В МФЦ ждут спада посещаемости
Кратко
В ближайшие годы с учетом того, что множество Госуслуг уходит в интернет, многие смогут обойтись без посещения МФЦ
Комитет Законодательного Собрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению обсудил перспективы развития системы оказания госуслуг
Ремонт техники и некоторых зданий
С докладом перед региональными парламентариями выступил заместитель министра экономического развития Новосибирской области Виталий Шовтак. По его словам, в настоящее время в регионе завершен первый этап формирования сети многофункциональных центров (МФЦ). Он рассказал, что в Новосибирске продолжают открывать новые филиалы МФЦ. «В январе мы открыли новый филиал «Чемской», что позволит снизить нагрузку на филиалы «Площадь Труда», «Кировский» и в рабочем поселке Краснообск, – отметил Виталий Шовтак. – В феврале мы планируем открыть новый филиал на Родниках на улице Курчатова». Также замминистра сообщил, что в системе МФЦ области было создано в последнее время 63 сектора пользовательского сопровождения. Там либо самостоятельно, либо при помощи специалистов посетители могут воспользоваться компьютером, сканером и принтером для работы с единым порталом госуслуг.
Зампред комитета Виталий Новосёлов отметил, что на развитие сети МФЦ в регионе на 2024 год заложено 7 млн рублей. «Достаточно этих денег будет?» – поинтересовался депутат. Виталий Шовтак ответил, что «сумма крайне малая», дальше вложения нужны более серьезные. «На первом месте, конечно, стоит обновление парка компьютеров. Компьютеры, сканеры постоянно ломаются. Мы их чиним, но недоремонт нарастает, и проблема не уходит». Виталий Шовтак добавил, что в некоторых филиалах МФЦ необходима замена устаревшей мебели, а самым первым офисам, открытым более десяти лет назад, требуется ремонт.
Госуслуги уходят в интернет
Вопрос наполняемости филиалов МФЦ поднял заместитель председателя комитета Евгений Смышляев. В ближайшие годы с учетом того, что множество гоуслуг уходит в интернет, многие смогут обойтись без посещения МФЦ. «Делался ли просчет? Нужна какая-то золотая середина. Какой смысл через три-четыре года держать наполовину пустые центры, держать сотрудников, если процентов 40-50 обращений будет поступать в электронной форме?» – спросил парламентарий.
Заместитель министра ответил, что периодически возникает необходимость что-то изменить. «Допустим, у нас был этап, когда резко начало увеличиваться количество услуг, которые «падали» на МФЦ, и возникали колоссальные очереди – там люди по три часа стояли», – вспомнил Виталий Шовтак. По его словам, точные расчеты сделать сложно, но через три-четыре года количество обращений в МФЦ снизится на 25-30 процентов в год. За минувший год рост обращений, в сравнении с 2022 годом, составил 6,5 процента. По мнению замминистра, когда начнется падение числа обращений, станет понятно, как оптимизировать процессы.
И виртуально, и физически
Заместитель председателя комитета Константин Антонов вспомнил, как десятилетия назад, чтобы получить самые элементарные государственные услуги, приходилось задействовать личные связи. А сейчас почти все госуслуги можно получить в интернете, нажимая на дисплей смартфона или клавиатуру компьютера. Тем не менее, Константин Антонов считает, что наиболее затратными по времени среди всех госуслуг являются миграционные, в частности, оформление загранпаспорта. Региональный парламентарий предложил добавить к критерию оценки удовлетворенности пользователей еще и критерий затраченного времени на нахождение в зданиях МФЦ.
По мнению председателя комитета Игоря Умербаева, несмотря на рост популярности электронных сервисов, полностью отказываться от привычных всем технологий тоже нельзя. «Понятно, что сейчас бурно развиваются в интернет-пространстве государственные услуги и сервисы, – отметил Игорь Умербаев. – Использование исключительно интернета в сфере оказания государственных услуг несет риски потери информации. Считаю, что госуслуги нужно оказывать населению параллельно: и виртуально, и физически. Внедряя что-то новое, надо не спешить отказываться от старого. Чтобы разные элементы системы подстраховывали друг друга на случай неожиданного сбоя».
Языком цифр
Система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области сегодня включает:
– 42 филиала,
– 52 территориально обособленных структурных подразделения (офиса),
– 63 сектора пользовательского сопровождения,
– 757 окон приёма,
– 14 окон для бизнеса,
– восемь мобильных офисов,
– три криптобиокабины,
– 1263 сотрудника.
В 2023 году в МФЦ региона:
– предоставлялось более 400 услуг,
– поступило 3 255 585 обращений,
– удержано 314,8 миллиона рублей госпошлины.
По данным Минэкономразвития, положительно работу МФЦ оценили 99,9 % посетителей.
Пресс-служба Законодательного собрания Новосибирской области. Фото: gorod-ust-labinsk.ru