Вот это вещь! Интересные экспонаты отдела краеведения
Кратко
В коллекции краеведческого музея Чулымской центральной библиотеки имеется множество удивительных экспонатов
библиотека
- В Чулымской библиотеке разработана тематическая экскурсия
- В Чулымской библиотеке состоялась районная поэтическая встреча
- Многодетная мама из Большеникольска поступила учиться на библиотекаря
- Единый читательский билет - в электронном виде
- Пенсионеры из Воздвиженки поблагодарили библиотекаря за праздник ко Дню пожилых
В коллекции краеведческого музея Чулымской центральной библиотеки имеется множество удивительных экспонатов. О самых редких, необычных, интересных из них краеведы рассказывают на сайте библиотеки в рубрике «Интересный экспонат». Предлагаем вам сегодня повнимательнее присмотреться к вещам из нашего советского прошлого. Может быть, в вашей семье тоже были такие?
Плюшевый жилет
Существует такая одежда, которая входит в нашу жизнь и остается в ней на годы, и даже на десятилетия. Одним из таких видов одежды является женская верхняя одежда из плюша – жакеты, безрукавки, пальто. В середине ноября 2023 года коллекция краеведческого музея Чулымской центральной библиотеки пополнилась предметом женского гардероба, служившим верой и правдой не одному поколению – это женский жилет из черного плюша, на пуговицах, с саржевой подкладкой, утепленный ватином. Вещь перешита. Скорее всего, изначально она была длиннее, имела рукава, воротник, прорезные карманы «в рамку», позднее карманы были изменены на накладные, ставшие ненужными детали – убраны.
Жилет (жакет) принадлежал жительнице Чулыма Тамаре Петровне Детковой (Ульяшиной), 1930 года рождения. В свое время Тамара Петровна работала учительницей начальных классов в Большеникольской, затем Серебрянской сельских школах. А ей жилет достался от ее мамы. Позднее вещь использовалась в семье, но уже не для ношения, а в хозяйственных целях. Мы рады, что жилет попал в музей.
Новый экспонат – раритет, редкость. Представляет историческую ценность как предмет гардероба сельских жительниц при улучшении жизни и социалистического быта в период послевоенного подъёма народного хозяйства СССР. Ношение – на выход и в праздники.
Он пришел на смену послевоенным телогрейкам (или фуфайкам, их называли по-разному в разных местностях) в 50-е годы, когда, как говорили в народе, «замирилась война», как первый росток новой, мирной, налаживающейся после военной разрухи жизни. На фоне налаживающейся послевоенной разрухи жизни плюшевая одежда выглядела богато.
В те годы иметь «плюшку» считалось особым шиком, ее берегли, носили только по праздникам, по особым случаям (для поездок в райцентр, например). Со временем «плюшки» запустили в массовое производство и с годами они стали висеть во всех сельмагах. В городе «плюшки» не прижились, а в селе, особенно среди бабушек, пользовались огромной популярностью: штапельный платок, плюшевый жакет, длинная юбка и валенки (или бурки) – так выглядела практически каждая пожилая селянка. «Плюшка» прочно и надолго обосновалась в гардеробе наших бабушек, была практичной, удобной, теплой, натуральной одеждой. С прочным чёрным верхом мягким, нежным и тёплым ворсом жакет выглядел эстетично и создавал ощущение комфорта и уюта. Под ним – стёганая ватная подкладка, так что женщине в «плюшке» было тепло даже в сильный мороз.
Купить её сначала было очень трудно. Только лучшие доярки, телятницы и свинарки удостаивались чести приобрести её в сельмаге по списку. Во времена Хрущёва жакеты из плюша запустили в массовое производство, и роскошный предмет сельской моды и женского гардероба уже могла купить почти любая женщина.
Модная в 1950-60-е годы плюшевая жакетка стала обыденной одеждой в 1970-80-е годы. На деревенских улицах часто можно было увидеть женщин в «плюшках», сидевших вечерами на лавочке, спешивших в магазин, чистивших снег…
Хозяйки к своим «плюшкам» относились очень трепетно. Многие берегли вещь для дочек и внучек. Их производили более четверти века (причем крой жакета не менялся), потом им на смену пришли шубы из искусственного меха. Но и в наше время, очень редко, но можно еще увидеть старушку в таком жакете. Бабушки в замечательной одёжке, которая и тело, и душу грела, уходят, а с ними уходит и эпоха.
Советский фотоаппарат
Таких аппаратов в музее несколько. О каждом из них грезили не только советские школьники, но и многие взрослые любители фотографии.
Один из них крут настолько, что в представлении не нуждается, но мы все равно представим: фотоаппарат «ФЭД». Назван он в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского. «ФЭД» является почти точной копией немецкого фотоаппарата “Leica II”, сразу после выхода получившего широкую популярность в фотожурналистике. Выпускался Харьковской трудкоммунной имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданной из бывших беспризорников знаменитым педагогом Антоном Макаренко, с 1934 года. Модель из нашего музея «ФЭД-3», выпускался с 1961 по 1979 годы. Высоко ценился профессионалами и был предметом зависти многих любителей. Стоил от 70 до 250 рублей, то есть, от одной до нескольких зарплат, что по тем временам мог позволить себе далеко не каждый.
Фотоаппарат «Смена-Символ» выпускался объединением ЛОМО в 1971-1991 годах. «Смена» – наименование семейства советских шкальных фотоаппаратов и другой фотографической техники, производившейся с 1939 года в Ленинграде, а позднее – в Минске. Все фотоаппараты «Смена» производились в расчёте на массового потребителя, поэтому отличались простотой устройства и невысокой ценой – 23 рубля.
Фотоаппарат «Смена-Символ» использовался советскими альпинистами при восхождении на Эверест в 1982 году; этот фотоаппарат вернулся из экспедиции в исправном состоянии и хранится сейчас в Политехническом музее в Москве.
«Смена-Символ» продавалась за рубежом и под оригинальной маркой, и под другими, например, «Panorama» (торговый знак немецкой фирмы Otto), «Cosmic Symbol».
С 1974 по 1985 год на Белорусском оптико-механическом объединении выпускался фотоаппарат «Вилия» с близкими техническими характеристиками и аналогичного конструктивного исполнения. Кстати, «Вилия» у нас тоже есть. Благодаря низкой цене и большому количеству выпущенных экземпляров были широко распространены среди начинающих фотолюбителей.
Сегодня сделать фотографию проще простого, но вместе со старыми пленочными фотоаппаратами, с проявителями-закрепителями, глянцевателями, красным светом в ванной комнате и развешанными для просушки снимками исчезла магия, доступная лишь избранным.
Как видите, даже старые, казалось бы, давно отжившие своё вещи могут представлять интерес. Стоит лишь повнимательнее в них вглядеться, и кто знает, какая история откроется вам. Так что если в вашей кладовой завалялось что-то ненужное, не спешите отправлять это на свалку – может быть, это будущий экспонат музея.
Материалы предоставлены отделом краеведения Чулымской центральной библиотеки