Яндекс.Метрика
Актуальное Общество

В Чулыме нашли родственника солдата, погибшего подо Ржевом в 1941 году

Небольшой домик с завалинками «по старинке» и опрятным двориком, напротив крыльца будка со звонким, как колокольчик, барбосом – ничем не примечательное жилище. А живут здесь люди, которых долго искали и с трудом нашли. По прошествии более чем семидесяти лет с момента величайшей в истории нашей страны трагедии – Великой Отечественной войны – много что изменилось. Люди меняли место жительства, поколения сменяли друг друга, сам город изменился до неузнаваемости. Ну как при таких обстоятельствах можно найти человека, который в далеком 1941 году сам был ребенком?

Но, видимо, желание поисковиков было настолько сильным, что удача улыбнулась, хотя и не с первого раза, а сам герой нашего рассказа оказался в некотором недоумении –  слишком неожиданно все закрутилось.

О Николае Егоровиче Шуликове и о самом можно  рассказывать долго, а событий в его жизни хватило бы на полноценную книгу. Если добавить биографию жены, Марии Павловны, с которой они в любви и согласии прожили 68 лет – то и второй полноценный том наберется. 21 сентября Николаю Егоровичу исполняется 90 лет. Его трудовой стаж – 45 лет, и работа была интересная, важная, нужная людям – нести свет в самом прямом смысле этого слова, ведь трудился наш герой в электросетях.

 

Супруги Шуликовы своим примером личной жизни опровергли известное суеверие, что, если жениться в мае – всю жизнь маяться придется. Если любить и уважать друг друга, как было принято в этой семье, любые горы можно свернуть, главное – по молодости и горячности дров не наломать. А они поженились 5 мая 1955 года. Видимо, нахлебавшись в детстве горя, принесенного войной, поняли уже тогда главное – что нет ничего дороже мира и лада. Вырастили двух дочерей, дождались внуков и правнуков – вот оно, счастье!

Детство и юность у Марии и Николая были схожими.

– Мой отец всего месяц недослужил до окончания войны, – говорит Мария Павловна, показывая на портрет солдата, висящий над диваном. – Пять лет воевал, с самого начала войны. Помню, письмо нам прислал и пять рублей, написал: «Детки мои милые, потерпите, вот только Пруссию возьмем, додавим фашистов, и вернусь я к вам, чтобы вместе всем жить». И убили его. Так и осиротели мы, потеряли кормильца.

Воспоминания Николая Егоровича о детстве и юности тоже тяжелые:

– Мы-то мальцами еще были, когда отца на фронт забрали. Сперва, конечно, обучить нужно было бойцов, не то чтобы сразу на фронт. Вот и его сперва отправили в Красноярск в резерв, а уж потом на Москву. И ехал тот эшелон через Кокошино. Он через знакомых нам гармошку передал – пусть, дескать, ребята играть учатся. И вот та гармошка у нас долго была. Всякий раз отца вспоминали, как в руки брали. А сам я с 12-ти лет в колхозе. Никакой работы с детства не боялся, но быть трактористом в те годы было желанием многих мальчишек. С трактора – в армию. Маша дождалась меня, как раз подросла невеста за два года. Вернулся – поженились, так и живем.

Но война напомнила Шуликовым о себе и сегодня, спустя восемь десятилетий, чтобы вручить предметы, принадлежавшие другому солдату – его родному дяде, внешний облик которого почти растворился в памяти, остались небольшие отрывки.

 

Бои подо Ржевом оказались одними из самых кровопролитных в ходе Великой Отечественной войны. Битва также получила название в военной истории – Ржевская мясорубка.

В мае 2023 года стало известно о том, что поисковым отрядом «Романтик», входящим в поисковое объединение «Память 29 армии» г. Ржева Тверской области (руководитель Петрова Гульнора Ульмасовна), на территории Ржевского аэродрома обнаружено захоронение. В результате из жидкой глины были извлечены останки более двухсот бойцов Красной армии, лишь у восьми из них при себе были капсулы с личной информацией, лишь два жетона из восьми оказались читаемыми. Одним из опознанных солдат оказался наш земляк, призванный 28 июля 1941 года, Самков Парфен Егорович. По имевшейся информации он числился пропавшим без вести с октября 1941 года.

Личные вещи погибшего, включая тот самый жетон, поисковики решили передать родственникам солдата.

– Парфен Егорович Самков – родной брат моей мамы, Марии Егоровны, – вспоминает ветеран.  – Я его почти не помню внешне, так – что-то смутное, обобщенное. Но как можно отказаться от человека, тем более – от родного?

Когда информация о находке под Ржевом была сообщена, Шуликовы волновались, ведь эксгумация, перезахоронение – дело хлопотное, а они очень пожилые. Нужно будет могилу обихаживать?  Для них это было бы непросто. Но оказалось, что извлеченные останки солдат перезахоронению не подлежат. Эти воины и по сей день незримо остаются в одном общем солдатском строю, плечо к плечу. Павшие, но не сдавшиеся солдаты. И если бы не заветный жетон нашего земляка, так бы и остался  он одним из безымянных героев ржевской мясорубки, одним из 776 889 человек, погибших подо Ржевом. «Я неопознанный солдат. Я рядовой. Я имярек…»

23 августа чулымские краеведы побывали в гостях у ветеранов с великой миссией – передать личные вещи погибшего рядового Самкова – капсулу с запиской, солдатскую ложку, несколько монет, жетон, зеркальце, расческу, пряжку, пуговицы. Бесценный дар, за который каждый из нас должен в ноги поклониться поисковикам – за их благородный и невероятно тяжкий труд. Единомышленники, юные и взрослые, объединенные общей идеей, кропотливо переворачивают тонны земли, чтобы заново предать земле останки солдат – с подобающими почестями. В истории войны стало меньше белых страниц. Их не должно быть, потому что ценна каждая жизнь, каждая фронтовая биография.

 

Великий русский полководец  Александр Суворов говорил: «Войну нельзя считать законченной, пока не похоронен последний погибший солдат». Бои под Ржевом стали одними из самых кровопролитных в ходе Великой Отечественной войны. И до сих пор далеко не каждый погибший предан земле так, как следует. Но мы рады, что еще один наш земляк больше не числится в списках пропавших без вести. Мы рады, что живы те, в чьих сердцах  эта история нашла живой отклик. Мы благодарны тем, кто помогает в поиске близких, переворачивая горы архивных документов, неутомимо обзванивает десятки номеров, чтобы найти хотя бы один верный. Поверьте, с каждым годом это сделать все труднее. И конечно, мы благодарны супружеской паре Шуликовых за их светлую память о своих солдатах, за доброту сердец, за житейскую мудрость, которой нам стоит у них поучиться.

По решению семьи Шуликовых личные вещи рядового Самкова будут переданы на хранение в краеведческий музей Чулымской центральной библиотеки, где они будут не просто экспонатами, а важными свидетелями военной истории нашего района

Елена КРОХТА, начальник отдела краеведения Чулымской центральной библиотеки. Фото предоставлены автором

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *