Дорога к музыке. «Чайная пауза» со Светланой Ковалевой
Кратко
«Специально по запросу министерства путей сообщения останавливали пассажирский поезд в Кабинетном, чтобы я могла уехать в музыкальную школу»
Сегодня у редакционного самовара мы встречаемся со Светланой Ковалевой, вся жизнь которой – это музыка. Светлана Ивановна преподаёт в музыкальной школе, руководит хором и даже сама пишет песни.
– Мудрые люди говорят: найди себе дело по душе, и ты никогда не будешь работать. Светлана Ивановна, у вас так удачно совпало увлечение с работой. Скажите, для вас музыка это работа всё-таки?
– Я не знаю, насколько это работа… Это моя жизнь просто.
– Как вы в музыку пришли, какими путями?
– Сейчас расскажу. Это очень интересная история. Я росла в Кабинетном. Мама моя, Анастасия Михайловна Щемелева, сорок с лишним лет отработала в кабинетной школе. Они дружили с Людмилой Яковлевной Васильевой. И когда я училась в четвёртом классе, Людмила Яковлевна меня прослушала и сказала, что мне нужно заниматься музыкой. Мамой были брошены все силы на это. Меня возили в Чулым, в музыкальную школу. Сначала на машине, на «бобике» возил Александр Васильевич Лихоманов, который тогда преподавал физкультуру в нашей школе. Ездила с машинистами электровозов. Специально по запросу министерства путей сообщения останавливали пассажирский поезд в Кабинетном, чтобы я в обед могла уехать. Ездила даже на тракторе «К-700». И здесь я жила какое-то время, у Александра Васильевича, училась и в седьмой школе, и в первой. Тяжело мне это всё давалось. Как я только ни добиралась, но окончила семь лет фортепьянного отделения у Кима Петровича Пересветова. В чулымской музыкальной школе давали очень хорошую базу, особенно по теоретическим дисциплинам. Поэтому я без проблем поступила в музыкальное училище в Барабинске. За четыре года получила специальность дирижёр академического хора.
– Да, путь был непростой, и ваше упорство восхищает. А почему и в какой момент вы выбрали именно фольклорный профиль?
– После училища я поступила в Омский институт искусств, филиал Алтайского государственного университета. И получилось так, что когда приехала, уже закончился набор на академическое хоровое дирижирование, остались места только на фольклорном отделении. Будто судьба меня туда толкнула. Стала я дирижёром народного хора и фольклорного ансамбля. Мне очень понравилась специальность, но не сразу. Могу сказать, что это небо и земля в сравнении с тем, чем я занималась до этого. И опять же мне повезло, что я попала в группу к Ефиму Яковлевичу Аркину. Он занимался именно этнографией. Ведь фольклорное искусство и народное искусство – это совершенно разные вещи. Есть сценическое искусство, называется народное пение. Фольклористы это называют клюквой, потому что разукрашено всё для красоты, для сцены. В том числе манера исполнения окультурена, ближе к академическому направлению. А фольклор в плане этнографии – это подлинность с научной точки зрения. И особая манера исполнения, характерная для каждой деревни, и трансформация песни в разных местностях. Я стала заниматься научной деятельностью. Мою дипломную работу о старожилах села Балман внесли в программу двух курсов в институте искусств.
– Вы начинали трудовую деятельность в Убинском районе, а в Кабинетное вернулись в 1996 году. Благодаря вам в селе появился филиал музыкальной школы, каких нет ни в одном селе. Расскажите, как это было.
– Я уроженка Кабинетного. Опять же Людмила Яковлевна и моя мама добились открытия филиала музыкальной школы в Кабинетном, чтобы я там работала. Сначала открыли отделения классической музыкальной школы: фортепиано и теория. Позже я поняла, что детей одарённых единицы, а хотелось бы массового участия детей. Было открыто общеэстетическое отделение. И постепенно я всё-таки пришла к русским народным традициям, поняв, что именно на их основе можно задействовать большое количество детей, чтобы было общеэстетическое развитие, духовное, нравственное.
– Светлана Ивановна, фольклор – довольно сложное для восприятия искусство, тем более для современного человека. Как вам удаётся это донести до детей, да ещё и их самих вовлечь в творчество?
– В современной России этому придаётся большое значение, чтобы не утрачивать свои корни. Но с детьми поначалу было очень тяжело этим заниматься. И родители, и дети находятся под действием пропаганды эстрадной музыка, отечественной и зарубежной. Но сейчас уже все привыкли. Я столько лет работаю, у нас уже в традицию вошло: старшие учат младших, с малых лет все к этому приобщаются. Я и в общеобразовательной школе преподаю. Кстати, хотелось бы поблагодарить и учителей, и родителей, и директора школы Оксану Анатольевну Шиллинг за тесное сотрудничество и за помощь в образовательном процессе, в том числе и фольклорного отделения музыкальной школы. Нам выделили отдельное помещение в интернате, это полноценная школа, семь классов. У нас занимается семьдесят четыре ребёнка из ста пятидесяти учеников школы. Но фактически занимаются все. Они все у нас поют и пляшут.
– Но у вас есть ещё одно детище – хор ветеранов «Сударыня-барыня». Здесь вы работаете со взрослыми, даже пожилыми, знающими жизнь людьми. Какую задачу вы ставите перед собой?
– Коллектив ветеранов существовал до меня. Когда я бралась за это дело, мне захотелось из них сделать молодых, энергичных людей. В первую очередь, передавая свою энергетику. Мы перестроились на фольклорно-народное направление. Нужно было сменить репертуар, заинтересовать, активизировать. Думаю, это у нас получилось.
– А с кем сложнее работать, с детьми или с ветеранами? И с кем интереснее?
– Наверное, с детьми и сложнее и интереснее. А ветеранов своих я вообще люблю!
– Да так, что даже вдохновились на написание песен для ветеранского хора. Причём вы пишите и слова, и музыку.
– Как говорится, все мы песни перепели, и захотелось чего-то нового, того, чего просит душа – и моя, и их. Своими песнями я нашла отклик в душе моего коллектива. Всем нравится, все поют.
– Признайтесь, у вас никогда не было честолюбивых мыслей продвинуть как-то своё творчество на более широкую аудиторию, обрести популярность?
– Нет, не было. Мне ещё в детстве говорили: твоё место не здесь, нужно ехать в Москву. Но у меня не было такого желания. Мне доставляет удовольствие то, что я делаю. Какого-то публичного признания не ищу, мне это неинтересно.
– Какой результат в работе приносит вам удовлетворение?
– Это концертные номера, от которых и я получаю удовольствие, и зрители, и сами исполнители.
– А почему вы не поёте, ведь у вас прекрасный голос и есть профессиональные навыки?
– Многие об этом спрашивают. Я раньше пела. Но мне более интересно видеть результат своего труда на сцене, чем самой исполнять.
– Ну а дома-то поёте?
– Нет, дома я отдыхаю. У нас очень шумные уроки, учитывая нашу фольклорную специфику. Я всю энергию отдаю на работе. Дома мне нужна тишина. И мужа прошу не играть. Хотя он может играть круглосуточно.
– Ваш супруг, Валерий Иосифович Симкин тоже невероятно одарённый человек. Он музыкант, концертмейстер хора, преподаватель музыкальной школы, да ещё и мастер по изготовлению музыкальных инструментов. Наверное, вас связала музыка?
– Он двадцать лет ходил в моря. Потом приехал домой в отпуск, так здесь и остался. Да, нас объединила работа, музыка. Он тоже стал заниматься фольклором. Начал изготавливать инструменты. Я не знаю, как он это делает – заставляет кусочек древесины издавать нужный ему звук. Наверное, это какой-то дар от природы.
– Сын Роман тоже в своё время занимался фольклором. Сейчас у него другая сфера деятельности?
– Сын окончил новосибирский колледж культуры и искусства как преподаватель фольклора. Потом выучился в педуниверситете на режиссёра народного театра. Сейчас он директор коммерческой фирмы, но он никогда не оставлял занятий фольклора. У него профессиональный коллектив – фольклорная студия «Круглый год». В неё ходят семьями от мала до велика. Так что внучка уже поёт в четыре года, а внук приплясывает, хотя ещё ходить не умеет. Роман проводил семинары для работников культуры по народно-бытовому танцу, помогал проводить фольклорные праздники. И сейчас приезжает в Кабинетное, ведёт уроки.
– Это важно, что такая достойная смена есть. А кто-то ещё из ваших учеников пошёл по вашим стопам?
– Анна Салова пятый год работает преподавателем в нашей школе, окончила колледж. Ксения Серпова окончила НГУ, она этнограф, автор научных работ. Вообще пять человек из колледжа культуры проходили у нас педпрактику, и все на отлично.
– Светлана Ивановна, понятно, что фольклор – это ваша музыка, а из современной, эстрадной музыки хоть что-то вам симпатично?
– Нет, она меня не прельщает никак. Я в ней не вижу ни смысла, ни вокала оригинального. Она не несёт никаких положительных эмоций, для меня во всяком случае. А вот классику слушаю, конечно.
– Как вы думаете, можно воспитать музыкальный вкус у взрослого человека?
– Я думаю, что можно, если сам он будет вовлечен в исполнение.
БЛИЦ
– Вам песня строить и жить помогает?
– Конечно. Поднимает настроение!
– Какая музыка звучит у вас в голове в радостные моменты?
– Какие-то бодрые казачьи песни.
– Какой ваш любимый музыкальный инструмент?
– Раньше было фортепиано. Сейчас ближе гармошка. Очень нравится скрипка в профессиональных руках. Но можно ли сказать, что бывает любимый инструмент? Важно, кто и что на нём исполняет.
Беседовала Майя Демочкина