Яндекс.Метрика
Актуальное Образование Персона

Наталья Валембахова: «Я продолжаюсь в своих учениках»

Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян.

Дмитрий Иванович Менделеев

 

С мыслью, что педагог, как и медик, – больше призвание, чем профессия, согласится любой. Случайных людей в этих специальностях не бывает. Наша сегодняшняя героиня как раз такой человек. Наталья ВАЛЕМБАХОВА – не только хороший педагог. Прежде всего, она зарождает в своих учениках любовь к медицине и подготавливает их к этой важной и ответственной профессии.

Почему педагогика

Свой педагогический путь Наталья Анатольевна выбрала, как и многие, по счастливой случайности. Она училась в родной Ужанихинской школе, любимыми предметами были биология и химия. Когда настало время выбирать будущую специальность, Наталья Анатольевна поглядывала на медиков и хотела стать одной из них, но в итоге – связала свою жизнь с педагогикой.

Наталья Анатольевна – педагог с большим стажем. Двадцать четыре года преподаёт детям любимые предметы – химию и биологию, и всё также в своей Ужанихинской школе. Женщина вспоминает, что в детстве мама подарила ей набор юного биолога. Маленький микроскоп, много разных необычных предметов вызвали большой интерес к науке, который сохранился на всю жизнь. Любовь к животным и растением тоже привнесла свой вклад в выбор профессии.

Наставники

Интерес к биологии и химии у Натальи Анатольевны прочно укрепился в школьные годы. Тогда в школу по распределению, сразу после ВУЗа приехала молодая учительница – Любовь Михайловна Тюменцева. Молодая, заводная девушка, химик-биолог, вдохновила юную Наталью Анатольевну пойти её путем.

Когда будущий педагог училась в институте, там была военная кафедра, где преподавала Светлана Борисова – бывший военный хирург. Она подрабатывала патологоанатомом и имела обширные знания во всех областях медицины, которые с удовольствием передавала студентам. Этот интересный опыт ещё больше закрепил любовь к медицине в сердце нашей героини.

Профориентация

Наталья Анатольевна не только преподаёт химию и биологию в Ужанихинской школе. Одно из главных её занятий –  профориентационная деятельность.

Привлекать детвору педагог начинает ещё в младших классах, в том самом возрасте, когда детям интересно практически всё. Как раз в этом возрасте начинают активно раскрываться таланты детей, и важно их во время распознать и помочь ребенку реализовать их. С самого начала ребята проводят экскурсию в «Точке роста». Много разного, современного оборудования не может не привлечь юных исследователей. Один из самых любимых приборов школьников – микроскоп. Под микроскопом ребятам всё интересно разглядывать: начиная от собственных рук и заканчивая одеждой соседа по парте.

Затем, уже с пятого класса ребята знакомятся с новым предметом –  химией. С шестого класса они посещают внеурочные занятия «Знакомство с химией», а дети постарше уже посещают курс «Введение в медицину». Так и получается, что школьники к девятому классу знают, свяжут ли свою жизнь с медициной, и многие из них на ГИА сдают химию. А с десятого класса они определяются с выбором направления в медицине и точно знают, кем станут в будущем.

Из года в год, благодаря работе Натальи Анатольевны, ужанихинские дети выбирают медицинские специальности. Кто-то выбирает лечить людей, а кто-то – животных. Но самое главное, что все они уверены в своем выборе, и годы обучения пройдут не зря.

Лучшая идея

Несмотря на плотную занятость, Наталья Анатольевна успевает принимать участие в профессиональных конкурсах. И не просто принимать участие – а побеждать. В конце прошлого года педагог стала победителем в номинации «Лучшая педагогическая идея» в конкурсе «Сельский учитель Новосибирской области и Беловодского района Луганской Народной Республики». И это благодаря тому, что в своей профориентационной деятельности педагог стремится решить кадровый вопрос в одной из самых важных областей жизни общества – в медицине.

Результаты есть

Наталья Анатольевна помогла уже десятку своих учеников выбрать важную и востребованную профессию. Её выпускники, получив самые разные медицинские специальности –  от медсестёр до стоматологов – сейчас работают в различных медучреждениях Новосибирской области. И многие из них и сейчас поддерживают теплые отношения со своим педагогом. К некоторым из них Наталья Анатольевна ходит на приём и в каждом своём ученике она уверенна.

