Главное – личный пример. Александр Рыбаков продолжает работать и заниматься спортом на девятом десятке лет
Кратко
Тренер честно предупреждал: расскажите родителям, чем мы занимаемся, если они против – не ходите
Трудовой стаж Александра Дмитриевича Рыбакова уже превысил шесть десятков лет. Не всегда он был учителем или тренером, но для своих учеников остаётся лучшим другом и наставником до сих пор.
Династия
Родился Александр Дмитриевич весной 1941 года, за два месяца до войны. Всё детство и юность его прошли в странствиях по регионам Советского Союза. Отца, офицера Красной Армии, забрали на фронт, там он и погиб, защищая Родину. Маму с младенцем эвакуировали из-под Ленинграда, где они жили. Ишим, Усть-Тарка, Липецк, Коченёвский район, село Кабинетное – много промежуточных пунктов было в его жизни, пока он, наконец, не оказался в Чулыме в 1959 году. В калейдоскопе школ и классных коллективов, которые часто менялись, в душу всё же запали некоторые учителя, ставшие жизненным ориентиром.
– В восьмом классе мы учились в Коченёво. Была учительница истории, она очень интересно и доходчиво рассказывала о предмете. И потом она была такая симпатичная, что все пацаны были влюблены, такое бывает. И ещё учительница немецкого языка там же, в Коченёво. Она очень трепетно относилась к своему предмету. В то время многие недолюбливали немецкий язык, считали языком фашистов. Но я не поддерживал такое мнение, и она заложила мне хорошую основу. У меня есть приятель в Германии, и я последние три-четыре года учу немецкий язык с помощью интернета. Уверен, окажись я в Германии, я бы не заблудился без переводчика.
Аттестат об образовании юноша получил в Кабинетной школе. Вопрос с выбором профессии не был сложным – решил продолжать педагогическую династию. Мама, Евгения Михайловна Рыбакова, вела русский язык и литературу в железнодорожной школе № 9, двоюродная сестра преподавала в Чике. Учителями были дедушка и бабушка по материнской линии. А прадед когда-то был директором школы в Шебекинском районе Курской губернии.
Мои университеты
Александр Дмитриевич окончил техникум физической культуры в Новосибирске. Год проработал в Кабинетном, потом ушёл в армию. А после службы продолжил обучение в Омском институте физкультуры. Позже, уже в зрелом возрасте, будучи опытным педагогом, он поступил на исторический факультет пединститута и получил второе высшее образование.
– Мой товарищ Владимир Петрович Поздяйкин позвал меня за компанию на заочное отделение. Правда, он потом преподавал историю, а я ни дня не работал по этой специальности. Это было в начале восьмидесятых. Жили мы в гостинице. Специально калымили перед сессией – красили склады в заготзерно, и на эти деньги там жили. Мне и учить, и учиться одинаково интересно.
25 лет Александр Дмитриевич преподавал физкультуру в школе № 40. Там он познакомился со своей супругой, которая тоже была педагогом. Но в начале девяностых, когда зарплату бюджетникам не платили месяцами, стало очевидно, что два учителя на семью многовато. Александр Дмитриевич через старых знакомых устроился проводником пассажирских вагонов и восемь лет катался по стране, обеспечивая финансовую стабильность семьи.
Своим примером
Физкультура в школе – предмет не основной, поэтому некоторые относятся к нему несерьёзно. Как удавалось учителю заинтересовать молодёжь?
– В первую очередь, своим примером. Я тогда сам был в неплохой форме (надо сказать, что отличную форму физрук сохраняет и по сей день. – Прим. автора). У меня было много спортивных разрядов: первый разряд по лыжной гонке и по гирям, второй – по спортивной гимнастике, в теннис играли. Учитель физкультуры должен быть примером. Если он с таким вот брюшком и рассказывает о пользе физической культуры, это не работает. А если ты умеешь то, что мальчишки не умеют, то им хочется подражать и стремиться.
– Я ребят настраивал так: вы мужчины, вам в армии служить. И делал упор на силовую тренировку. В коридоре, несмотря на запреты, стоял турник и брусья. На каждой перемене ребята туда бегут. Назначаю дежурного старшеклассника для страховки, предупреждаю, чтобы никаких махов – только подтягивания. И вот они следили. Я их жёстко прижимал с силовой подготовкой. Но ни один пацан в дальнейшем не пожалел об этом: приходили из армии и благодарили, потому что служба им давалась легко. А с девчонками по-другому. Их я гонял с таким мотивом: во-первых, выносливость, во-вторых, чтобы животы не распускали, им же рожать в будущем.
За годы работы в школе Александр Дмитриевич подготовил десять чемпионов Новосибирской области по лёгкой атлетике и сотням учеников привил любовь к физической культуре.
Уроки в коридоре
Занятия осложнялись тем, что в сороковой школе не было спортзала. Только поэтому учитель физкультуры никогда не делал ставку на игровые виды спорта – тренироваться было негде. Уроки проводились в коридоре.
– Физкультура – такой предмет, где эмоции выплёскиваются. А в классах идут уроки. Я всегда старался снизить шум, просил детей быть потише, чтобы не мешать никому. Самое тяжёлое время было межсезонье, когда на улицу не выйдешь. Беговая тренировка по коридору, по лестнице. Конечно, я рисковал, особенно на спуске по лестнице можно было травмироваться. Они же бесшабашные. Но я страховал. Слава богу, обошлось без травм.
В те времена военкомат ежегодно проводил спартакиаду призывников. В ней участвовали в основном десятиклассники. В программе была лыжная гонка на десять километров – дистанция, о которой сейчас вообще забыли, подтягивание и стрельба из малокалиберной винтовки.
С лыжами и подтягиванием проблем не возникало, а вот условий, чтобы учить школьников стрелять, не было. И тогда учитель пошёл на рискованный шаг. С ведома директора школы Зои Карповны организовал секцию. После второй смены технички всё убирали, а Александр Дмитриевич запирал дверь изнутри и тренировал в коридоре. На втором этаже как раз было 25 метров, и школьники стреляли до двенадцати ночи. С помощью спецов из ПДМа сделали бронированный щит из толстого листа железа с деревянной прослойкой пулеуловителя. Тренер честно предупреждал: расскажите родителям, чем мы занимаемся, если они против – не ходите. Его ученики всегда занимали первые места, пока об опасных тренировках не узнали «наверху» и не прикрыли их.
Группа «Здоровье»
Спустя годы, после перерыва тренер вернулся в профессию. Когда построили спорткомплекс, в 2003 году, директор Виталий Сергиенко, тоже ученик Рыбакова и в прошлом чемпион по легкой атлетике, пригласил своего бывшего наставника на работу. Александр Дмитриевич как высококлассный специалист участвует в организации соревнований, часто выступает в качестве судьи, да и сам нередко выходит на старт. А ещё вот уже больше десяти лет он ведёт занятия в клубе «Здоровье» для людей старшего поколения.
– В основном у меня девчонки (я их девчонками зову), но в последний год и ребята прицепились, пять человек. Им интересно с девчатами пообщаться. По списку тридцать человек. Больше половины из них имеют значки ГТО, причём золотого отлива. Коллектив всех принимает благодушно, никаких насмешек, не смотрят на успешность и физическую форму. Наша ветеранская команда – постоянный финалист областных игр. Вот скоро поедем в Ордынку на соревнования. В зональных этапах выигрываем в городках, в стрельбе, в теннисе. Я говорю им так: нам сейчас рекорды не нужны, важно, чтобы вы могли домашнюю работу выполнять и не хвататься то за спину, то за бок – то есть поддерживать функциональный организм. И они ходят с удовольствием.
Сам Александр Дмитриевич, как и повелось по жизни, подаёт пример. Он на девятом десятке лет бегает на лыжах, занимая призовые места в районе, ездит на велосипеде, много ходит пешком.
Профессиональный секрет
– Люди часто обсуждают диеты, думают, как сохранить форму. Я всегда говорю просто: количество потребляемых калорий должно соответствовать количеству потраченных. Если вы здоровы, нет никакой патологии, этого достаточно. Это простая формула, но она верная. Посмотрите на уходящие поколения: люди пережили войну, холод, голод, тяжело трудились, а сколько среди них долгожителей! Вот вам наглядный пример. Всегда выходите из-за стола с чувством лёгкого голода, насыщение придёт чуть позже. Главное – умеренность.
Слово ученикам
Елена Шерстобитова, участница группы «Здоровье»:
– У меня сложное отношение к этому человеку. Он не только мой наставник. В детстве я болела, у меня были ослабленные ноги. Он взял меня под крыло, помог восстановиться, открыл во мне какие-то способности. Благодаря ему я до сих пор занимаюсь спортом. Не могу сказать, что он лёгкий человек в плане характера, но к своим ученикам относится очень трепетно. Мы с ним всегда дружили. Он очень внимательный, я благодарна ему всю жизнь.
Людмила Орел, участница группы «Здоровье», председатель районного Совета ветеранов:
– Александр Дмитриевич для меня и учитель, и коллега. В Иткульской восьмилетней школе он был директором, а я начинала работать, он меня всему учил. Я почему вся в спорте – учитель был хороший. И сейчас он в президиуме Совета ветеранов, он со мной рядом. Я только второй месяц руковожу Советом, и его помощь неоценима. Он всегда придёт, подскажет. У него много идей, он загорается и меня зажигает. Для меня он ориентир, авторитет, поддержка. Я у него учусь принципиальности, порядочности. Если он сказал, то сделает. Очень трогательно, что он ежегодно проводит соревнования по городкам памяти своего друга Владимира Ломова. Он сам купил кубок, сделал гравировку. Это дорогого стоит. Очень добросовестный, правильный человек.
Майя ДЕМОЧКИНА, фото Ларисы РОЩИНОЙ