. И тогда наказать не только того, кто совершил факт вандализма, но и тех, кто способствует этому. Ведь понятно, что эти цепи с кладбища. Вот так были приняты на металл цепи с личным клеймом купца Шумайлова – историческая ценность, не имеющая цены, а кто-то копейки за нее получил. Пока не найдут и не накажут рублем этих нелюдей, всё будет продолжаться, на кладбище цепей много…».

Искатели металла – первая и самая очевидная категория, попадающая под подозрение. Мы попросили прокомментировать происшествие предпринимателя, который занимается приёмкой металлолома, – Андрея Андриенко (на фото):

– В целом виде оградки, памятники, таблички с могил я не принимаю. И мои люди не хотят это перерабатывать из моральных соображений. Конечно, это всё равно должно утилизироваться, иначе кладбища захламятся. Мы принимаем только попиленный металл, и чтобы ни табличек, ни надписей на нём не было. Вообще я давно не сталкивался с этим.

По словам предпринимателя, Нина Ильинична приезжала к нему в поисках украденных цепей. Он показал ей те изделия, которые есть, но среди них пропажи не оказалось. Вообще, зная повадки металлокопателей, сотрудники полиции регулярно посещают пункты приёма, когда ищут похищенное. Так как Андрей работает официально, «в чистую», у него есть вся информация о посетителях.

– У нас записано, кто и что принёс, выдаются квитанции. Бывает, полицейские находят украденные фляги какие-нибудь или что-то ещё. Мы с ними сотрудничаем.

Что не примут в лом?

Есть целый перечень предметов, которые не принимают в лом. В него входят, в частности, тросы, стропы, люки от канализации, рельсы, электрические провода; ограждения, памятники с кладбищ, мемориальные доски; таблички коммунального назначения с письменной информацией на них; предметы, представляющие историческую и культурную ценность; ёмкости со следами ядовитых веществ; предметы и вещества с радиацией; боеприпасы и элементы оружия; имущество коммунальных служб и муниципалитета.

Удастся ли найти и наказать воришек, пока неизвестно. Но многие убеждены, что избежать кары им в любом случае не удастся. «Дай бог им всего, что они заслуживают. Человеческие законы не всегда срабатывают. Но ведь есть и другой суд…» – написала в комментариях Яна Воливаха. И добавить нечего.

 

Материал подготовила Майя ДЕМОЧКИНА. Фото Нины Барсуковой, Ларисы Рощиной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *