Яндекс.Метрика
Актуальное Образование Общество

Станет легче? Школьникам запретили пользоваться телефонами на уроках

6 декабря 2023 года Госдума приняла поправки в закон, которые запрещают школьникам использовать сотовые телефоны во время занятий. Сообщается, что запрет начнёт действовать с 1 сентября 2024 года. В чём суть поправок в закон, какие вопросы остались невыясненными, и что обо всём этом думают сами участники учебного процесса, попробуем разобраться вместе.

Почему вопрос назрел

Мобильный телефон давно уже из средства связи превратился в помощника и друга, без которого просто невозможно обойтись. Дошло до того, что у людей начинает формироваться зависимость. И дети, которые буквально родились «с телефоном в руке», самая уязвимая в этом плане категория.

Сегодня мобильник есть, пожалуй, у каждого школьника. Он позволяет оперативно поддерживать связь с родителями, более того, с помощью специальных сервисов родители могут отслеживать местоположение ребёнка, а это важно для безопасности. Смартфон гарантирует постоянный доступ к интернету: можно быстро получить информацию, обменяться сообщениями, сделать и отправить фото.

Но есть и существенные минусы: при неконтролируемом использовании дети «сидят» в телефонах часами. Кто-то пытается продолжить игру и на уроке. Конечно, учёба от этого страдает. Недобрую службу несут смартфоны и в плане буллинга или травли. «Мода» делать необычные фото или скандальные видео мотивирует школьников на неблаговидные поступки. Так что вопрос о том, чтобы исключить телефоны из учебного процесса, вполне актуален.

Что изменилось

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ) перечень обязанностей обучающихся (ч. 1 ст. 43) дополнен новым пунктом:

«Не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев».

При этом указывается, что контроль за «соблюдением правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в организации, осуществляется педагогическими, руководящими работниками такой организации, а также иными лицами, на которых возложены соответствующие обязанности».

За нарушение обязанностей к ученикам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор и даже отчисление из школы.

Пока неясно

Некоторые нюансы нового закона пока не вполне ясны. Например, попадают под запрет только мобильные телефоны или другие подобные гаджеты тоже (например, планшеты)? Запрещается ли вообще иметь при себе телефон или можно принести, но не использовать? За что могут наказать: за то, что ты списал из интернета задание, или просто за то, что держал мобильник в руках? Должны ли ученики сдавать смартфоны на хранение учителям, и если да, то кто будет отвечать за их сохранность? Скорее всего, в будущем, если закон не изменят и не отменят, будут даны разъяснения.

Можно ли обойтись без мобильного?

Поможет ли запрет улучшить дисциплину на уроках и успеваемость или, наоборот, затормозит учебный процесс – об этом мы спросили тех, кого это коснётся самым непосредственным образом.

Алина, семиклассница:

– Мне кажется, без телефона будет плохо. Мы с мамой всегда переписываемся, я пишу, когда освобожусь. Ещё в телефоне можно поиграть на перемене. Да и на уроках иногда без телефона бывает скучно.

Ирина, мама двух учеников:

– Я абсолютно согласна, что телефонам на уроке не место. Они отвлекают детей от учёбы. У меня дочка во втором классе. Она говорит, есть дети, которые из телефона просто не вылезают. Если ребёнок всю перемену играет, то потом даже элементарно переключиться на учебную тему ему сложно. Те, что постарше, вовсю списывают из интернета: открывают ГДЗ (готовые домашние задания. – Ред.), и ничего решать не надо. И сын мой иногда так делает, он в восьмом классе. Хотя я стараюсь пресекать. Я считаю, в этом плане это зло, телефоны мешают учёбе. Но! У меня вопрос: если школа считает, что детям телефоны вредят, то почему их туда постоянно загоняют? Вечно какие-то тестирования, анкетирования, и всё нужно проходить на своём личном смартфоне. Иногда учителя задают посмотреть какое-то видео по предмету или презентацию. То есть как бы предполагается, что у всех детей есть смартфон и интернет безлимитный. Раньше был учитель, учебник, доска и мел, и этого хватало, чтобы давать детям знания. Сейчас куча всяких сайтов, программ. Уберите всё это, и дети не будут портить зрение в телефонах. А дома уже родители пусть следят.

Лариса Микша, директор Кокошинской школы:

– Мы это держим на контроле жёстко – не разрешаем детям пользоваться телефонами в школе. Мы сделали локальный акт, что телефоны дети оставляют дома. Обговорили с родителями и приняли такое решение на общешкольном собрании. Если бы это всё использовалось в учебных целях, тогда другое дело. Но для этого сейчас есть ноутбуки, оборудованы кабинеты. Чтобы позвонить родителям, у нас есть стационарный телефон в приёмной в свободном доступе. Мы всегда об этом говорим: нужен звонок родителям – пожалуйста, подошли и позвонили. Дети знают.

Почему мы против использования телефонов в школе? Потому что дети на переменах включали контент, который им бы не надо смотреть. И во время уроков некоторые списывали, что-то смотрели, хихикали, отвлекались. Конечно, это мешало всегда, особенно когда идет настроенная работа на таких серьёзных предметах, требующих сосредоточенности, как математика, русский язык. Хотя, конечно же, все предметы серьёзные. Кроме этого, были случаи краж, приходилось обращаться в полицию.

Но сейчас мы стоим перед дилеммой. Нам постоянно приходят сотни писем, где дети должны проголосовать, пройти опрос, анкетирование. И тут уже мы просим детей, чтоб они принесли телефоны. Купить билеты по «Пушкинской карте» дети сами не всегда умеют, приходится показывать, объяснять. Бывают моменты, когда телефон нужен, связаться с той же электронной школой. Сейчас всё соединили на электронных платформах, и теперь сложно прийти к определённому мнению – нужно ли запретить телефоны. Если бы государство не загрузило нас электронной системой, в которой задействованы и дети, то телефоны не нужны. Если говорить об уроке, тогда телефон в руках у ребёнка мешает.

Наверное, всё-таки всё должно быть под контролем. Я понимаю, что в малокомплектных школах это проще сделать, чем в большой городской школе, где встречается буллинг. Меня даже больше вот это волновало всегда: дети бывают жестокие, моменты унижения других детей они снимают, выкладывают.

Всё это можно отработать на уровне образовательной организации, что мы и сделали. Конечно, были и те, кто нарушал правила. Я в прошлом году пробовала забирать телефоны у нарушителей, которые безобразничали. Забираю под роспись, в коробочку и в сейф. После уроков отдаю. Явной проблемы с телефонами сейчас у нас нет. Это теперь жизнь наша. Мы сами без телефонов никуда. Я понимаю, что, наверное, запрет проблем не решит. Запретный плод всегда сладок. Надо прививать культуру пользования.

 

Наверное, обвинять телефон во всех бедах не стоит. Он, как и любой предмет, может нести и пользу, и вред – всё зависит от рук, в которые он попадает. Поэтому запрет не решит проблему в корне, а лишь завуалирует её. Культура пользования, о которой говорит Лариса Александровна, разумные, скоординированные требования к организации учебного процесса, серьёзная – не для галочки – воспитательная работа дадут больший результат.

Майя ДЕМОЧКИНА, иллюстрация: kandinsky

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *