Пора бросать «баранку»? Запретят ли возрастным водителям садиться за руль

В последние недели российские СМИ с подачи Министерства внутренних дел дали возрастным водителям дополнительный повод для волнения.
В прессе активно обсуждался вопрос об ужесточении допуска к вождению лиц старше 60 лет.
Народ в обсуждении новости горячился. Вот самые характерные комментарии:
«Как пенсионный возраст до 65 лет поднимали, так все здоровы были, а как за руль в 60 лет садиться, так нельзя».
«Пенсия в 65 — это нормально, а водить машину пытаются запретить с 60. Бегайте пешком на работу, уважаемые мужчины-предпенсионеры, здоровье вам позволяет только работать, а кататься на машине нельзя. Где логика?».
«Значит, работать мужчины будут до 65 лет, а на машине ездить до 60, а как добираться им на работу? Может, ГАИ довезут?».
«Водить машину пожилые люди не могут, а быть чиновниками, депутатами, руководителями, получается, могут?».
Решили не ужесточать
Возникает резонный вопрос: а о чём, собственно, речь? Неужели законодатели действительно хотят убрать из-за руля всех, кому больше 60 лет? Мы изучили документы и выяснили: нет, такой инициативы не было, запрещать водить автомобиль людям старшего возраста никто не собирался. Однако дыма без огня не бывает.
МВД России разработало Стратегию повышения безопасности дорожного движения до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Документ включает различные меры по улучшению безопасности. Один из пунктов стратегии посвящён как раз возрастным водителям.
В проекте Стратегии говорится, что возрастные водители чаще становятся виновниками ДТП по сравнению с автомобилистами других возрастных групп. Причём наблюдается тенденция к ухудшению ситуации. Авторы документа приводят статистику: с 2017 по 2024 год число аварий по вине водителей в возрасте старше 60 лет увеличилось на 25%, погибших — на 33%, раненых — на 22%.
Аналитики, участвовавшие в составлении Стратегии, прогнозировали рост доли таких водителей среди общего числа российских автомобилистов. К 2030 году она должна превысить четверть.
Исходя из статистических данных, авторы документа сделали вывод о том, что необходимо адаптировать существующую систему дорожного движения. Например, предложили ужесточить контроль состояния здоровья возрастных водителей, пересмотреть механизмы их допуска к вождению, а также внедрить другие дополнительные меры, направленные на снижение числа аварий с их участием.
По большому счёту, речь шла о дополнительных медицинских обследованиях, которые должны выявлять патологии. Например, могли обязать возрастных водителей проходить медкомиссию чаще, чем люди других категорий, назначить им добавочные параметры медосмотра. Но ни о каком запрете, установлении верхней возрастной границы не говорилось.
Да и эти предложения не были приняты. Недавно пресс-служба МВД сообщила: в ходе общественного обсуждения проекта ведомство отказалось ужесточать требования к водителям старше 60 лет. Соответствующий пункт исключён из Стратегии безопасности с учётом мнений экспертов.
До какого возраста можно водить автомобиль?
Из-за низкой рождаемости население России постепенно «стареет», то есть доля людей старшего возраста неуклонно растёт, а более молодых — уменьшается. Возможно, статистика по росту ДТП с участием возрастных водителей один из признаков таких демографических сдвигов.
Соответственно, доля водителей «серебряного возраста» с каждым годом увеличивается. Среди них есть опытные шофёры и есть новички. Есть спокойные, уравновешенные люди, а есть неадекваты. Есть законопослушные граждане, а есть лихачи. То есть грести всех под одну гребёнку не имеет смысла. Многие характеристики зависят не от возраста, а от личности.
В России законы не ограничивают право управлять автомобилем по возрасту. Не существует какого-то предельного показателя, после которого нельзя садиться за руль. Люди ездят и в 70, и в 80, и в 90 лет.
Как часто нужно проходить комиссию?
Единственное, что действительно влияет на способность водить автотранспорт, — это состояние здоровья. Поэтому главное условие — регулярное прохождение медицинской комиссии, которая подтверждает отсутствие противопоказаний.
Профессиональные водители
Периодичность прохождения медосмотров для водителей зависит от категории транспортного средства. Приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 N 29н утверждены нормы для профессиональных водителей, работающих по найму:
Водители категорий «А», «В», «ВЕ», «А1», «В1» проходят медосмотр 1 раз в 2 года.
Водители категорий «С», «С1», «СЕ», «С1E», «D», «D1», «DE», «D1E», а также водители трамваев и троллейбусов — 1 раз в год.
Дополнительно, согласно действующему законодательству, водители должны проходить:
Психиатрическое освидетельствование — 1 раз в 5 лет (Приказ Минздрава России от 20.05.2022 N 342н).
Предрейсовые медосмотры — ежедневно перед началом рабочей смены.
Послерейсовые медосмотры — после окончания рабочей смены (для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов).
Повышенное внимание к профессиональным водителям связано с повышенной ответственностью за перевозку пассажиров и грузов, а также с необходимостью контроля состояния здоровья водителя, который значительную часть рабочего времени проводит за рулем.
Автолюбители
Для личного пользования транспортным средством, то есть для водителей-любителей, действуют другие правила. Они проходят медицинское освидетельствование при получении или замене водительского удостоверения, то есть один раз в десять лет. Также медсправка потребуется при открытии новой категории; если водительское удостоверение было изъято за управление в нетрезвом виде; при наличии медицинских показаний по направлению ГИБДД.
Итак, изменения в законах, касающиеся водителей старше 60 лет, не приняты. Отчасти это связано с общественным мнением, которое не одобрило такие «дискриминирующие» шаги. Но в целом проблема остаётся. Конечно, не стоит вешать на пенсионеров и предпенсионеров всех собак. За рулём ошибаются люди разных возрастов. Молодёжь зачастую бывает бесшабашнее и самонадеяннее. А пожилые люди, как правило, более ответственны. Однако трудно спорить с тем, что с возрастом у человека ухудшается зрение, слух, реакция. Поэтому лучшим способом сохранить свое водительское «долголетие» является забота о здоровье. А когда оставить «баранку» — каждый водитель решит для себя сам.
Цифры
Страховая компания «Согласие» проанализировала данные за первое полугодие 2023 и 2024 годов и установила, в каком возрасте аварии совершаются наиболее часто.
Анализ показал, что наиболее аварийными являются водители в возрасте от 18 до 24 лет. В этом возрасте частота ДТП в 2023 году составила 13%, а в 2024 году — 5%. Немного ниже частота аварий у водителей возрастной группы 25-30 лет: в 2024 году она составила 3%, в первом полугодии 2023 года — 10%. Возрастные водители, особенно те, кто старше 51 года, продемонстрировали более аккуратное вождение: частота ДТП среди этой группы в первом полугодии 2024 года не превышала 2%.
Источник: www.zr.ru Майя ДЕМОЧКИНА