Яндекс.Метрика
Актуальное Общество Право

IT-преступники не дремлют

Фото: udmurt.media

Ради легкого заработка мошенники придумывают новые схемы, и максимально точно копируют манеры общения банковских работников с клиентами. На прошлой неделе я сама чуть было не попалась на ловкую удочку преступников. Но благодаря их несовершенной схеме вовремя успела всё понять и прервать звонок.

Поступил звонок с обычного номера с кодом 998. По долгу службы звонки не пропускаю  отвечаю на каждый, так было и в этот раз. Ко мне обратились по имени-отчеству, девушка назвала своё имя и представилась сотрудником банка, в котором у меня есть зарплатный счет. Она сообщила, что третьи лица запрашивают доступ к моему онлайн-банку, просила ли я об этом? Получив отрицательный ответ, поинтересовалась, пользуюсь ли я мобильным приложением. В последнее время у меня не было доступа к приложению банка – система выдавала ошибку, даже при попытке  авторизоваться по паспорту, и и этот факт заставил меня мгновенно поверить лже-сотруднице. До этого отсутствие доступа меня не волновало, я собиралась восстановить его как-нибудь потом.

Конечно, «банковский работник» спросила, почему я не пользуюсь приложением, и пока я объясняла, она накидывала «страшилки»: говорит, что третьи лица отключили смс-оповещения и уведомления. Пазл в моей голове сложился мгновенно: я не могу зайти в приложение, потому что мошенники через онлайн-банк могли сменить логин, а может, даже номер телефона и электронную почту.

Как мне показалось, девушка искренне хотела помочь. Она рассказала, что может установить запрет на доступ третьих лиц. На мгновение у меня мелькнула мысль: «А почему третьи лица вообще могут иметь доступ к моим счетам?», но выяснять это времени не было. Девушка сказала, что для идентификации ей необходимы мои данные. Я подумала, что если она сейчас запросит хоть какие-то данные полностью – это точно мошенники. На протяжении разговора такие мысли мелькали, но в то же время всё складывалось очень правдоподобно. Но, к моему удивлению, она спросила только последние четыре цифры номера моей карты и фамилию. Вроде все нормально – даже если она будет знать номер карты полностью, всё равно ничего не сможет сделать. А в четырёх цифрах опасности точно нет. Я назвала требуемые данные, и лже-сотрудница озвучила мне следующие шаги: она переведет меня на голосового помощника, которому я должна четко и понятно сказать фразу «запретить доступ третьим лицам» и назвать код, который придет в смс-сообщении. После активации она бы снова вернулась ко мне, и мы бы продолжили разговор.

И тут приходит сообщение, в самом деле, от моего банка, но его текст показался мне странным. «Код для сброса логина в интернет-банке» и огромными буквами, будто бы на меня кричали: «Никому не сообщать код!». У меня тут же возник вопрос: почему этот код для сброса логина, когда изначально речь шла о запрете доступа третьим лицам к моему счету? И тут я поняла, что это «развод», причем какой-то странный, сбросила звонок и решила, что сама схожу в банк и во всём разберусь.

Мне мгновенно перезвонили. Я понимаю, что это опять мошенники, и сбрасываю звонок. Так продолжалось несколько раз, пока я не решила ответить. Девушка спросила, почему я прервала звонок, я ответила, что код из сообщения не могу кому-либо называть. Было слышно, что девушка начала нервничать, но пыталась держать себя в руках. Она сказала, что код я сообщаю не ей, а голосовому помощнику. Я слышу, как ускорилась её речь. Дело ясное – код имеет срок действия, причем короткий. А когда я ей сказала, что прямо сейчас иду в банк и сама во всем разберусь, она ответила, что никто меня ждать не будет, сейчас она предоставляет доступ третьим лицам к моему личному кабинету и дает одобрение заявки на кредит в 500 тысяч рублей. Точнее, не сказала, а прокричала. Здесь я уже точно поняла, что никакой это не банк, а самые обычные мошенники, которые очень расстроились, что потратили на меня время впустую.

Я сходила в банк, мне помогли восстановить доступ к мобильному приложению и сказали, что подобных манипуляций банк не проводит и с подобных номеров не звонит. Хоть на момент, когда мошенники пытались заполучить доступ к моему банку, на счету и не хранилась большая сумма, я подумала, что они могут настроить автопереводы и платежи, и раз они отключили SMS-оповещения, я не узнаю об операциях, которые происходят с моим счетом, в том числе о поступлении зарплаты. А если у мошенников есть доступ, по истории операций можно отследить дни и даже примерное время поступления средств и четко настроить автопереводы.

В общем, миллион разных «за» и «против» пронеслись в голове за эти пару минут общения с мошенниками. Прийти в себя помогло лишь то смс-сообщение, в котором обозначили, для каких целей предназначен код. Так что будьте бдительны при общении по телефону с незнакомыми людьми, и помните, что настоящие сотрудники банка не попросят коды из смс-сообщений. При появлении малейших сомнений сбрасывайте звонок и обращайтесь в свой банк лично или по номеру, который указан на обороте вашей карты. Берегите себя и свои деньги!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *