Яндекс.Метрика
Актуальное Персона

«Открывая душу наизнанку». «Чайная пауза» с поэтом Сергеем Борисовским

Фото из архива редакции. Сергей Борисовский читает стихи в районной библиотеке

Сегодня гостем нашего «чаепития» стал физик и лирик в одном лице – Сергей Борисовский из Новоиткуля. Инженер, поэт, сторонник коммунистических идей и просто интересный собеседник.

 

– Сергей Васильевич, вы родом из Преображенки. Когда-то это была большая деревня, а сейчас почти опустела. И в ваших стихах слышна ностальгия.

– Да, деревня большая была. Когда я пришёл из армии, работал секретарём комитета комсомола в совхозе «Кировском». Помню, два рейса делали с учениками из Преображенки в Золотую Гриву. Тогда учеников вместе со взрослыми возили на совхозном автобусе, и ничего страшного. Володя Карпицкий возил, который сейчас на школьном автобусе работает в лицее. Было тридцать четыре ученика из посёлка. Представьте, сколько молодёжи было. Деревня красивая. У меня есть стих с такими строками: «Мой посёлок родной, две берёзовых рощи, доживает свой век у изгиба реки…».

 

– Расскажите, когда и почему вы уехали с малой родины?

– Я до армии заочно окончил один курс сельхозинститута. Работал в совхозе, потому что для зачисления на заочное нужен был стаж. После армии вернулся сюда же. А осенью, после уборки приехал заворготделом райкома комсомола Сергей Шуваев, он меня «сосватал» в секретари. Я перебрался в Чулым, жил у тётки на Кирпичной. Два года работал секретарём райкома. Это восьмидесятый – восемьдесят первый годы. Первым секретарём райкома комсомола был Виктор Розбитов. Тогда мы в работе использовали ротатор. Знаете, что это такое? Машинистка отбивала на «восковке» документ, потом «восковку» надевали на ротатор, мазали краской и начинали катать. Листовки только вылетали. Это называлось множительная техника, она хранилась так, чтобы не было доступа посторонним лицам… Потом я перешёл на очное отделение инженерного факультета и продолжил учёбу в Новосибирске. После института меня распредели в совхоз имени Калинина, в Михайловку. Приехал работать механиком по сельхозмашинам. Но пробыл всего три месяца. Во время уборки приезжает на поле директор Геннадий Хомченко, говорит: «Нас с тобой вызывают в райком, поехали». По дороге объясняет: «Я знаю, зачем вызывают, у нас не хватает двух секретарей парткомов: в Кабинетном и Алексеевке. Соглашайся на Кабинетное, там мои родители, я часто приезжаю. Деревня хорошая, есть на кого опереться». Директором совхоза был Слыш. Парторганизация большая, больше ста человек. В общем, как я стал коммунистом в 1981 году, так и до сих пор остаюсь. Потому что идеология не меняется.

 

– А стихи когда появились в вашей жизни?

– Я начал писать, когда работал в «Кировском», так, помаленьку. В 1980 году одно стихотворение было напечатано в газете. Потом писать было некогда. Так, в институте, когда в КВНе участвовал, немного сочинял. А по работе больше писал доклады, разговаривал с людьми. В сельском хозяйстве работа от зари до зари. Я детей-то своих не воспитывал. Уезжал – они ещё спали, приезжал – уже спали. Ездили на дойку по вечерам. В Кабинетном было 2200 голов КРС, и это в одном совхозе. В 1987 году Николай Дащенко позвал к себе в «Иткульский» совхоз главным инженером. Так я в Новоиткуле и остался. Как руководитель, Дащенко мне нравился. Мог отругать, багровый весь, кричит. Через пять минут остыл, всё нормально, все вопросы решались.

 

– После того как совхоза не стало, вы работали в муниципальной власти: были председателем сельского совета депутатов, заместителем главы. Здесь тоже не до стихов было?

– В администрации я работал в основном с программами, с грантами. Ежегодно привлекал дополнительно к бюджету от пятисот тысяч до миллиона рублей. Огороженное кладбище Новоиткуля, Шерстобитово, Залесного – моя работа. Фонари на улицах тоже. В совете рабочее время нормированное, поэтому появилась возможность писать. Я участвовал в художественной самодеятельности. Монтаж делал, четверостишье мог написать, подводку к песне, сценарии помогал составлять. А тут ко Дню Победы в библиотеке объявили конкурс «Лира». Галина Разумова этим занималась, она тоже активная комсомолка была в своё время. Она меня пригласила. Я вспомнил подходящие стихи и в первый раз выступил. И мы со Стасом Старченко, тогда он был главой в Кокошино, заняли первые места: я в патриотической номинации, он в сатирической.

 

– Сергей Васильевич, скажите, откуда стихи берутся. Они к вам приходят или вы специально придумываете?

– Начало обычно приходило само во время работы. Мы хозяйство большое держали. Пойдёшь управляться, а в это время мысль работает. Приду – запишу. Пишется легко. Главное, продумать сюжет и начальные строчки. Я почему-то длинными стихами грешу. Хотел реквием написать из четырнадцати строф, от Древней Руси до наших времен. Написал уже восемнадцать, пока бросил, не возвращаюсь к нему.

 

– После успеха в «Лире» вы довольно успешно участвуете в поэтических конкурсах. Они дают стимул для развития?

– Мне нравится конкурс «Рождество Христово», который проводится в Куйбышеве. Я начал участвовать с четвёртого конкурса, и с каждого у меня есть дипломы. Я специально пишу для конкурса стихи о Рождестве.

– Да, я заметила по вашему творчеству, что вы верующий человек. А нет ли здесь противоречия с вашими убеждениями, ведь в Советском Союзе церковь не жаловали?

– А вы взгляните на «Кодекс строителя коммунизма», это ведь те же библейские заповеди (смеётся). У нас в Преображенке церкви не было, а была в Серебрянке. Меня поп из Серебрянки приходил крестить, хотя отец был коммунистом.

 

– Сергей Васильевич, вам нравится декламировать стихи, вам нужна публика?

– Ну, по дикции я не чтец. К тому же, когда свои стихи читаешь, особенно свежие, хочется править. Автору читать неудобно. А вот был фестиваль «Рождественская звезда», и мои стихи читали ребятишки. Жена Наташа даже спросила: «Слушай, это ты написал?». Да, я. В исполнении чтеца стихи звучат лучше. Но на конкурсах я читаю. А ещё, вы же знаете, что я ремонтирую холодильники. Когда заправляешь холодильник, идёт пуско-наладка, нужно долго ждать. Вот тогда я бабушкам, дедушкам свои стихи читаю. В литературном плане у меня память очень хорошая. Все стихи из школьной программы до сих пор помню.

 

– А кто ваш любимый поэт из классиков?

– В принципе, Лермонтов, Есенин, вот такие поэты. А на портале «Стихи. Ру» (stihi.ru), куда я выкладываю своё творчество, на моей странице в рубрике «Избранные авторы» видно, кто мне нравится из современников.

 

– Я смотрела, у вас там на портале более тысячи шестисот читателей. Это своего рода популярность.

– В этом году на меня обратили внимание на сайте и пригласили на конкурс «Русь святая». Я отобрал стихи для участия. Правда, конкурсы сейчас все платные, где-то тысяча рублей лист. Так что во многих не поучаствуешь. Хотя известность можно получить. На конкурс «Поэт года» отправил десять стихотворений. Он тоже платный. Зато в награду за призовые места публикуют книгу автора.

 

– А у вас, Сергей Васильевич, нет авторских книг? И вообще, вы бы хотели издать свои произведения?

– Есть сборник «Избранное». Его сделали девчонки из Иткульского клуба, они решили сделать презентацию моей книги. Это достаточно дорого. Желание издать сборник есть, но пока не получается

 

– Сергей Васильевич, в ваших стихах довольно много личного. Вы пишете о своих чувствах к малой родине, к любимой женщине, о своём отношении к Богу. Скажите, вы про себя рассказываете или про своего лирического героя?

– Я всё рассказываю. В стихотворении «Откровение» как раз об этом речь: «Встану рано утром спозаранку, Сам в себе хочу найти ответ, Открывая душу наизнанку – Я поэт, а может, не поэт». Всё-таки я поэт. И я без комплексов.

 

– Тогда про вас можно много узнать из стихов. Например, что вашу любимую женщину зовут Наташа.

– Меня попросили написать стих ко Дню Петра и Февронии. И говорят: что-то у тебя для жены ничего нет. Я говорю: «Я слов не нахожу таких, чтобы выразить свои чувства к ней. Когда найду – напишу». И вот написал: «Ива косы в воду опустила, Листьями разрезала волну. Много женщин молодых, красивых. Только я люблю свою жену».

 

– Думаю, она это ценит. Сколько лет вашей семье уже?

– Мы живём сорок первый год. Она работала медсестрой в больнице. Познакомились мы в Новосибирске, в общежитии, когда она училась на курсах диет-сестёр. У нас двое взрослых сыновей, один внук. Стараюсь не ссориться или повод для ссоры не давать.

 

– В нашей «чайной» рубрике уместно будет спросить: а что ваша супруга готовит самое вкусное, на ваш взгляд?

– Она может готовить всё, и всё вкусное. У меня и младший сын любит готовить. А вообще мне больше всего нравится её селёдка под шубой. Других таких не бывает нигде. Сколько ни пробовал – не то. Мясо готовит превосходно, хотя говорят, что мясо лучше готовят мужчины. Выпечку любую делает.

 

– Может, в этом и есть секрет дружной и крепкой семьи: она вкусно вас кормит, а путь к сердцу мужчины, как известно, лежит через желудок. Вы посвящаете ей стихи, а «женщина любит ушами». Желаю вам ещё долго и счастливо жить в такой гармонии.

Блиц-опрос

– Физик или лирик?

– Я пишу стихи, значит, лирик. Хотя я и сейчас технарь, ремонтирую холодильники. Люди просят – помогаю, даже рекламу не даю, они сами меня находят.

– Поэзия или музыка?

– Стихи. Музыка, в основном, в дороге, когда едешь в машине.

– Трудный вопрос: Новоиткуль или Преображенка?

– Преображенка – это ностальгия, боль, как и тысячи других ушедших деревень. Об этом говорить тяжело. Хотя и к Иткулю привык, я здесь с 1987 года.

Беседовала Майя Демочкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы