Яндекс.Метрика
Актуальное Конкурсы. Акции Образование Персона

Надежда Соболева: «Мыслей о другой профессии никогда не было»

 «Если учитель соединяет в себе любовь к своему делу

и к ученикам, – он совершенный учитель».

Лев Толстой

Одним из главных людей в жизни каждого из нас по праву можно считать первого учителя. Благодаря его доброй улыбке и мягкому голосу дети легко адаптируются к новому для них месту  школе. Он даёт необходимые базовые знания, в результате чего из маленьких неуклюжих мальчиков и девочек вырастают умные, интересные юноши и девушки. Надежда СОБОЛЕВА – первая учительница для нескольких сотен учеников школы № 1.

Начало пути в профессии

Надежда Михайловна выбрала свой путь ещё в школе. После окончания 8 класса в 1973 году будущий педагог решила поступить в педагогическое училище. Это был осознанный выбор, даже несмотря на то, что директор школы Василий Иванович Телятников был против того, чтобы подающая большие надежды Надежда уходила из школы так рано. Успешно получив профессию старшей пионервожатой, Надежда Михайловна вернулась в родной Чулым. Рабочее место удалось найти не сразу. Все школы в городе тогда были укомплектованы учителями, и Надежде Михайловне предложили работу в детской комнате милиции. Но девушка не стала спешить, и 7 сентября заняла место учителя начальных классов в родной первой школе. Туда Надежда Михайловна вернулась с удовольствием.

Спустя некоторое время она получила специальность «Педагогика и преподавание начального обучения», а затем выучилась на психолога. Первый год в институте уже опытный педагог училась очно и затем после окончания обучения некоторое время работала психологом. Но вернулась в родную школу после рождения второго ребенка в 1994 году. И вот уже 46 лет она даёт знания ученикам первой школы в том самом классе, где сама впервые села за парту.

Современные технологии

Надежда Михайловна из того поколения педагогов, кто не просто наблюдал, а внедрял новые технологии в образовательную деятельность. Появление компьютеров, интерактивных досок, проекторов и других современных гаджетов время от времени заставляли понервничать педагогов, которые привыкли искать информацию в библиотеке и проверять рукописные доклады. Но со временем удалось покорить новые технологии, и сейчас Надежда Михайловна отмечает, что компьютер – это хороший помощник. «Даже чистописание. Раньше эти буквы выводишь на доске мелом, а сейчас я включила – и дети смотрят, как карандаш пишет эту букву. А им так даже интереснее», – рассказывает педагог.

Школьная программа

Как вспоминает Надежда Михайловна, школьная программа, по которой обучали детей, менялась на протяжении всего времени, что она работает. В каждой были свои положительные и отрицательные стороны, каждая по-своему хороша. «Шестнадцать лет я работала по программе «Школа 2100». Эта программа мне очень нравилась. Некоторые родители роптали, что математика Петерсон сложная. Но на самом деле она интересная. Да, были там графики, но они работали на развитие и шли не в обязательном порядке. Сейчас мы учим детей по программе «Школа России», по которой всю жизнь и занимались. Учебники только переиздаются, есть какие-то изменения незначительные. Единственное, что мне кажется, английский язык в начальной школе – лишний. Я бы его убрала. Детям ещё трудно буквы родного алфавита запомнить, а они уже английский учат. Есть дети, которым легко даётся, но есть те, кто вообще никак не может всё усвоить. Объём информации и так большой. Английский я бы оставила кружковой работой, но не обязательной», – говорит опытный педагог.

Детская «эволюция»

Со временем существенно изменились не только технологии и образовательные программы. Главные изменения произошли в самих людях, а точнее, в детях. Как отмечает учитель, многие дети сейчас хотят быть не космонавтами и гимнастками, а блогерами. «Дети сейчас зависимы от гаджетов, и таким детям в школе трудно. Если их дома не ограничивают в пользовании телефоном или планшетом – на уроке их нет. Они сидят тихо, но их нет, потому что мыслями они в своих играх. Они разучиваются общаться друг с другом, не умеют выражать свои мысли. Зависимые от гаджетов дети не умеют играть в коллективные игры. Они толкаются, виснут друг на друге. Таких видно сразу. Ещё есть разница между детьми из сада и домашними детьми. Я всегда любила домашних, они в основном все за речкой жили. С одной стороны, садовские дети были подготовленные, домашних приходилось почти всему учить с нуля, но это только первые несколько месяцев. Домашние быстро догоняли и обгоняли садовских. А всё потому, что им интересно, они слушали с открытым ртом. Они никогда не торопились, знания впитывали, они были более усидчивые», – говорит Надежда Михайловна.

Педагог признаёт, что уметь пользоваться гаджетами современные дети должны. Но нельзя всё свободное время проводить в телефоне. Новые технологии можно и нужно использовать с пользой. Играть тоже можно, но нужно ограничивать игровое время, чтобы оно не превышало нормы, рекомендуемые врачами и специалистами. У современных детей одна мотивация учиться, и эта мотивация – гаджеты. За отличную оценку в четверти им дарят планшеты, собственные ноутбуки, новые модели телефонов, к которым они получают полный доступ, когда выполнят домашнее задание. У них нет цели хорошо сделать уроки, есть цель – доступ к гаджетам. И Надежда Михайловна отмечает, что дети, которые делают домашние задания в классе, выполняют их качественнее, чем дома. И лишь единицы из сегодняшних её третьеклашек понимают, что если есть возможность сделать уроки сразу в школе – этой возможностью лучше воспользоваться. Здесь особо торопиться некуда, никто не отвлекает, к тому же всегда рядом учитель, который подскажет. Зато дома у ребенка остаётся масса свободного времени. Но, как говорит педагог с большим опытом, такие сейчас редкость. Это дети, которые умеют себя организовать, их этому приучали с младенческого возраста. Им потом и в жизни будет легче, они умеют правильно расставлять приоритеты. А детям, которые, придя из школы, бросают портфель и идут гулять до восьми вечера, будет сложнее. Конечно, детство – важный этап в жизни и прожить его нужно полноценно, но получение новых знаний не менее важно. Здесь родители должны помочь ребенку правильно распределить своё время.

Педагоги и наставники

Надежда Михайловна пришла работать в первую школу, в которой сама училась восемь лет. Со многими педагогами она была знакома, и это помогло ей войти в профессию легко. Будучи молодой учительницей, Надежда Михайловна не стеснялась обращаться за помощью. Ещё когда она только училась, временами обращалась к Жанне Павловне Балышковой и всегда получала дельный совет. Ульяна Степановна Федорова, Нина Максимовна Железовская и другие учителя начальных классов всегда поддерживали друг друга. «Если один из нас вел открытый урок, другие всегда помогали и поддерживали. Чаще всего я обращалась к Жанне Павловне, я ей очень благодарна. Обращалась по любым вопросам, да даже как оценки ставить в первый раз – тоже ведь нужно было понять, как. Мне очень повезло. Всегда было к кому обратиться, и я всегда получала требуемую помощь», – вспоминает Надежда Михайловна.

Совет молодым учителям

– Важно слушать детей, они всё сами скажут. Главное – иметь знания и любить детей. Если учитель интересно преподносит материал, его дети примут, всё сами подскажут и расскажут. Нужно чувствовать детей, видеть их глазёнки, и сразу всё становится понятно.

Слово ученикам и родителям

Людмила Жилина:

– К какому учителю записать ребенка в первый класс, мы не думали. Но, узнав, что Надежда Михайловна ведёт набор, не задумываясь, пошли к ней. Супруг у неё учился и хорошего мнения о ней, как о педагоге. Считаю, что нам повезло с учителем. Надежда Михайловна справедливая, спокойная, всей душой прониклась к детям. Ребёнок доволен своим классным руководителем.

Семён Жилин:

– Учитель мне очень нравится. Она добрая, хорошая. Всё понятно объясняет. Желаю ей крепкого здоровья и всего самого наилучшего!

Елена Короткова:

– Рядом с нашими детьми – настоящий друг, умный, добрый и мудрый педагог с большим опытом работы. Надежда Михайловна отзывчивая, умная, понимающая, всегда найдет нужное слово, поддержит и успокоит. К ней можно обратиться с любой проблемой, с любым вопросом, и она всегда терпеливо выслушает и подскажет выход. Надежда Михайловна, крепкого вам здоровья и большой родительской благодарности!

Анастасия АЛЕКСЕЕНКО, фото автора и Елены КОРОТКОВОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы