Наказ избирателей имеет силу закона. Депутат Заксобрания Александр Барсуков рассказал о приоритетах в работе
Кратко
«Самая масштабная задача, конечно, строительство Дома культуры в Чулыме. Этот объект не попал в бюджет 2024 года. Мне пришлось вместе с районной администрацией бороться за то, чтобы его включили. По поправкам он прошёл – выделено 220 миллионов на этот год»
бюджет
- Рост зарплат, соцподдержка и новые нацпроекты вошли в бюджет НСО на три года
- Главные добавки - на социальную сферу
- Новосибирские депутаты поддержали изменения в налоговом и бюджетном законодательстве
- Областные депутаты подкорректировали бюджет
- Дополнительные средства выделят Муниципалитетам НСО на дороги
Мы беседуем с Председателем совета директоров ООО «Новосибирскагропромдорстрой», депутатом Законодательного собрания НСО, Заслуженным строителем РФ, Заслуженным работником транспорта НСО Александром Барсуковым
– Александр Филиппович, в последние два года, несмотря на специальную военную операцию, областной бюджет постоянно растёт. Программы, которые были приняты, работают, не сокращаются. Мы понимаем, что это происходит не само по себе, над бюджетом работают исполнительная и законодательная власти. Скажите, какие задачи в этом плане стоят перед вами как депутатом Законодательного Собрания?
– Наша задача – сформировать как можно больше бюджета. Вот если, к примеру, в 2019 году бюджет Новосибирской области был 150 миллиардов рублей, то через пять лет он составляет больше трёхсот. Это происходит за счёт экономического роста: открываются новые производства, налоговые поступления растут, инвестиции привлекаются, причём здесь участвуют как предприятия области, так и со стороны приходит к нам много инвесторов. За прошлый год, например, инвестиции в областной бюджет составили 343 миллиарда рублей. Чем больше бюджет, тем больше мы закроем проблем и вопросов. За пять лет в два раза увеличить областной бюджет – это не так просто.
В первую очередь в бюджете есть защищенные, социальные статьи, которые незыблемы. Здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, социальные льготы – это составляет более 75 процентов бюджета. Например, из 1 миллиарда 633 миллионов бюджета Чулымского района больше половины занимают статьи: здравоохранение и образование, социальные программы, льготные выплаты и другие, поддержка сельского хозяйства. Кстати, на поддержку сельского хозяйства в прошлом году в области направили более пяти миллиардов рублей. Это способствует развитию сельхозпроизводства, результаты говорят сами за себя. Не случайно наша страна вышла на первое место в мире по производству зерна.
Растёт и районный бюджет. Например, на этот год бюджет Чулымского района достиг 1 миллиарда 633 миллионов, а в том же 19-ом он был меньше девятисот, тоже почти в два раза рост. Есть такая особенность: допустим, на 24-й год собственных доходов у вас всего 15 процентов, то есть 250 миллионов, остальное всё финансирует и компенсирует областной бюджет. И задача следующего этапа для депутатов и руководства района – чтобы бюджет был сформирован самодостаточный, и даже хватало на развитие по району, где я являюсь депутатом. Это основная и главная задача. Областной бюджет должен отражать, и мы должны защищать это, интересы районов моего округа: Коченевского и Чулымского.
– Расскажите о приоритетах работы депутатского комитета по транспортной, промышленной, информационной политике, членом которого вы являетесь.
– Прежде всего, мы формируем на комитете и потом принимаем на сессии бюджет по дорожному строительству. Важно, чтобы он рос и отражал нужды в целом области, и наших районов в частности. Утверждаем субсидии на пассажирские перевозки, потому что все предприятия в области, которые занимаются пассажирскими перевозками, убыточны -они себя обеспечивают примерно на сорок процентов. Мы компенсируем затраты, которые они несут. Без этих субсидий предприятия не могут существовать. Но есть закон о транспортном обеспечении населения, и мы, как власть, должны обеспечить его исполнение, чем мы и занимаемся.
В 2023 году район получил субсидии: автотранспортные предприятия – более 11 млн. руб., сельхозпредприятия – почти 38 млн. руб. Кроме того, в Чулыме обновили весь автобусный парк. В этом помогает, во-первых, федеральный бюджет, во-вторых, областной бюджет привлекаем, в-третьих, казначейский кредит и средства предприятий автотранспорта. Эта задача была актуальна, когда-то у нас был износ автобусного парка по области около 90 процентов.
Третья задача – формирование программ и бюджета дорожного строительства. Сейчас это обособленный дорожный бюджет, это очень здорово, потому что никуда оттуда деньги не могут быть отвлечены. Мы только в прошлом году на миллиард сформировали дополнительных доходов. Вынесли вопрос на сессию, и в дорожный бюджет пошло дополнительное финансирование. Первое: увеличили транспортный налог, который не индексировался десять лет. Причём подошли к этому корректно и без излишеств, сохранив все льготы, которые были. Всего увеличился бюджет на полмиллиарда. Второе: доход от налога на имущество дорожного хозяйства раньше собирался и зачислялся в областной бюджет, теперь при поддержке исполнительной власти Губернатора на сессии Законодательного Собрания принято решение о зачислении его в дорожный фонд. Это ещё полмиллиарда. Задача актуальная по увеличению дорожного фонда, потому что средств недостаточно. Некоторые люди говорят: транспортный налог платим, а дороги плохие. Но транспортный налог по области всего 2,5 миллиарда, а денег на дороги освоено в прошлом году 31 миллиард с учётом 800 километров федеральных дорог. И все равно этих денег не хватает для содержания, ремонта, реконструкции и строительства, хотя почти в каждом районе дороги строятся. Вот еще один из вопросов, который мы как комитет отстаиваем. Само собой, программу дорожного строительства формируем, исходя из необходимости.
Проблема дорог остаётся самой важной. Общая территориальная дорожная сеть в области 14 тысяч километров (а с учётом муниципальной – 26 тысяч). Мы должны полторы тысячи километров за год ремонтировать, так как положено раз в десять лет производить ремонт и восстановление. А мы ремонтируем всего 40 процентов. Денег не хватает. Да, стали больше выделять, дороги строятся, но за раз всё не исправишь. Так что когда некоторые кандидаты говорят: приду и всё решу, – это популизм. Можно сделать все дороги, но подумайте, у кого для этого отнять финансирование: у учителей, у врачей?
Положительные изменения есть, вы их видите. Был наказ по дороге Чулым-Базово, проблемные участки отремонтировали. До Большеникольска тоже решается вопрос. В 22 году выделили 90 миллионов, сделали 10 километров. На этот год выделено 75 миллионов, надо отремонтировать 7 километров.
Отремонтировали дороги на Серебрянку, на Осиновку, на Иткуль, подъезд к Кабинетному. Начато строительство автодороги на Куликовку: в планах 16 миллионов рублей на этот год и 25 миллионов на следующий.
Субсидии муниципальным образованиям удалось значительно увеличить. В планах было: 2023 год – 32 миллиона рублей. Но наш комитет работает в интересах жителей, появились возможности в дорожном фонде, мы увеличили субсидии на 1,7 млрд. рублей по районам, в том числе 90 миллионов получил дополнительно Чулым.
– Александр Филиппович, важной частью работы депутата является выполнение наказов избирателей. Скажите, удаётся ли выполнить обещанное?
– Совместно с районом мы сформировали наказы населения и утвердили на сессии, так как они приобрели силу закона в 2020 году. Почти 60 миллиардов рублей направлено на выполнение наказов в прошлом году и ещё больше в этом – пока около 70, но мы постоянно вносим поправки, в том числе по дорожному строительству.
Предварительно все службы и комитеты рассматривают предложения, мы приходим к консенсусу. Когда выходим на сессию, решение принимается единогласно. Это значит, что все фракции, все партии, все депутаты удовлетворены принятием решения. И это зависит от детальной проработки. Не один депутат формирует наказы, а вместе с районной властью. У депутата на первом месте интересы района, так что у нас нет разногласий по финансированию объектов. На сессии принимаем закон о наказах, такого подхода никогда раньше не было, а я уже четвёртый созыв работаю. Выработана такая система, при которой интересы населения отражены в полной мере и разногласий нет. Но принять закон – это полдела. Надо ещё контролировать его исполнение. Чтобы деньги шли по назначению, чтобы они эффективно осваивались. У нас есть такие случаи, когда выделенные бюджетные деньги не используются. На этот год 32 миллиона рублей субсидий выделили району, этого мало. Сейчас работаем над тем, чтобы увеличить. Эти деньги пойдут тому, кто готов их освоить, у кого есть документация, прошедшая экспертизу. Мы деньги добываем, а вы реализуйте.
– Какие самые значимые наказы чулымских избирателей сейчас реализуются?
– Объектам культуры уделяется большое внимание. В прошлом году отремонтировали культурно-досуговые центры в Большеникольске, Осиновке, Чикмане, Новоиткуле, клуб в Иткуле. Самая масштабная задача, конечно, строительство Дома культуры в Чулыме. Этот объект не попал в бюджет 2024 года. Мне пришлось вместе с районной администрацией бороться за то, чтобы его включили. По поправкам он прошёл – выделено 220 миллионов на этот год.
По наказам построено уже пять ФАПов, на этот год запланированы ещё два. Вошло в наказы и строительство поликлиники, финансирование составит 638 миллионов рублей, причём ввод запланирован в этом году, а Дома культуры – в следующем. Не буду рассказывать про ход строительства, за всем нужно держать контроль, вносить коррективы и так далее. К сожалению, оказался несостоятельным подрядчик на Доме культуры, сейчас его меняем. Подрядчики иногда подводят, и это негативно сказывается на бюджете.
Многое делается для развития спорта. Решались вопросы по оборудованию. По наказам построили спортивное ядро – более ста миллионов рублей. Сделали тир. Городошную площадку я помогал финансировать. Сейчас принято положение – каждый год будут проводиться соревнования пенсионеров по городошному спорту на приз депутата Барсукова. Финансирование крытой хоккейной коробки заложено на следующий год, но если проведём торги, то начнём строить в этом, а для этого есть все условия.
Продолжают работать программы «Школьная кровля» и «Школьное окно». К сожалению, мы их ещё не закрыли. В этом году более трёхсот миллионов было выделено, мы добавили ещё сто. Думаю, в следующем году мы снимем этот вопрос.
Помимо наказов, которые финансируются из бюджета, есть ещё депутатский фонд – полтора миллиона. Мы вместе с районом распределяем, кому и на что выделить деньги. Я на себя не беру такую ответственность, потому что в районе лучше знают, что необходимо сделать в первую очередь. В основном средства фонда идут на школы, дошкольное образование. Дети – наше будущее, это самое благодатное вложение. Как в пословице – «Что посеешь, то и пожнешь». Помогаем спорткомплексу, молодёжному центру, музыкальной школе, лагерю «Чайка». Чикманской школе всегда оказываем поддержку, потому что у них есть приусадебное хозяйство, они сами заготавливают овощи. Иткулю покупали концертные костюмы, аппаратуру для осиновского КДЦ, оборудование лазерного тира для большеникольской школы.
– Александр Филиппович, сейчас наша страна столкнулась с серьёзными вызовами, международная ситуация непростая. На ваш взгляд, как мы можем этому противостоять?
– Прежде всего, мы оказываем существенную помощь военнослужащим СВО, потому что это касается каждого. Я уже говорил, что бюджет ни областной, ни районный не пострадал. Во многом благодаря тому, что люди оказывают помощь: предприятия, организации, граждане, я лично. Если мы не будем этого делать, тогда мы не россияне. Мы будем проигрывать, бюджет начнут «резать», программы не выполняться. Святой долг каждого участвовать и помогать. И ещё одна важнейшая задача перед гражданами России – принять участие в выборах. Сегодня нас пытаются поссорить, разделить. Мы должны проявить единство и проголосовать. Этим мы покажем всему миру, что мы едины, нападки врагов нас только сплачивают, делают сильнее, докажем, что мы едины, а это значит, что мы непобедимы.
Майя ДЕМОЧКИНА