Будет новый мост через реку Карасук
19 октября в селе Базово произошло ЧП: обрушился автомобильный мост через реку Карасук. В результате отрезанной от населённого пункта оказалась улица Заречная, где расположено восемь домов, в которых проживает 26 человек, в том числе девять детей и один маломобильный. При этом у жителей осталась возможность добраться в центр села по пешеходному мосту. Так что дети продолжили посещать занятия в школе, а все, кому нужно, могли сходить в магазин.
Временная переправа
Территориальное управление автомобильных дорог (ТУАД), в чьём ведении находился мост, в ускоренном режиме организовало временную переправу через реку. Она находится в четырёхстах метрах от моста и представляет собой две водопропускные трубы и щебёночную отсыпку. Также щебнем отсыпали дорогу до переправы общей протяжённостью 1,7 км. Переправа обеспечивает проезд необходимого для жизнеобеспечения жителей поселка транспорта и проход пешеходов. «Она рассчитана под нагрузку легкового транспорта. Соответствующие знаки и сигнальные столбики установлены. На месте постоянно дежурят представители эксплуатирующей организации и ТУАДа», – сообщается на сайте Территориального управления автомобильных дорог.
Есть объезд
Дорожники рекомендуют водителям при движении из Ордынского в Чулым и дальше на Омск пользоваться объездным плечом: дорогами Петровский – Большеникольское – Чулым или через Кочки и Каргат. Это самые короткие маршруты. По информации сельской администрации, в Ордынском районе на съезде с трассы возле Шайдурово установлена табличка об объезде, сотрудники ГИБДД информируют водителей, а вот со стороны Чулыма продолжают идти грузовики, водители которых не в курсе сложившейся ситуации.
Оживлённая дорога
Насколько востребована дорога для транзитного транспорта, стало наглядно видно сейчас, после ЧП. Большегрузы везут через Базово зерно, молоко, древесину, щебень, стройматериалы и т.д.
– Сейчас больших колонн нет, но и те машины, которые заходят в село, так как не могут переехать через реку, заметно продавливают дороги, – говорит глава Базовского сельсовета Сергей Фролов. – А раньше был значительный поток большегрузов. Для дальнобойщиков эта дорога была возможностью миновать весовой контроль, который ведётся в Ордынском. Машины со стороны Казахстана, как правило, идут с большим перегрузом.
Знаки, ограничивающие вес автотранспорта и скорость движения по мосту, как рассказал нам глава, были лишь до ремонта. Три года назад мост ремонтировался, после чего знаки по каким-то причинам не установили. Между тем, по информации ТУАД, состояния моста регулярно мониторилось. «Несколько раз в год проводились проверки технического состояния», – уверяют дорожники.
Скорее всего, перегруз
О том, что к разрушению моста, скорее всего, привели повышенные нагрузки, говорят и на областном уровне. Так, глава регионального Минтранса Анатолий Костылевский на оперативном совещании правительства Новосибирской области сообщил, что причиной обрушения автомобильного железобетонного моста в Чулымском районе Новосибирской области мог стать проезд тяжелых большегрузных автомобилей. Он также добавил, что в 2024 году подготовят необходимую документацию для восстановления переправы. Контракт на проектирование заключат без торгов. В 2025 году проведут восстановление моста.
В 2024 году подготовят необходимую документацию для восстановления переправы. Контракт на проектирование заключат без торгов. В 2025 году проведут восстановление моста.
Были предпосылки
Судя по свидетельствам очевидцев, мост рухнул не внезапно, к этому были предпосылки. По словам Сергея Фролова, разрушительный процесс шёл примерно в течение двух недель.
– Я не специалист, – объясняет глава, – но когда проехал по мосту, почувствовал, что одна сторона как будто просела. Удостоверившись, что этой действительно так, я сообщил о проблеме руководителю чулымского ДРСУ Виталию Чепикову. Мост не относится к его ведению, но он передал информацию в Новосибирск. Представители ТУАД приезжали, они следили за ситуацией.
Сейчас в село прибыли представители «геологии», они будут производить изыскательские работы. Нужно обследовать разрушенный мост. Затем с учётом всех факторов проектировать новый.
Прокуратура проверит
Тем временем прокуратура проводит проверку по данному инциденту.
«Прокуратурой Новосибирской области совместно с прокуратурой Чулымского района с целью координации деятельности органов власти, местного самоуправления и дорожных служб осуществлен выезд на место обрушения моста в п. Базово Чулымского района», – сообщает пресс-служба ведомства.
В ходе проведенной на месте проверки установлено, что при наличии сведений о предаварийном состоянии моста, осадки и крена одной из опор, ГКУ «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» незамедлительных мер к предотвращению аварийной ситуации не принято.
Прокуратурой Чулымского района 19.10.2023 внесено представление начальнику ГКУ НСО «ТУАД».
Прокуратурой области организована комплексная проверка исполнения владельцами мостов обязанностей по их ремонту и содержанию.
Мост через реку Карасук в Базово был построен в 1971 году. Его длина 45 метров, грузоподъёмность – 23 тонны. Обрушено 30 метров – два пролёта.
Когда не было моста
Рухнувшему мосту было больше пятидесяти лет. Срок большой, но жители села помнят те времена, когда моста через реку вообще не было.
– Я вырос на том берегу, – говорит Сергей Фролов. – Семь лет в школу ходил. Тогда вообще не было никакого моста. При мне его начали строить, в семьдесят первом году. Перебирались, как могли: и на лодке, и трактор подтаскивал сани тракторные, бросал на воду, кое-как они зацепятся за берег, за льдины – по ним и перепрыгивали. Бывало, переселялись на эту сторону на время паводка, у кого есть родственники. Паромы строили: две трубы большого диаметра как поплавки, и трос натянут был. Случалось, пацаны переворачивались… Конечно, мы были рады этому мосту. Относились как к символу прочности, это такое капитальное сооружение. Жаль, что так случилось. Сейчас дорогу подквасило, ходить не очень удобно. Но надо перетерпеть этот период.
Майя ДЕМОЧКИНА, фото из открытых источников