Елена Писарева: «Музыка стала моей жизнью»
Кратко
Музыка обладает какой-то особенной магией, и, пожалуй, каждый человек хотя бы раз в жизни мечтал обуздать эту магию
«Музыка – единственный всемирный язык,
его не надо переводить, на нем душа говорит с душою».
Бертольд Ауэрбах, немецкий писатель-романист
Подходит к завершению 2023 год, Год педагога и наставника. Все эти месяцы мы знакомили вас с интересными педагогами, с теми, кто внес большой вклад в становление и обучение молодёжи в районе. В завершение мы хотим познакомить вас с настоящей красотой – и внешней и внутренней. Елена ПИСАРЕВА помогает раскрывать музыкальные таланты чулымских детей уже больше сорока лет.
Начало педагогического пути
Елена Алексеевна – коренная жительница Чулыма. Она хорошо училась и в общеобразовательной в школе № 1, и в музыкальной школе показывала большие успехи. Как рассказывает сама Елена Алексеевна, после окончания школы она могла выбрать любой институт и любую специальность, но каких-то конкретных планов не было. Вступительные экзамены в музыкальное училище всегда принимали раньше, чем в других учебных заведениях, и Елена решила попробовать.
Окончив на «отлично» детскую музыкальную школу по классу фортепиано в Чулыме, юная и талантливая Елена без труда поступила в музыкальное училище. У неё ещё было время и возможности, чтобы подготовиться и попробовать поступить на другие специальности, но Елена решила остановить свой выбор на музыке. В то время от таких профессий как музыкант, балерина, артист веяло романтикой, все им подражали. «В то время у нас ведь не было ничего, по телевизору показывали две программы, и казалось, что творческие личности, музыканты – это какие-то неземные люди. И заниматься музыкой, играть на инструменте тогда было увлекательно, ощущалась причастность к этим особенным, неземным людям», – вспоминает Елена Алексеевна.
Успешно окончив музыкальное училище, юный педагог попала по распределению в Татарск, где отработала пять лет, и вернулась в родной Чулым, в родную музыкальную школу, где до сих пор обучает детей игре на фортепиано. Мыслей о другой профессии на протяжении всего пути у нее не возникало. Ведь со временем музыка стала не просто увлечением, а значимой частью жизни Елены Алексеевны.
Разница поколений
Опытный педагог отмечает, что за время её работы дети, их интересы и даже их родители сильно изменились. Раньше и те, и другие были заинтересованы в результатах. Во времена, когда сама Елена Алексеевна была ученицей музыкальной школы, очень редкими были конкурсы между учениками. Какого-то соревновательного момента не было. Грамоты, награды, выступления перед новой неизвестной публикой были крайне редкими. Но, тем не менее, ребята со всей ответственностью подходили к занятиям. Даже в воскресенье ученики посещали музыкальную школу. Ребята занимали места у своих инструментов, каждый в своём классе, и по три часа усердно занимались. Часто без педагога: директор школу откроет, впустит учеников и закроет. А через три часа возвращался, и ребята уходили домой.
Было время, когда музыкальная школа была платной, да и купить музыкальный инструмент могла позволить себе далеко не каждая семья. В то время дети ценили родительский труд, понимали, что бросить школу на полпути, когда в это вложено столько родительских сил и средств семейного бюджета, – непозволительно. Елена Алексеевна вспоминает, что во времена её обучения в музыкальной школе даже мысли не было о том, что можно учиться плохо. Дети старались, выкладывались по максимуму, потому что осознавали, что сама возможность заниматься музыкой есть далеко не у всех.
Современным детям требуется больше времени на изучение и запоминание простейшей информации. Дети менее усидчивы, у них совсем другие интересы и другая мотивация. Во многом это зависит и от самих родителей, отмечает преподаватель: «Раньше родители интересовались успехами ребенка. Они даже вместе с ним приходили на занятия, слушали, записывали что-то, чтобы потом дома с ребенком всё повторить. Конечно, такие занятия даром не проходят. Но я уже давно не видела на занятиях родителей. Даже дома не каждый родитель может позаниматься с ребенком хотя бы полчаса. Не у всех детей сразу всё получается. Им важна поддержка, в том числе со стороны родителей».
Педагоги и наставники
«Большое спасибо Людмиле Яковлевне Васильевой, я к ней попала, когда она приехала сюда. Столько веры в своих учеников и столько внимания я никогда не получала. Приезжающие педагоги не давали нам столько внимания. Людмила Яковлевна совершенно отличалась от всех. По-другому одевалась, по-другому говорила и была каким-то центром притяжения для учеников. Мы все её обожали. Людмила Яковлевна вяжет и мы начали вязать. Она много читает – мы начали читать книги и потом вместе с ней обсуждали. Я благодаря ей и полюбила читать. Она дала большой толчок не только в музыкальном образовании, но и в культурном. И кроме неё, никому не удавалось привить что-то важное и полезное. Она устраивала для нас праздники, капустники. Мы ставили спектакли, устраивали ни на что не похожие концерты. Это было очень весело, интересно. И я со своими учениками делала такие постановки, но со временем у детей сменились интересы», – вспоминает Елена Алексеевна.
О таланте и музыке
Музыка обладает какой-то особенной магией, и, пожалуй, каждый человек хотя бы раз в жизни мечтал обуздать эту магию. Как говорит опытный педагог и музыкант, талант обрести невозможно. Если у человека есть хоть какие-то задатки способностей – их можно развить, но достичь больших высот без музыкальности, без внутренней эмоциональности невозможно. «Есть такое свойство как природная беглость пальцев. Есть ученик, который только садится за инструмент – а его руки уже порхают. А есть те, кто даже со временем не может эту легкость освоить. У меня училась девочка с аутизмом, родители привели её на занятия по совету врачей. Ей было сложнее заниматься, чем другим детям. Но и у нее были свои успехи. Худо-бедно играть можно научить любого, каждый будет как-то извлекать звуки. Но чтобы были высокие результаты, удовлетворение и наслаждение от музыки и игры – для этого нужен талант», – говорит Елена Алексеевна.
Учеба в музыкальной школе, даже если ребенок не свяжет в дальнейшем свою жизнь с этим направлением, не пройдёт даром. Некоторые ученики Елены Алексеевны выбрали профессию, совершенно не имеющую отношения к музыке, но отмечают, что они научились добиваться поставленных целей и достигать высоких результатов на примере именно музыки и их занятий с Еленой Алексеевной.
Совет родителям
Помочь своему ребенку достичь высоких результатов в музыке, развить таланты и способности могут родители. «Важна дисциплина, четкий график и ежедневные занятия. Родители в состоянии это контролировать и отслеживать. Если ребенок будет заниматься каждый день всего по тридцать-сорок минут – это уже будет приносить результат. Занятия раз в неделю, пусть даже по два-три часа, не дадут желаемого результата. За это время ребенок только вспомнит, что было на прошлом занятии, ничего нового он не узнает, знания не закрепит – это будет как шаг на месте. Навык образуется только регулярными занятиями. Да, для этого нужно ребёнка контролировать, может, даже где-то посидеть с ним. Конечно, заниматься трудно, особенно первое время. Но со временем ребенок привыкнет к этой работе. Многие родители думают, что у детей само собой всё получится, но, к сожалению, это не так», – обращается к родителям Елена Алексеевна.
Слово ученикам
Кристина Дементьева (Морозова):
– При мысли о Елене Алексеевне возникает образ невероятно тактичного, утонченного и интересного человека. Эстетика Елены Алексеевны обладает каким-то особым шармом. С большим трепетом вспоминаются занятия на фортепиано в музыкальной школе. Да, иногда было строго, но результат всегда того стоил. Но больше запомнилось, что Елена Алексеевна всегда шла навстречу нашим пожеланиям по выбору музыкального произведения, которое будем разучивать, сочетая классику и современность. Приятно вспоминать, что во время концертов, экзаменов или музыкальных конкурсов Елена Алексеевна всегда переживала за нас, как за себя, делила с нами наши музыкальные взлеты и падения. Это давало мотивацию сделать больше, лучше, а в случае неудач не опускать руки.
Полина Евраш:
– Это так давно было. Двадцать три года назад я училась у Елены Алексеевны. Она очень утонченный, добрый педагог. Нам раньше казалось, что самые красивые мелодии играли только у неё, она тщательно подбирала их. Елена Алексеевна ругалась на меня только за то, что я играла в баскетбол, и говорила, что я же девочка и как можно совмещать пианино и спорт. Но потом она смирилась с этим!
.На такой хорошей ноте мы завершаем нашу рубрику «Искусство отдавать», посвящённую Году педагога и наставника. На самом деле, хороших педагогов, тренеров и наставников у нас в районе много, мы познакомили вас лишь с малой частью. Но на этом мы не останавливаемся и, конечно, продолжим говорить о великом труде учителя, но уже в другом формате. Также и вас просим, не переставая, благодарить и ценить своих учителей, учителей своих детей, тренеров, наставников и всех тех, кто помогает им и нам стать лучше, даёт знания, поддерживает и, без преувеличения, вкладывает частичку своей души в каждого ученика. Пусть труд каждого педагога будет оценен по достоинству!
Анастасия АЛЕКСЕЕНКО, фото автора