Яндекс.Метрика
Актуальное Общество

История Чулымского района. Станция на Транссибе

История Чулымского района тесно переплетена с историей Транссибирской железнодорожной магистрали. Благодаря появлению железной дороги в наших краях возникли многие поселения. Одно из таких поселений – село Кокошино. Даже своё название оно получило от фамилии инженера-железнодорожника.

На месте Кокошино до проведения железной дороги никаких строений не было. В 1891 году инженер Кокошин прокладывал здесь первую колею железной дороги. Это было место болотистое, но люди вынуждены были проводить здесь дорогу, потому что чулымские купцы не разрешили проводить ее вдоль Московского тракта.

Поселок Кокошино возник со строительством железной дороги. Сначала на месте станции стояло всего одно здание. В нем помещались железнодорожные аппараты и телеграф-морзянка. В этом же здании за капитальной перегородкой было жилье начальника станции. Потом была сооружена казарма для табельной конторы. В ней же жил мастер. Вскоре были построены четыре будки для стрелочников и железнодорожная баня. Одноколейную железную дорогу проложили к 1898 году.

Поезд, ходивший из Кокошино в Пихтовку.
(Дата снимка на сайте, к сожалению, не указана.)

Приехавший в 1909 году землемер зажиточным крестьянам выделил на каждого мужчину по 40 десятин земли. Эти семьи стали жить на хуторах. Первыми жителями были: Е. С. Якушевич, Сноповы, Морозовы, Сазоновы, Петроченко, Акимутин, Сырецкий, Трофимов, Шкатуловы, Вастистовы. А потом на станцию стали съезжаться крестьяне.

Вторая колея была проложена в 1910 году. Движение по железной дороге было слабым, в сутки проходило от двух до 12 поездов. Паровоз, прозванный кукушкой, тянул с грехом пополам 30-40 груженых вагонов. Но страх людей перед железной дорогой пропал, так как они увидели выгоды, которые им давала «чугунка».

До образования Кокошино население жило в больших поселках: Красновка, Канкуль, Лежнево, Дубраво, Чувашкино, Суворинка и др. Деревни были расположены на расстоянии 25-30 верст. Очень бедно жили крестьяне. Часто встречались избы с маленькими окнами, в которые вместо стекла была вставлена выделанная требушина. Крестьянская бедность не позволяла вовремя расплатиться с долгами. Тогда появлялся урядник со стражниками, описывал имущество: самовар, корову, овец – и за бесценок продавал купцу. Крестьяне занимались животноводством, земледелием, но из зерновых сеяли только рожь. Работу по дереву выполняли одними топорами, так как пилы появились только к концу 19 века.

В Гражданскую войну поселка еще не было. Но старожилы станции были очевидцами тех событий. Колчаковцы и чехи бежали от Красной Армии и сибирских партизан, бросая награбленное добро и боеприпасы. Так они бросили в четырёх километрах на запад от станции два железнодорожных состава. Один был с продуктами, товарами, другой – с патронами, снарядами, винтовками. Состав с боеприпасами горел. Взрывы сотрясали воздух. В домах дребезжали от ударов стекла. Вдоль дороги валялись трупы белогвардейцев, умерших от тифа. Колчаковцы убегали от 233-го пехотного полка Красной Армии, 8-го Бурлинского партизанского полка, которыми командовал Н. Г. Попов, и 9-го Каргатского полка. У села Уфимка белые были разбиты и бежали через Суворинку на Чулым и далее.

После Великой Октябрьской революции народ стал собираться в одно место, где сейчас расположено село, потому что здесь проходила Сибирская железная дорога, были выстроены бараки и казармы. Новый поселок назвали так же, как и станцию, в честь инженера Кокошина, строившего дорогу.

После Гражданской войны вся страна взялась за плуг и молот. Массовая коллективизация началась в 1929-1930 годах. Борьба «с кулаками, подкулачниками и пережитками» была трудной и упорной. Колхозы в нашей местности возникали и распадались. Развитие коллективизма в Сибири задерживалось, потому что поселения были разбросаны, отсутствовали современные виды связи.

По Московскому тракту беспрерывно шли потоки конного транспорта. Вдоль тракта «шагали» телеграфные столбы с двумя нитями проводов, а по тракту шли каторжане, многие из которых были закованы в кандалы. Ездить по дороге было далеко не безопасно. На тракте часто случались грабежи, особенно в зимнее время.

С появлением в окрестных деревнях 25-тысячников (посланцев партии, города) коллективизация пошла успешнее. В1930-1931 годах в деревне Красновка образовался один из первых наших колхозов. У него были различные названия, он неоднократно реорганизовывался. Первым председателем был В. А. Скакунов, после него – В. А. Баранов. До Великой Отечественной войны колхоз являлся крупным социалистическим хозяйством.

С сооружением Транссибирской магистрали Западная Сибирь превращается в район развитого земледелия. Она стала поставлять зерно, масло, яйца для центральных районов европейской России.

Мирное социалистическое строительство было прервано вероломным нападением фашистской Германии. Вся советская страна поднялась на борьбу с врагом. Жители села внесли достойный вклад в борьбу с захватчиками. Многие потеряли на фронте близких, многие вернулись с фронта ранеными. Так, семья Сазоновых потеряла на фронте четыре человека. Всего на фронт ушли 129 человек.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Сегодня в состав Кокошинского сельсовета входят два населенных пункта: с. Кокошино – административный центр, и п. Красновка.

Дата образования  – 1921год.

Площадь территории – 22 107 га.

Численность населения – 811 чел.

Глава сельсовета – Катернюк Татьяна Михайловна.

Село Кокошино в виде железнодорожной станции возникло в 1891 году. Кокошинский сельский совет создан 13 июня 1921 года как волостной исполком Каргатского уезда Новониколаевской губернии, утвержден Постановлением ВЦИК 26 сентября 1921 года.

Кокошинский сельский совет расположен в 23 километрах от районного центра, г. Чулым, в 156 километрах от областного центра, г. Новосибирск. Кокошинский сельский совет граничит с Каргатским районом, Куликовским, Каякским и Чулымским МО.

Этнический состав населения: русские – 94% , немцы – 2%, казахи – 3%. Основная часть населения занята на железнодорожном транспорте, в образовании, торговле. На территории поселения сельскохозяйственным видом деятельности занимается одно крестьянско-фермерское хозяйство. Также в сельсовете расположены почтовое отделение, дистанция энергоснабжения, тяговая подстанция, участок 10-ой дистанции пути, отдельный пожарный пост ПЧ-117, три магазина, школа, детский сад, КДЦ и библиотека. В 2013 году сдано в эксплуатацию новое здание железнодорожного вокзала.

Кокошинцы во все времена были большими тружениками, они внесли ощутимый вклад в развитие нашего района. Многие жители села удостоены высоких наград. Среди них:

А. П. Антипов – участник ликвидации Чернобыльской аварии,

Л. Г. Баутина – знак «Отличник народного просвещения»,

В. А. Брекин – медаль «За трудовое отличие», Заслуженный  работник РФ,

В. А. Вододохов – Заслуженный работник железнодорожного транспорта,

А. А. Воронов – медаль «За освоение целинных и залежных земель»,

Т. Н. Ермакова – медаль «За трудовое отличие»,

И. С. Кравцов – медаль «За трудовое отличие»,

В. К. Мельников – знак «Отличник народного просвещения»,

Н. К. Мельникова – знак «Почетный работник общего образования»,

М. М. Моисеев – Заслуженный участковый РФ,

П. Ф. Морозов – Заслуженный животновод РФ, Орден Трудового Красного Знамени, медаль «За трудовую доблесть»,

В. С. Носовец – знак «Отличник народного просвещения», медаль «За трудовое отличие»,

Н. С. Переверзин – знак «80 лет ведомственной охране МПС России»,

М. Ф. Петроченко  – Заслуженный работник железнодорожного транспорта,

Н. Т. Романчук – медаль «Житель блокадного Ленинграда»,

В. А. Хрущелев – медаль «За трудовую доблесть», орден Трудовой славы 3-ей степени.

 

Материал предоставлен библиотекой с. Кокошино.

Фото из архива редакции и с сайта pastvu.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы