Виктория Пилюкова: «Ребёнка нужно уважать как личность – и тогда всё сложится»
Кратко
В первую очередь важно расположить к себе детей, завоевать их доверие. Не обманывать, если дал слово – то держать его. Дети всё понимают, всё чувствуют
Настоящий учитель – не тот,
кто тебя постоянно воспитывает,
а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
Михаил СВЕТЛОВ, советский поэт
Воспитатель – первый педагог, наставник за пределами семьи и дома. Далеко не каждому человеку дано заниматься воспитанием детей. И какими бы умными и мудрыми ни выглядели воспитатели, им тоже требуется наставник, человек, который направит их на верный путь. Виктория ПИЛЮКОВА – наставник воспитателей и наших детей.
Осознанный выбор
Виктория Пилюкова пришла в педагогическую сферу, как и многие мамы современного мира – устроилась работать воспитателем, чтобы обеспечить ребенка местом в детском саду. Как рассказывает сама Виктория, «специального образования у меня тогда не было, но Наталья Ермолаева – директор детского сада «Улыбка» поверила в меня, и взяла на должность воспитателя, как я только поступила в институт. Она всегда говорила, что верила в меня и видела во мне хорошего педагога».
Виктория Геннадьевна окончила Новосибирский педагогический институт, магистратуру, затем получила высшую квалификацию. Чтобы стать хорошим педагогом, семь лет она потратила на постоянную учебу. Как рассказывает педагог, были моменты отчаяния, опускались руки. Всего через несколько месяцев после рождения второго ребенка у Виктории началась сессия, и если бы не поддержка мужа, семьи, она, возможно, и не получила бы образование и не стала таким замечательным педагогом.
Что интересно, с самого детства Виктория мечтала стать бухгалтером. «Моя крёстная мама – очень красивая женщина, она работала бухгалтером. И в детстве я думала, что если буду бухгалтером, то буду такой же красивой, как она», – вспоминает Виктория. Кстати, первое образование у Виктории экономическое, и некоторое время она проработала в магазине. Видимо, детская мечта стать бухгалтером до определенного момента всё-таки воплощалась в жизнь.
«В педагогику я пришла осознанно. Я понимала: да, хочу стать педагогом. Хотя в детстве я никогда об этом даже не думала. У моей мамы педагогическое образование, но она недолго работала по профессии. Но, видимо, во мне есть какая-то педагогическая жилка», – говорит Виктория. На сегодняшний день общий педагогический стаж Виктории составляет десять лет. По словам педагога, перед тем, как занять должность старшего воспитателя, она много времени посвятила самообразованию, чтобы стать достойным старшим воспитателем для начинающих педагогов и легко помогать им решать задачи, возникшие во время работы.
«Выращивают» не только детей
На сегодняшний день большую часть своей педагогической деятельности Виктория проработала в качестве воспитателя. В последний год она трудится на должности старшего воспитателя детского сада «Светлячок». Также наша героиня является куратором программы наставничества, которую реализуют в «Светлячке». Одно из направлений наставничества – воспитательная профориентация для старших классов. Это направление ещё только планируется, и в планах рассказывать старшеклассникам о работе разных специалистов детского сада и показывать ее. Даже если эти дети не придут в детский сад как сотрудники, они всё равно окажутся здесь в качестве родителей со своими детьми и уже будут знать, как устроена работа учреждения изнутри.
«Эта идея не совсем наша. В Новосибирске есть детский сад, с которым мы взаимодействуем, он является инновационной площадкой наставничества. Такого в нашем районе мы еще не встречали, можно сказать, что мы первые, кто работает подобным образом. У нас молодой детский сад, молодой коллектив, и нам самим нужен наставник. И переняв опыт, мы делимся им в рамках программы наставничества нашего детсада», – рассказывает Виктория Пилюкова.
В программе наставничества детского сада есть несколько интересных и порой совсем новых направлений. Если практика, когда молодого воспитателя, чтобы научился, ставят с опытным, дело привычное, то обратная ситуация, когда молодого специалиста в качестве наставника ставят с более взрослым коллегой, необычна. Так в современном детском саду обучают всех педагогов информационным технологиям. В каждой группе сада установлены компьютеры, интерактивные доски, что помогает существенно разнообразить образовательный процесс. Педагогам, которые никогда ранее с такими инновациями не сталкивались, сложно обучиться всему самим. На помощь как раз и приходят молодые современные коллеги.
Развивается ещё одно интересное направление, когда из помощника воспитателя «выращивают» педагога. В детский сад приходит женщина – в качестве помощника воспитателя, так как не имеет образования, чтобы занять должность воспитателя. В процессе работы она показывает отличные навыки и умение взаимодействовать с детьми и желает стать настоящим воспитателем. Детский сад такие инициативы поддерживает и направляет сотрудника на переквалификацию. И уже примерно через полгода в детском саду появляется новый хороший воспитатель с образованием. Всё это время воспитатель с опытом ведёт шефство над будущим коллегой, помогает новому кадру вырасти.
Педагоги и наставники
– Конечно, в первую очередь это Наталья Александровна Ермолаева, она была не только директором, но и наставником. Алена Александровна Попова – она хоть и пришла работать позже меня, но вместе с ней у нас был идеальный тандем. Я буквоед, люблю бумажную работу, а она человек творческий, как настоящая фея, смотришь на неё, и за ней хочется тянуться. От неё я заражалась и вдохновлялась творческой энергией.
Совет молодым родителям
– Детям нужна свобода. Сейчас пошла такая тенденция, что родители слишком опекают своих детей. Детям нужно давать больше свободы выбора, творчества. Если заметили у ребенка какой-то талант – не нужно на него давить, заставлять заниматься и навязывать свои желания тоже не нужно. Ребенок ко всему придёт сам, родитель может только помочь, поддержать, пусть даже где-то подтолкнуть, но упорно настаивать не имеет права, – говорит Виктория. – Что касается детского сада и адаптации – не спешите отдавать ребёнка на весь день, дайте ему возможность адаптироваться. Это родительский эгоизм, когда мама торопится на работу и вопреки желаниям и возможностям ребенка отдаёт его на полный день. Хотя бы первые две недели ему нужно привыкнуть. Мы это не сами придумали, мы читаем литературу и на своем опыте, конечно, тоже видим, что детям нужна адаптация, иногда даже больше двух недель. Не нужно спешить. Ещё очень важный момент – перед тем как отдать ребенка в детский сад, его лучше отлучить от грудного вскармливания. Детям, которые привязаны к маме таким образом, намного сложнее пройти адаптацию. Для них это большой стресс.
Совет молодым педагогам
– Каждая ситуация индивидуальна. В первую очередь важно расположить к себе детей, завоевать их доверие. Не обманывать, если дал слово – то держать его. Дети всё понимают, всё чувствуют. Обманув ребёнка один раз, потом очень сложно будет вернуть его расположение. Ребёнка не обязательно любить, но его нужно уважать как человека, как личность, и тогда всё сложится.
Воспитатель года
В начале этого года в районе проходил муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2023». Виктория Пилюкова стала лауреатом первой степени. Это большая личная победа и победа детского сада, который спустя всего год работы активно участвует в подобных мероприятиях. По словам коллег Виктории, абсолютному победителю конкурса, педагогу с большим педагогическим стажем она уступила всего 0,6 балла. И как говорит сама Виктория, «я решила принять участие в этом конкурсе, чтобы в следующие годы, руководствуясь собственным опытом, помогать своим коллегам готовиться к этому конкурсу и занимать призовые места. Каждый такой шаг – это подтверждение, что моя семья не зря терпела моё отсутствие и семилетнее обучение».
Слово коллегам
Наталья Обухова:
– Виктория Геннадьевна действительно очень хороший и добрый человек. Мы с ней «на одной волне», говорим на одном языке. Она знает, в какую сторону направить педагога, как его подготовить к какому-то мероприятию или просто общению с детьми. Она не просто работает с воспитателями, она помогает им развиваться в этой должности, пополнять багаж своих знаний, чтобы быть современным и настоящим педагогом.
Елена Власенко:
– Виктория Геннадьевна – очень хороший и добрый человек. Она всегда помогает, к ней можно обратиться по любому вопросу. Мне как молодому специалисту она оказывает хорошую поддержку и помощь.
Ирина Меньшикова:
У нас очень много педагогов без опыта. И Виктория Геннадьевна всем оказывает поддержку, по полочкам всё разложит, объяснит и покажет. Она спокойная, рассудительная. Если научилась сама чему-то новому – нас всех собирает и делится знаниями с нами. Если не знает ответа на какой-то вопрос, то всегда выяснит, уточнит и поможет со всем разобраться. Она грамотная, у нее хорошо поставлена речь. Нас где-то поправляет, и мы потом уже сами следим за тем, как говорим.
Анастасия АЛЕКСЕЕНКО.
Фото Ларисы РОЩИНОЙ и из архива Виктории Пилюковой