Несмотря на то, что изначально Наталья мечтала стать медиком, она не жалеет что выбрала педагогический путь. Её медицинская мечта сейчас реализуется благодаря десяткам её учеников и сыну. Он уже закончил МГУ, по специальности «Медицинская химия», сейчас является младшим научным сотрудником, работает в аспирантуре и в лаборатории по изучению онкологии. Медицинский научный путь – это его собственный выбор. Но без поддержки мамы, без её помощи в образовательном процессе не обошлось.

Совет молодым педагогам

«Самое главное для учителя – это уважать ребенка. Но это не значит, что нужно становиться с ним на один уровень. Важно иметь такую способность, брать от них то, что они должны дать. Не давить на них, не заставлять их делать через силу что-то. Ученики должны чувствовать свое достоинство, ни в коем случае не ущемлять его, но требовать то, что они должны дать. Не стоит забывать, что любить всех мы не обязаны, да это и невозможно. Если кого-то любишь, обязательно будут те, кого не получилось полюбить. Абсолютную любовь к детям наша профессия не предполагает, но без человеческого уважения, без уважения личности ребенка здесь не обойтись.

Дети – они либо примут тебя, либо нет. Несмотря на то, что они «цветы жизни» и кажутся поначалу одуванчиками, у них есть шипы, и они могут очень больно ударить. Либо примут, либо отторгнут. Но если отторгнут – то работы никакой не будет. Сложности будут в любом случае, но нужно уметь их преодолевать и не сдаваться» – говорит Наталья Анатольевна.

Совет родителям

Наталья Анатольевна, считает, что родителям не стоит всё перекладывать на школу. Родители – это такие же участники образовательного процесса, как их ребенок и учитель. Чтобы ребенок успешно окончил школу, чтобы ему это было интересно – важно участие родителей, это должен быть тандем, и важно, чтобы он был с первых до последних дней обучения. Но это не значит, что за детей нужно выполнять уроки, но мягко контролировать выполнение домашних заданий нужно. При необходимости помогать, предлагать свою помощь. Даже если вам кажется, что вы ничего не понимаете в задании, нужно сесть и разобраться. Иногда важно просто проявить свою заинтересованность.

И конечно, родители должны нести позитив. Не говорить о школе, как о мучениях, и не закладывать в голову ребенку, что это сложно и невыносимо, а наоборот – говорить о положительных моментах, которые получит ребенок. Он, прежде всего, идёт узнавать много нового, общаться со сверстниками и друзьями – вот об этом и нужно говорить. И важно, чтобы родители популяризировали образование. Дети сейчас много времени проводят в интернете, смотрят развлекательный контент и думают, что можно получать огромные деньги, не приложив усилий, стремятся к этому и считают образование неважной частью. Они ведь в этом заблуждаются, они еще не могут всё здраво оценивать, и вот здесь как раз правильная родительская позиция необходима больше всего.

Слово ученику Кристина Степура:

– Наталья Анатольевна, на самом деле, Учитель с большой буквы. Каждый раз на ее уроках получаешь что-то новое, интересное, они почти завораживают, потому что с огромным интересом и энтузиазмом относится к своей работе, что не остается без внимания учеников, никто не скучает, все вникают в суть урока. И все это очень вдохновляет меня и помогает дальше двигаться к цели. Она очень заинтересовывает на своих уроках и может до каждого донести даже самые сложные темы.

Говорят, что профессия учителя многогранна, в чем я смогла убедиться на примере Натальи Анатольевны. Она не просто учитель химии и биологии, а именно наставник, помощник, но не такой, который просто дает указания и требует идеального их выполнения. Она направит на верный путь, верное решение проблемы, подскажет, что будет лучше в определенной ситуации. И это очень ценно, ведь никто ничего не сделает за нас, а мы сами ищем пути решения, приходим к каким-то результатам, а уже потом она может дополнить, разъяснить или подсказать, в каком направлении двигаться дальше.

Конечно же, можно быть учителем по профессии, но не быть им по призванию, а вот наставник – это призвание. И я очень рада, что именно Наталья Анатольевна – мой наставник на пути к заветной цели. Она на своем примере показывает, что если захотеть, то можно добиться чего угодно, может, это будет и нелегко, но возможно абсолютно все, главное, приложить старания.

Анастасия Алексеенко. Фото из личного архива Натальи Валембаховой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *