Яндекс.Метрика
Актуальное Общество

Огненная дуга. К годовщине Курской битвы

23 августа в нашей стране отмечается день боевой славы – завершение Курской битвы.

Летом 1943 года произошёл один из переломных этапов Великой Отечественной войны. Немецко-фашистские войска пытались распрямить «Курскую дугу», но в итоге получили жёсткую отдачу и вынуждены были отступать.

Огненная дуга

В 1943 году захватчикам удалось углубить линию фронта, захватив Орёл и Белгород. Но между этими городами стойко держался Курск, образуя своего рода дугу, которая не давала врагу покоя. Её-то Гитлер и хотел срезать с севера и с юга, чтобы открыть себе дорогу на Москву. Для этого была разработана операция «Цитадель». Со стороны Орла на Курск шла группировка под командованием генерала-фельдмаршала фон Клюге. Со стороны Белгорода – полки фон Майнштейна.

К немецкому наступлению готовились три советских фронта – на севере дуги под командованием Рокоссовского, у ее центра под руководством Конева и на юге под командованием Ватутина. Битва началась 5 июля. Она стала одной из самых масштабных в истории мировой войны.

В ней участвовали новейшие образцы военной техники, у немецкой стороны было около 2500 танков, а у Красной Армии – почти 3500. Всего в Курской битве участвовало с обеих сторон более двух миллионов человек, тысячи самолетов, орудий и танков.

12 июля состоялось историческое танковое сражение под деревней Прохоровка. Из-за дыма от бомб, горящих танков и пылающих полей небо стало чёрно-красным. Красная Армия потеряла большую часть своих танков, но одержала победу и смогла перейти к наступлению.

К 4 августа удалось освободить Орёл и Белгород. В честь этого события в Москве впервые с начала войны раздались залпы салюта. 23 августа был освобождён Харьков. Это стало завершением Курской битвы.

Живые и павшие

Немецкая армия потеряла в Курской битве порядка полумиллиона солдат и офицеров. Потери советской армии были выше. С битвы не вернулись 863 тысячи человек. Они отдали свои жизни, чтобы не дать врагу шанса отнять нашу родину.

Георгий Андреевич Французенко

Один из них – наш земляк, уроженец Осиновки, старший сержант Георгий Андреевич Французенко. Он был призван на срочную службу в 1939 году, двадцатилетним парнем. Попал в танкисты. С началом войны пошёл на фронт, воевал в 23-ей танковой бригаде. Сгорел в танке в тяжёлом бою под Курском 15 июля 1943 года.

 

 

Иван Алексеевич Журавский

Ефрейтор Иван Алексеевич Журавский прошёл горнило Курской битвы и остался жив. Самый младший из пяти призванных на войну представителей семьи Журавских, он родился в 1925 году. На фронт был призван Дубовским РВК Сталинградской области. Был пулемётчиком, воевал на Степном фронте, освобождал Белгород и Харьков. Награждён медалью «За боевые заслуги». Погиб буквально через неделю после победы в Курской битве, 30 сентября 1943 года, при форсировании Днепра в районе Кременчуга, парню было всего 18 лет.

Были среди чулымских ветеранов Курской дуги и те, кто прошёл всю войну и вернулся домой с Победой.

Василий Антонович Смыков

Стрелок Василий Антонович Смыков (20.08.1909 – 24.08.1980) призван в марте 1942 года. В ходе Курских боёв получил тяжелое ранение в голову. Фашисты сбрасывали бомбы с самолётов, один из осколков попал ему в челюсть. Был госпитализирован, после госпиталя вернулся в ряды Красной армии. Младший сержант Смыков дошел до Австрии, имеет медаль «За отвагу».

 

 

Сергей Исаевич Кудрявцев

Рядовой Сергей Исаевич Кудрявцев (1901 – 1987) ушёл на фронт добровольцем в 1941 году. Тогда ему исполнилось 40 лет, у него была семья: жена Федора и четверо детей. Когда уходил на фронт, мать дала ему с собой молитву, чтоб уберегла от смерти, с этой молитвой солдат дошёл до Берлина. Участвовал в боях на Курской дуге, имел медали за взятие Варшавы, Кенигсберга, Берлина. Был ранен и контужен. В 1945 году вернулся домой в г.Чулым к жене и детям.

 

Старший сержант Пётр Никитич Храмченко (09.04.19023 – 13.10.1980) в 1941 году попал по призыву в учебное подразделение в г. Омск, не закончил его и был направлен на фронт. Воевал подо Ржевом, был ранен. Некоторое время, видимо, после госпиталя, был минометчиком, но потом снова попал в танковую часть. Участвовал в битве на Орлово-Курской дуге. Летом 1943 года, где стал коммунистом. Участвовал в штурме Кенигсберга (ныне г. Калининград) в Прибалтике. Закончил войну старшим сержантом в качестве наводчика танка. После победы до 1947 года продолжал службу в Литве и Латвии. Демобилизовавшись, вернулся на родину. Точных сведений о ранениях и наградах в семье не сохранилось. Информация о ветеране находилась в уголке памяти в школе на станции Пенек Чулымского района Новосибирской области.

Благодаря мужеству этих людей, а также сотен тысяч других солдат и офицеров фашисты так и не смогли распрямить Курскую дугу.

Из первых уст

Из воспоминаний участника курской битвы, Героя Советского Союза Григория Пэнэжко:

«… В памяти остались тяжёлые картины… Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки.

От выстрелов в бензобаки танки мгновенно вспыхивали. Открывались люки, и танковые экипажи пытались выбраться наружу. Я видел молодого лейтенанта, наполовину сгоревшего, повисшего на броне. Раненый, он не мог выбраться из люка. Так и погиб. Не было никого рядом, чтобы помочь ему. Мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка. Одна мысль, одно стремление — пока жив, бей врага. Наши танкисты, выбравшиеся из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и били их из пистолетов, схватывались врукопашную…

Над нами шли воздушные бои. Самолеты пикировали так низко, что наши радиостанции принимали с неба отголоски жестокого боя. В наушниках слышалось: «Я – Сокол! Иду на таран! Прощайте, товарищи!»

Весь день 12 июля шел танковый бой. За всю войну, наверное, мы не испытали большей радости, чем в тот момент, когда увидели: вражеские танки отступили! Повернули, попятились. Они отошли всего на полтора-два километра в этот день. Но мы поняли, что выиграли сражение. Не напрасны были наши безмерные труды и потери.

Потом подсчитали: только под Прохоровкой враг потерял около 400 машин. Здесь был сломан его бронированный хребет. Больше на нашей земле фашисты не наступали. Каждый из нас сделал на Прохоровском поле все, что было в его человеческих силах».

Материал подготовила Майя Демочкина

Использованы фото и материалы сайта www.moypolk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *