Яндекс.Метрика
Актуальное Культура

Музейный экспонат. «Бабушка»-радиола

Посмотреть на радиолу можно в музее Чулымской централь-ной библиотеки

15 августа 2023 года краеведческий музей Чулымской центральной библиотеки пополнился очередным экспонатом. Как и почти все предыдущие, его можно отнести к разряду если не уникальных, то безусловно интересных и приковывающих внимание. Наша новинка – радиола «Урал-57». Прибор, возраст которого перевалил за отметку 66 лет, выглядит исключительно хорошо для своего возраста, и, по мнению специалистов, в него все еще можно вдохнуть жизнь, если раздобыть необходимые расходные материалы.

Радиола сетевая ламповая «Урал» с начала 1949 года выпускалась на Сарапульском заводе им. Серго Орджоникидзе и на Заводе № 626 НКВ (Свердловский завод автоматики). Внешний вид и конструкция радиолы «Урал-49» стали основой для создания последующих радиол серии «Урал». Наша же радиола относится к 2 классу – «Урал-57», и выпускалась на этом заводе с 1957-го по 1963-й годы.

Интересна история самого завода. Сарапульский радиозавод является достойным ровесником 20 века. Он прошел длительный путь от производства громкоговорителей до современного промышленного предприятия по выпуску военной техники связи. Многие десятилетия Сарапульский радиозавод является одним из ведущих предприятий оборонного комплекса страны.

История Сарапульского радиозавода началась в 1900 году в Санкт-Петербурге. В 1914 году в результате начавшейся 1-ой мировой войны завод секвестировали и перевели в подчинение Главного военно-технического управления. В этот период на предприятии производили телеграфные аппараты типа «Морзе», форпостные телефоны и занимались ремонтом огромного количества военной техники связи, поступающей с фронта.

После революции Петроградский завод был переведён в Москву. 16 апреля 1918 года он был преобразован в Первый Государственный электротехнический завод. Долгое время новое предприятие занималось выпуском средств связи для армии, но особо велика была его роль в деле радиофикации наших городов и деревень. Здесь изготавливались первые в стране автомобильные приёмники «АИ-656» для лимузинов представительского класса. Знаменитое радиооборудование безотказно работало на Северном полюсе у «папанинцев» и при рекордных перелётах Валерия Чкалова и Михаила Громова из Москвы в США.

За успешное завершение первого пятилетнего плана в рекордные 2,5 года в 1931 году Московский электоромеханический завод был награждён орденом Ленина № 10, что свидетельствовало – завод входит в число лучших предприятий страны.

С началом Великой Отечественной войны открывается новая страница в биографии радиозавода. 28 ноября 1941 года Московский электромеханический завод № 203 был эвакуирован в г.Сарапул. Организовав производство в короткие сроки, уже с февраля 1942 года Сарапульский радиозавод начал массовый выпуск радиооборудования для фронта. Являясь поставщиком танковой радиаппаратуры и радионавигационных приборов для истребительной и штурмовой авиации, завод был единственным предприятием в стране по производству навигационной радиоаппаратуры для транспортной и дальнебомбардировочной авиации. Фактически живя на производстве, заводчане трудились под знаменитым лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!». За 1941-1945 годы Сарапульский радиозавод смог дать фронту свыше 156 000 первоклассной радиоаппаратуры, выпустив свыше 20 новых и модернизированных конструкций.

После окончания Великой Отечественной войны предприятие фактически заново отстроилось, активно продолжая работать в области разработки радиосвязи для бронетанковой техники. Наряду с выпуском изделий военного назначения завод начал осваивать массовое производство широковещательной гражданской продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы