Актуальное

Старший товарищ чулымских парней

23 февраля ежегодно вся страна отмечает праздник – День защитника Отечества. Не каждый мужчина достоин этого праздника, поскольку не каждый, даже в перспективе, является настоящим защитником своей страны. Сегодня, за чашкой чая, поговорим о настоящем мужчине, который воспитал не одно поколение таких же смелых, настоящих защитников. Владимир Озерец – тренер, наставник, старший товарищ для многих парней района.

– Владимир Алексеевич, вы много лет занимаетесь военно-патриотическим воспитанием чулымских школьников. Как вы пришли к такому роду занятий?

Началось всё в девяносто восьмом году, так что в апреле будет двадцать пять лет. Я служил в армии, в МЧС, был замначальника воздушно-десантной службы в Коченёво. Там был десантно-спасательный отряд, где я отслужил около двух лет. Но после поездки в Нефтегорск, где было природное землетрясение, практически сразу отряд расформировали. Нужно было нормальное техническое оснащение, парашютные системы и многое другое – время тогда было нелёгкое, всего не хватало. После я пришёл сюда, в Дом детского творчества, здесь был кружок парапланеристов. Купили параглайдер, собрались с детьми и летали.

Параглайдероснащённое воздухозаборниками мягкое крыло, внешне напоминающее парашют и предназначенное для спортивных и развлекательных планирующих полётов с использованием восходящих потоков воздуха на гористой или холмистой местности или над водой.

– Чем ещё приходилось заниматься в вашей педагогической деятельности?

– Со временем нам стало мало полётов, и мы организовали школу выживания, на территории охотбазы на берегу Иткульского озера у нас был летний полевой палаточный лагерь. Там была площадка обкопана, палатки ставили, поле для полётов было. Летали, проходили полосу препятствий, спустя десять дней контрольной точкой были прыжки с парашютом. Мы загружались в УАЗик: вещи, парашюты, сухие пайки – и отправлялись в путь. На месте опять ставили палатки, делали костровые ямы, дети пилили сушняк и прямо на костре готовили обеды, параллельно все занимались парашютной подготовкой. Ребята были от десяти до шестнадцати лет, но с парашюта прыгали только с четырнадцати лет, с высоты тысяча метров.

Спустя некоторое время в Новосибирске создали Новосибирский авиационно-учебный центр имени Александра Ивановича Покрышкина, и я ушёл туда, руководителем структурного подразделения. Там мы занимались практическим тем же самым, но спектр обязанностей был шире: помимо занятий с детьми, я руководил педагогами, по области у нас было несколько точек обучения. В Чулыме я продолжал работать так же, на базе Дома детского творчества. Четыре года назад авиацентр реорганизовали и присоединили к Центру развития творчества детей и юношества. Сейчас я тружусь там, а в Чулыме являюсь координатором отряда юнармии «Тайфун».

– Благодаря чему вы заинтересовались авиацией, парашютной деятельностью? Что вас привело в это направление?

– Прыгать с парашютом я начал ещё до армии, в шестнадцать лет был первый прыжок. В Новосибирске я учился в железнодорожном училище, недалеко была секция парашютного спорта. Я записался туда и ещё пять парней из группы за собой привёл. После армии жил в Омске, там тоже занимался, прыгал.

– В школе выживания дети сами добывали огонь, воду? Чему их обучали?

– По крайней мере, они этому учились. Везде есть свои пределы. Основные навыки выживания в экстремальных условиях они точно получали. Где добыть воду, как её правильно добыть, как обогреться, построить убежище, как сигналы подать – они знали. Плюс обязательная психологическая подготовка.

– Какое количество учеников за эти почти двадцать пять лет вы обучили? Расскажите о самых ярких ваших учениках.

– Сотни учеников, и девчонок, и мальчишек. У меня были обучающиеся курсанты, которые изъявили желание стать педагогами в этом же направлении. Например, Татьяна Александровна Бардакова. Она сейчас в школе № 9 работает. Она летала на планерах, на «Л-13», если не ошибаюсь у неё десять прыжков с парашютом, ездила на военные сборы. Леша Анищенко больше десяти лет у меня занимался. Прошел летние полевые лагеря, выезжал на военизированные сборы на кафедру разведки. Тоже работал педагогом в учебном авиацентре, прыгал с парашютом, занимался рукопашным боем, сейчас находится в зоне специальной военной операции. Сейчас семь моих учеников находятся в зоне СВО.

– Как сильно изменились дети за время вашей деятельности?

– Сейчас дети стали более практичные, дисциплинированные. Я помню, у меня такие пацаны были, которые до трех ночи могли маршировать за свои «косяки». И никто не жаловался, всем было весело.

– Если бы не работа с детьми, не патриотическое воспитание, чем бы вы могли заниматься?

– Парашютный спорт, спасательно-парашютная деятельность. Всё равно в этом направлении я бы и остался работать. Я здесь тоже летал одно время и учился. Мы оканчивали курсы при Санкт-Петербургской академии гражданской авиации, у меня есть допуск к обучению в учебно-авиационных центрах, так что всё равно пришлось бы кого-нибудь учить.

– А сейчас чем вы занимаетесь в свободное от работы с детьми время?

Чем-то спокойным. Ни охоты, ни рыбалки не надо. Хочется спокойно телевизор посмотреть, в деревне матери помочь, на даче что-то восстановить.

– Владимир Алексеевич, я знаю, что вы с группой выезжали на раскопки. Расскажите об этом.

– Раскопками мы занимались недолго, только два сезона. На это всё нужны деньги, хоть и не такие большие, иногда спонсоры помогали. Ведра, лопаты, топоры – всё с собой везли, как цыгане. Были в Волгограде, и в Чулымском районе тоже проводили раскопки, на местах, где шли бои. Там позже поставили памятник солдатам Гражданской войны. Мои ученики помогали – Алексей Лаврентьев, который сейчас является главой села Новоиткульское, и Алексей Анищенко.

Нам приходилось работать в окрестностях озера Тармакуль Чановского района. Во время Великой Отечественной войны над этим озером перегоняли самолёты с Дальнего Востока. Экипаж самолёта был молодой, над этим озером решил сделать «мертвую петлю», и в верхней точке в двигатель попал лебедь. Самолёт упал в озеро. Как выяснилось, основную часть самолёта извлекли. Я разговаривал с историком авиации из Красноярского края, он мне присылал весь перечень военных самолётов, которые потерпели крушение в Новосибирской области во время перегонов. Всего зафиксировано 52 таких случая.

– Как современного ребенка завлечь в отряды юнармии или просто в патриотический кружок?

Создавать нужно интересную программу, материально насыщенную, чтобы дети выезжали на какие-то мероприятия, сборы. Одной строевой подготовкой их не удержать, им нужно что-то активное: рукопашный бой, стрельба, причём боевая. Раньше мы выезжали на полигон Шилово каждый год. У меня были дети, которые уже в девять лет стреляли из боевого оружия. Тот же Илья Бражной, сейчас он командир отряда «Тайфун», он в девять лет держал в руках боевое оружие. И стреляли они не по три-четыре патрона, а магазинами. Ездили в НВВКУ на кафедру разведки, где дети стреляли из ПКМ, СВД, из автоматов. Патронов никто не жалел. Участвовали в летних и зимних военных сборах, проходили подготовку командиров отделения. Вот это и есть патриотическое воспитание.

Для того, чтобы заинтересовать ребёнка, должна какая-то изюминка быть. Должны быть условия, чтобы дети шли заниматься, чтобы им интересно. Раньше в седьмой школе у нас был оборудован спортзал, он был достаточно большим, и нам хватало места, чтобы и борьбой заниматься, и пострелять, если правильно всё организовать. А сейчас ужесточили требования. Чтобы пострелять, нужно идти в тир. Сейчас у нас помещение меньше, и в нем сразу занятия трех кружков проводятся. Снаряжение толком поставить негде. Чтобы была у детей мотивация, нужны условия – и они пойдут.

– Чего, на ваш взгляд, сейчас не хватает в патриотическом воспитании детей?

Если говорить о Чулыме – нет постоянного места и настоящих профессионалов. Это не один человек должен быть, а команда, которая обучит стрельбе, рукопашному бою, парашютной подготовке. Должны быть люди, которые всегда подстрахуют.

– Какими качествами должен обладать настоящий мужчина, защитник?

– Надёжность, честность, готовность в любой момент встать на защиту семьи, Родины.

– Как эти качества можно привить молодому поколению.

Это с детства должно быть. Чтобы развить эти качества, нужны жёсткие дисциплины, такие как рукопашный бой, парашютная подготовка, полевые сборы, где формируется характер. Любая деятельность, связанная с преодолением каких-то трудностей, способствует развитию мужества, выносливости, надёжности. Если всё «шоколадно», то настоящего бойца не выйдет. За красивой картинкой с флагами, за нарядной формой всегда должно что-то стоять.

admin

Recent Posts

На ЖД станции «Чулымская» началось благоустройство пешеходной дорожки для жителей залинии

Прежде чем начать хоть какое-то благоустройство, пришлось вывезти несколько машин мусора.Сейчас дорогу немного подсыпали, на…

12 часов ago

Старты по скандинавской ходьбе прошли на стадионе «Олимп»

За победу боролись жители района старше 50 лет

14 часов ago

Никита Гурин победил на выборах в молодёжный парламент НСО

От Чулымского района было зарегистрировано четыре кандидата

16 часов ago

«Покорил моё сердце». Ученицы лицея рассказали о поездке в Санкт-Петербург на конференцию

«В жюри оказались доброжелательные люди, слушали с интересом. Наш проект очень заинтересовал и впечатлил жюри»

17 часов ago

На соревнованиях Первых в Каргате чулымцы получили призы

В стритболе чемпионами стали «Первые» (школа № 1 г. Чулым)

1 день ago