Можно ли наказать мотоциклистов за шум в ночное время
Кратко
Некоторые недобросовестные мотоциклисты устанавливают на свою технику прямоточные глушители, которые вовсе не глушат двигатель
безопасность
- Акцию «Голуби памяти» посвятили жертвам ДТП в Чулымском районе
- Спасший из огня ребёнка Владислав Юмагулов рассказал подробности рокового пожара
- Запугать и обокрасть- вот задача телефонных мошенников
- Усилены требования к безопасности
- Защиту объектов энергетики от терроризма усилят в Новосибирской области
С началом мотосезона многие чулымцы испытывают негативные эмоции из-за звука ревущих моторов, особенно в ночное время. Можно ли привлечь мотоциклистов к ответственности за шум?
Откуда такой рёв?
Самая частая причина мотошума – ревущий «прямоток» вместо штатной и тихой выхлопной трубы у мотоциклов. Некоторые недобросовестные мотоциклисты устанавливают на свою технику прямоточные глушители, которые вовсе не глушат двигатель. За такое «усовершенствование» можно поплатиться не только штрафом за повышенную шумность, но и за внесение изменений в конструкцию транспортного средства. А это может грозить прекращением регистрации. При этом установка «прямотока» на обычные, не болидные транспортные средства, – это, по сути, пускание пыли в глаза, ведь мощность двигателя от этого не меняется. Иными словами, шум ради шума, утверждают автоэксперты. А предельно допустимый уровень шума для мотоциклов – 96 децибелов.
Как оценить уровень шума
10 дБ – шелест листвы на дереве
40 дБ – обычная речь, по СНиП это допустимый уровень для дневного времени
75 дБ – крик, смех
95 дБ – звук вагона метро при движении, очень шумно
120-125 дБ – работает отбойник, почти невыносимо для слуха
135-145 дБ – взлетает реактивный самолет, без защитного снаряжения возможны контузия, травмы мозга
Длительная звуковая нагрузка в 65-90 дБ раздражающе действует на нервную систему, вызывая беспокойство, неврозы.
Каково наказание?
По мнению юристов, наиболее эффективным способом борьбы с любителями рассекать на мотоциклах, создавая повышенный шум, является штраф ГАИ. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает сразу две статьи, по которым можно привлечь мотовладельцев к ответственности.
Во-первых, по ч. 1 ст. 12.5 КоАП за управление транспортным средством при наличии неисправностей (а установка «прямотока» считается неисправностью) или условий, при которых его эксплуатация запрещена, назначается штраф – 500 рублей. Еще нарушителю выдают требование: прекратить эксплуатацию транспортного средства до устранения нарушения. Он должен предоставить транспортное средство в МРЭО ГАИ и показать, что убрал незаконные изменения в конструкции. Если водитель не делает этого в установленный срок, то регистрация мотоцикла аннулируется. Также за невыполнение законного требования сотрудника полиции водителя могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. За это нарушение грозит штраф от 2 до 4 тысяч рублей, либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Согласно техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», система выпуска или глушитель должны иметь полный комплект элементов, необходимых для снижения шума, который производится двигателем мотоцикла и его выхлопной системой (ГОСТ РФ «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мотоциклов в связи с производимым ими шумом»). Не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов.
Во-вторых, ст. 8.23 КоАП предусматривает наказание именно за превышение уровня шума, который измеряют специальным шумомером. Для мотоциклов и легковых автомобилей максимально допустимый уровень составляет 96 децибелов. За данное нарушение водитель шумного транспортного средства также получит предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Заявить о нарушении можно по телефону 112, либо сразу позвонить в ГАИ. Желательно указать регистрационный знак мотоцикла.
По действующему законодательству мопеды, скутеры и другая мототехника с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров не требует регистрации в ГАИ. Для управления необходимо только водительское удостоверение соответствующей категории. ПТС на данную технику не предусмотрен, получение номеров в ГАИ не требуется. Поэтому, если на транспорте нет регистрационного знака, но вам известно, кто за рулём – сообщите об этом в ГАИ. Там сотрудники проверят поступившую информацию и проведут беседу с владельцем «железного коня».
В-третьих, повлиять на шумных мотовладельцев может местная администрация. Жильцам необходимо подавать жалобы на частые нарушения уровня шума, тогда администрации придется провести соответствующую проверку, замерить шумомером издаваемые звуки и принять меры воздействия на нарушителя.
Ситуация в Чулыме
Как рассказал начальник ГАИ по Чулымскому району, майор полиции Александр Шабанов, в нашем районе работа с мотоциклистами ведется ежедневно. Каждую неделю на штрафстоянку помещаются порядка 10-15 мототранспортных средств. И за рулем почти каждого из них дети до 16 лет. Родители этих детей, после беседы с сотрудниками ГАИ и предоставления документов на транспорт, спокойно забирают технику и снова передают её ребенку. Чаще всего с момента эвакуации мотоцикла до передачи его владельцу проходит не больше суток. При первом таком задержании родителям и ребенку выносится предупреждение. При повторном задержании назначается штраф в размере 500 рублей. Если нарушителя поймают в третий раз – его поставят на учет в ПДН. По выявлению нарушителей со стороны сотрудников ГАИ ведётся ежедневная работа. Но пока родители не поймут, какую ошибку они совершают и к чему их действия могут привести – ситуация не изменится.
Получается, что согласно действующему законодательству дети, с подачи собственных родителей, могут совершенно безнаказанно нарушать правила дорожного движения. В такой ситуации совершенно не понятны мотивы родителей. Надоело заниматься воспитанием детей?
Мотоцикл – это опасное развлечение. Подростки садятся за руль мототранспорта чаще всего, чтобы получить дозу адреналина. Автолюбители и профессиональные водители недолюбливают мотовладельцев, во многом благодаря их агрессивному поведению на дороге, излишнему шуму, который отвлекает внимание. Про любителей мототранспорта часто говорят: «Чем больше мотоциклистов – тем меньше мотоциклистов». Мотоциклистам, погибшим в дорожно-транспортных происшествиях, установлены памятники «Беспечный ангел» в разных частях нашей страны.
В этом году в Новосибирской области произошло 99 ДТП с участием мотоциклистов, почти треть из них – с участием несовершеннолетних. В мае ГАИ фиксировала подобные аварии почти каждый день, но и в летние месяцы количество ДТП снизилась незначительно. И лишь единицы из участников этих аварий обошлись без травм.
Чулымцы говорят
«А сколько уже машин пострадало от мотоциклистов? Что-то умалчивают. Решают всё на месте, деньги есть – мозгов нет. Подождем до ЧП с мотоциклом, может, потом (ГАИ. – Прим. ред.) будут работать».
«Как грязи, этих мопедов, ещё и квадроциклы ездят, а за рулем 12-13-летние, и личности их всем известны. Но никому нет дела. Наша ГАИ не работает, что ли?».
«Как только наступает вечер, на улице Кожемякина стоит гул и рёв мотоциклетный. Ну и скорость, конечно! Кажется – ну всё, или себя, или кого-нибудь угробят!».
«Что вытворяют на этих мотоциклах, несутся как ненормальные, рев стоит, вечером уснуть невозможно».
Анастасия АЛЕКСЕЕНКО, по материалам сайтов auto.rambler.ru, spb.mk.ru. Фото: wikimapia.org