День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта – так звучит официальное название торжества, которое в народе известно как День автомобилиста или День шофера. Ежегодно этот праздник отмечается в последнее воскресенье октября, в этом году это 29 число. С ростом количества автотранспорта профессия водителя с каждым годом становится всё более востребованной. Но сегодня мы познакомим вас с тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе, проведя за «баранкой» большую часть жизни. Анатолий ТРУСОВ – потомственный водитель из Осиновки.
– Анатолий Сергеевич, вы всю жизнь отработали водителем. Расскажите, как вы пришли к этой работе?
– Сложилось так. Я, можно сказать, потомственный шофер. Еще отец мой работал водителем и в мирной жизни, и на фронте. А я перед армией отучился на шофера. В Колывани учился, месяца три. Ну с того и понеслось. В армии прямо с первого дня начал шоферить, так с мая 1968 года и шоферю, по сей день. Автобус я оставил в шестьдесят семь лет, но за рулем до сих пор. По состоянию здоровья ушел на пенсию. Было бы здоровье, я и сегодня бы катался. Эта работа оказалась приемлемой для меня.
– После армии в совхозе работали?
– Да, тогда ещё был Чикманский совхоз, я там работал. Потом совхоз «Рассвет», там работал водителем, директоров возил, наверное, лет семь. Потом на грузовые машины пересел. Жизнь кипела, туда-сюда ездили, дома не жил почти, всё по командировкам.
– Где вам удалось побывать за время работы? Выезжали далеко за пределы района?
– Я в основном по области ездил, куда-то далеко – только раз. В моей жизни это был единственный дальний рейс, в Киргизию мы ездили, с агрономом Политикой за семенами люцерны. Оказалось, что в Киргизии жили наши земляки, большеникольские, и наша осиновская Таня Кундаль была там замужем. Мы квартировали у них. Приехали и как в родной деревне жили, нашли своих. Прожили мы там неделю где-то, август был, хорошо там. Вот это единственная моя поездка была дальняя. Новосибирская область, Алтайский край, Казахстан и Киргизия – представляете, сколько проехать пришлось. И везде нас приветствуют, наши машины, если встречаются, – сигналят. А так шоферил – в деревню, в город за стройматериалами. Далеко больше не ездил.
– Вы за рулем провели больше полувека. Наверняка за это время случались какие-то интересные случаи на дорогах?
– Ну, дорога, она и есть дорога. Раньше весело было – толпой поехали в город напрямую через Коченево. Бывает, дождь, грязь, цепи надеваешь на колеса, чтобы проехать. Зимой ветер, снег, заметает всё. Это было нормой. По городу как по деревне ездили, всё везде знали, и нас знали.
– Много ли в вашей профессии обычаев и суеверий? Например, «присесть на дорожку» – вы верите в такие обычаи?
– Может быть, я и верю, но в профессии про это не думал: сели и поехали. Если бы единожды куда-то ехал, то может, и присел бы, но пока работал, так это без конца приседать пришлось бы. Сегодня в жизни, может, изредка и придерживаемся таких обычаев, а тогда такого точно не было.
– Не было такого, что работа вам надоедала, казалась сложной? Или может, рассматривали для себя другую занятость?
– Нет, такого никогда не было. Я и сегодня бы ехал, это просто у меня в крови. Были предложения – и председателем совета, и парторгом, но я упирался всегда. Не моё это – портфель носить, в начальниках ходить. Я любил своё дело, знал его и занимался им.
– Вы были водителем школьного автобуса, из сёл привозили детей на уроки. С ними были интересные истории?
– Да, я лет тринадцать отработал на автобусе. Сначала был белый автобус. Потом дали новый, желтенький, я самый первый в районе получил такой транспорт. Дети учились в Осиновке. Я еду сначала в Сидоркино, потом – в Богдановку, набираю детей – автобус полный, даже стоячих мест не было. Помню, даже как-то стекло выдавили на задней площадке. Я детей отвез, приехал домой, кто-то мимо шел, говорят – стекла в автобусе нет. Помчался в Богдановку к детям, всех же знаю, давай выяснять, где потеряли стекло. Говорят, стекла не было, ещё в Сидоркино его выдавили. Я поехал в Сидоркино, давай там искать, узнавать. Мне сказали, мол, там-то и там-то. Я поехал, нашел – целое, с резинкой, лежит в снегу в кювете.
– Машина – это просто груда металла или к ней нужно носиться с любовью и заботой?
– Конечно. Не будешь за ней глядеть – она так же будет к тебе относиться. И техническое состояние держать в порядке не только для ГАИшника, но и для себя нужно.
– Анатолий Сергеевич, вы часто возили чулымских спортсменов на различные соревнования. Расскажите, почему вас выбрали на такую ответственную роль?
– Да, возил и зимой, и летом, на каникулах. Как-то раз я их свозил и потом начали обращаться ко мне: «Сергеич, давай поедем». Ну, давайте поедем. Они у Бочкарева, директора школы, автобус спрашивали, а я их возил. Я же везде бывал, в совхозе работал, где только не ездил, все дороги знал. Вот и в Чаны, и в Чистоозерное, и в Маслянино, и в Мошково, и в Бердск, и в Ордынку, и куда я их только не возил. Как каникулы – сразу мне звонят, как будто я у них штатный работник. Бензин не всегда был, но люди старались, где-то набирали топливо, канистры по салону прятали и ехали. Я понимал, что надо, соглашался везти. После соревнований ночью пока их всех развезёшь – в Ужаниху, в Серебрянку, домой уже к утру приезжал.
– Вы всегда и везде на машине или время от времени пользуетесь общественным транспортом?
– За всю свою жизнь я только один раз на электричке ездил, это где-то в 1999-2000 годах. Приехали на учебу в Новосибирск попутно с кем-то. У нас занятия закончились, а я не знаю, как на городском транспорте ездить, хотя всю жизнь в городе пробыл, приезжал столько. Нам на метро нужно было, и никто из нас не знал, как заплатить и как проехать. Кое-как мы добрались, переночевали у знакомого на квартире, я кое-как на вокзал попал и на электричке домой. Пятница была, из Чулыма на автобусе, а народу много, я кое-как доехал домой. «Жигули» выкатываю – и понеслась: приехал в город, на занятия на машине, по городу на машине было хорошо. Я без машины никак не могу.
– В Новосибирске сейчас большой поток транспорта, и знаки меняться могут несколько раз в неделю. Как вы адаптируетесь к подобным переменам?
– Это вы верно заметили. Когда работал, в Новосибирск приезжал очень часто. Я уже знал, где как проехать, где можно грузовым, а где нельзя. Сейчас, конечно, меньше бываю в городе. Я вот знаю дорогу к сыну, как проехать. Тот район хорошо знаю, маршрут знакомый, дорога уже накатана. В центр города смогу проехать, а вот куда-то дальше – теряюсь. Смотришь, там уже эстакады. Если надо будет, я проеду, конечно, знаки есть, движение вижу. Трудности с этим есть, но у меня и необходимости нет. Сейчас я езжу в основном по знакомым маршрутам.
Анатолий Сергеевич отмечает, что профессия водителя важна и востребована сегодня. Мне посчастливилось знать этого человека, когда он ещё работал водителем школьного автобуса, и даже неоднократно приходилось быть его пассажиром. В непогоду Анатолий Сергеевич никогда не проезжал мимо детей, идущих в школу или домой, всегда подвозил тех, кому было с ним по пути.
Сегодня сложно встретить чуткого и внимательного человека, и водителя в том числе. Далеко не многие могут предложить посильную помощь, и ещё меньше – притормозить, проезжая лужу, чтобы не окатить пешеходов. Быть ответственным водителем значит всегда быть начеку и сохранять свой рассудок трезвым. Как бы не недооценивали эту профессию сегодня, без водителя мы никуда. И мы должны относиться к ним с особым уважением, ведь время от времени мы доверяем им самое ценное – свою жизнь.
Из истории праздника
Главными героями этого праздника являются профессиональные водители – люди, управляющие грузовиками, автобусами, трамваями, троллейбусами, такси и другими видами транспорта на колёсах. Сегодня праздник утратил первоначальное значение: теперь его отмечают не только профессиональные водители, но и любители – в общем, все, у кого есть машина.
Идея чествовать автомобилистов родилась еще в СССР. В 1976 году президиум Верховного Совета Советского Союза издал указ «О Дне работников автотранспорта»: этот документ стал ответом на обращение граждан, в котором те выразили сожаления по поводу отсутствия у советских шоферов своего профессионального торжества.
Анастасия АЛЕКСЕЕНКО, фото Ларисы РОЩИНОЙ
Хорошие темпы посевной кампании заданы в КФХ Дятлова А. С., АО «Кудряшовское» и ООО «Михайловское»
41 год проработала в Кокошинской школе старшая дочь, Лилия Григорьевна Баутина, награждена знаком «Отличник народного…
За полтора месяца участниками голосования стали более 1400 жителей города
Наш стадион предпочли не только потому, что он новый, удобный и качественный, а прежде всего,…
Социальные сети и мессенджеры все чаще становятся объектом внимания мобильных мошенников
По решению суда угонщику назначен административный арест сроком на 12 суток. Далее его ждёт уголовное…