Яндекс.Метрика
Персона Специальный проект

Каякская ива. Виктор Сазонов

На мастеровых людях земля держится. Конечно, далеко не каждого жителя нашего района можно назвать мастером-ремесленником. Но тех, у кого руки золотые, очень много. Давайте с ними знакомиться! Поддержим тех, кто хранит ремесленные традиции. Приглашаем каждого читателя принять участие в нашем проекте «Это сделано руками».

Не «из», а «в»

Из малых поселков люди чаще всего выезжают. Сколько в последние годы вот так выехало из Каяка  никто точно сейчас не скажет. А тех, кто остался, по пальцам пересчитать можно. Но не так давно в поселке случилось невероятное: человек вернулся! Не куда-нибудь вернулся, а в отчий дом, к русской печке. Живет, радуется и других радует, потому что ремесло у него такое – теплое, манящее, живое, как будто связующее и с родиной, и с корнями, и с самой землей. Такая она, ива каякская.

Чтобы вернуться домой, точнее, принять такое решение, Виктору Сазонову потребовалось сорок лет. За все это время приезжал он в Каяк всего несколько раз. А беленый пятистенник словно ждал его, зная, что рано или поздно это произойдет. В маленьком домике две печки: «голландка» и самая настоящая русская печь размером с полкухни. Таких сегодня в нашем районе днем с огнем не найдешь. Собственно, к ремеслу Виктора это тоже относится. Вы много встречали лозоплетельщиков? Вот и нам не доводилось как-то.

Вьется пруток

Подготовка прута – дело долгое и непростое

А ведь плетение – древнейшее ремесло в мире. А самый популярный материал для плетения  ивовый прут. Слово «ива» встречается во многих языках и имеет общие корни со словом «вить». Действительно, узенький пруток словно вьется, заплетается в незамысловатый узор. И кажется, что все просто. Но только кажется. Попробуете первый раз – наверняка выйдет коряво. Потому что во всем требуется мастерство. А Виктор – Мастер.

– Работал я в охране на фабрике в Жигулевске. Работа однообразная, делать нечего. А я привык, чтобы руки были заняты. На территории фабрики есть клумбы, я решил украсить, сделать плетень. Да так понравилось! И не только мне. И я весной поставил себе цель: научиться к осени плести из лозы не плетень, а по-настоящему изделия. Нашел мастеров в интернете, все из разных городов, у каждого свои секреты. Мастеровые люди часто объединяются, делятся опытом, советуют. В принципе, не так сложно оказалось.

От Москвы до самых до окраин

Случилось это четыре года назад. Первой работой, если не брать в учет тот плетень, стала корзинка  самое популярное изделие. За ней  другая, пробовал разные варианты – с плетеным донышком, с фанерным, разных размеров, разного плетения. Нежданно-негаданно увлечение стало ремеслом, и дело пошло. Сейчас заказов у мастера хоть отбавляй, а сами работы, как горячие пирожки, разлетаются по всей России – Оренбург, Ханты-Мансийск, Новосибирск, Тольятти, Жигулевск, другие города. По мере того, как о мастере узнают в округе, пробуждается интерес к изделиям и в Чулымском районе. Спасибо соцсетям!

– Форма, фасон, детали  – все индивидуально. И даже интереснее для себя самого не повторять, а делать что-то новое, потом смотреть, как получилось, – говорит Виктор Васильевич.  Большой популярностью пользуются короба под белье. Можно углом сделать или прямоугольный, круглый, низкий, высокий – кому как нравятся. А еще домики для кошек. Это вообще хит. Вместительные, уютные, и кошки почему-то сразу проникаются к ним доверием, с удовольствием осваивают и живут.

Колыбели и качалки

Плетеные из лозы кресла легкие, прочные и
идеально способствуют отдыху после трудного дня

Сколько за эти годы изделий было сделано больших и малых – подсчет не велся. Домик в Каяке стал уникальной мастерской, а надворные постройки и сам двор – местом хранения и обработки заготовок. Повсюду здесь светло-золотистые пруты и стружка, огромный чан, в котором прут вываривается, чтобы стал гибким и прочным, другие прилады и приспособления.

Самой интересной и сложной работой Виктор считает колыбель.

– Раньше ведь в каждом доме такие колыбели плетеные были, и детей они видели помногу. На всех одна люлька, старшие младшим уступают. И сейчас в людях просыпается, видимо, интерес к нашим традициям, к корням. Поступил такой заказ. Я к нему со всей душой. Понятно, что изделие должно быть не только красивым, прочным, а еще и безопасным, чтобы ни сучка, ни задоринки не было. Очень старался.

Еще один популярный заказ – кресла-качалки. Добротные, очень удобные, как теперь говорят, эргономичные. Сел  и как тут и был, вставать не хочется. Времени на изготовление кресла уходит в разы больше, чем на изделия попроще. На одно не меньше пяти дней, и то, если больше ничем не заниматься. Отсюда и стоимость. При том, что на фоне того, как другие мастера оценивают свою работу, у мастера Сазонова цены очень демократичные.

Ивовый край

Лозу нужно нарезать и привезти, для этого достаточно и двухколесного транспорта

Не любой пруток в дело пойдет. Пожалуй, в этом главная сложность ремесла и заключается.

– Ива хороша тем, что повредить ее невозможно. Чем больше режешь, тем пышней растет. Тут в округе целые заросли. Вдоль трасс полно двух, трехлетних веток, которые идут на производство мебели. Конечно, после обработки. Нужно снять кору, выварить, чтоб податливые были, чтоб потом легче гнулись. Для этого приспособления есть специальные. Потом высушить. Ива запомнит новую форму. А еще сила нужна. Поэтому среди плетельщиков женщин немного. В основном принято, что мужчина делает тяжелую работу, каркас, а женщина занимается оплеткой.

По времени примерно три четверти занимает подготовка материала. Расщепить каждый пруток на три части, удалить сердцевину – монотонный труд. Заготовленного в этот сезон сырья должно хватить минимум до февраля. Зимовать Виктор планирует здесь же, в родовом домике, ставшем мастерской. Скучно не будет. И без работы сидеть не придется, заказов столько, что люди готовы выстраиваться в очередь и терпеливо ждать. Идей много. Часто их подают сами заказчики, но бывает, что случается озарение и хочется во что бы то ни стало немедленно воплотить его в жизнь.

Седая древность

Ученые доказали, что плетение – одно из древнейших ремёсел, даже древней гончарного мастерства. В гробнице Тутанхамона были обнаружены плетеные кресла, выполненные примерно по тем же технологиям, с тем же принципом плетения, что мастера используют по сей день. И фараоны понимали толк в этом деле. Сейчас изделия, кроме функционального предназначения, ценятся за чрезвычайную декоративность, национальную аутентичность. К тому же возрождается интерес к предметам, выполненным руками. В них есть душа, есть характер.

Конечно, в любом деле большую роль имеет поддержка. Главные соратники и помощники у Виктора Сазонова сегодня – его брат Юрий и друг Александр Митюк. Помогают обживаться на новом старом месте, обустраивать быт, оснащать мастерскую полезными вещами, с которыми дело пойдет еще лучше.

Поселок Каяк считается дачной резиденцией многих чулымцев. Летом здесь действительно рай в его первозданном виде. Да и в любое время года для истинного ценителя природы здесь хорошо, особенно, если погода солнечная, ясная. К зиме поселок почти пустеет. Урожай убран, порядок в огородах наведен, инструмент на хранении, на дверях замки. Постоянно проживает не более 20 человек, а чтобы кто-то сюда приехал жить не на сезон, а основательно – дело невиданное. Но ведь приехал…

ТОЛЬКО ФАКТЫ

По числу видов и разновидностей ива занимает одно из первых мест среди древесных пород. В настоящее время род ива насчитывает более 550 видов; среди них много естественных гибридов, а также форм и сортов, выведенных искусственно.

Ветла, верба, шелюга, ракита, лоза, лозняк, тал, тальник – все это ива.

Ива появилась на земле довольно рано, её отпечатки попадаются уже в меловой формации.

Японцы считают иву позвоночником первого человека.

Славяне считали вербу священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнего языческого бога Ярилу.

Кора некоторых видов ив обладает антибиотическим действием, она содержит гликозид салицин, имеющий лекарственное значение. Экстракты ивовой коры, благодаря наличию салицилатов, обладают противовоспалительным действием.

Из всего многообразия сортов далеко не каждая ива пригодна для лозоплетения. Мастера рекомендуют использовать краснотал, иву козью, иву прутовидную и иву трехтычинковую.

Самые древние рыболовные сети, которым около восьми тысяч лет, были сделаны из ветвей и коры ивы.

– Я начинал не для коммерции, а для собственного интереса. Ни одно дело не стоит начинать только ради прибыли. Если ты еще ни на шаг не продвинулся, а уже составил бизнес-план, считай, ничего не получится. Прибыль может принести только то, во что ты вложил душу и приложил руку.

Елена КРОХТА, фото Ларисы РОЩИНОЙ и Виктора САЗОНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *