Яндекс.Метрика
Актуальное Общество Персона

День шофера. Праздник тех, кто всегда трезв

В свои 74 года Анатолий Сергеевич уверенно чувствует себя на дороге

День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта – так звучит официальное название торжества, которое в народе известно как День автомобилиста или День шофера. Ежегодно этот праздник отмечается в последнее воскресенье октября, в этом году это 29 число. С ростом количества автотранспорта профессия водителя с каждым годом становится всё более востребованной. Но сегодня мы познакомим вас с тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе, проведя за «баранкой» большую часть жизни. Анатолий ТРУСОВ – потомственный водитель из Осиновки.

 

– Анатолий Сергеевич, вы всю жизнь отработали водителем. Расскажите, как вы пришли к этой работе?

Сложилось так. Я, можно сказать, потомственный шофер. Еще отец мой работал водителем и в мирной жизни, и на фронте. А я перед армией отучился на шофера. В Колывани учился, месяца три. Ну с того и понеслось. В армии прямо с первого дня начал шоферить, так с мая 1968 года и шоферю, по сей день. Автобус я оставил в шестьдесят семь лет, но за рулем до сих пор. По состоянию здоровья ушел на пенсию. Было бы здоровье, я и сегодня бы катался. Эта работа оказалась приемлемой для меня.

– После армии в совхозе работали?

Да, тогда ещё был Чикманский совхоз, я там работал. Потом совхоз «Рассвет», там работал водителем, директоров возил, наверное, лет семь. Потом на грузовые машины пересел. Жизнь кипела, туда-сюда ездили, дома не жил почти, всё по командировкам.

– Где вам удалось побывать за время работы? Выезжали далеко за пределы района?

Я в основном по области ездил, куда-то далеко – только раз. В моей жизни это был единственный дальний рейс, в Киргизию мы ездили, с агрономом Политикой за семенами люцерны. Оказалось, что в Киргизии жили наши земляки, большеникольские, и наша осиновская Таня Кундаль была там замужем. Мы квартировали у них. Приехали и как в родной деревне жили, нашли своих. Прожили мы там неделю где-то, август был, хорошо там. Вот это единственная моя поездка была дальняя. Новосибирская область, Алтайский край, Казахстан и Киргизия – представляете, сколько проехать пришлось. И везде нас приветствуют, наши машины, если встречаются, – сигналят. А так шоферил – в деревню, в город за стройматериалами. Далеко больше не ездил.

– Вы за рулем провели больше полувека. Наверняка за это время случались какие-то интересные случаи на дорогах?

– Ну, дорога, она и есть дорога. Раньше весело было – толпой поехали в город напрямую через Коченево. Бывает, дождь, грязь, цепи надеваешь на колеса, чтобы проехать. Зимой ветер, снег, заметает всё. Это было нормой. По городу как по деревне ездили, всё везде знали, и нас знали.

– Много ли в вашей профессии обычаев и суеверий? Например, «присесть на дорожку» – вы верите в такие обычаи?

Может быть, я и верю, но в профессии про это не думал: сели и поехали. Если бы единожды куда-то ехал, то может, и присел бы, но пока работал, так это без конца приседать пришлось бы. Сегодня в жизни, может, изредка и придерживаемся таких обычаев, а тогда такого точно не было.

– Не было такого, что работа вам надоедала, казалась сложной? Или может, рассматривали для себя другую занятость?

– Нет, такого никогда не было. Я и сегодня бы ехал, это просто у меня в крови. Были предложения – и председателем совета, и парторгом, но я упирался всегда. Не моё это – портфель носить, в начальниках ходить. Я любил своё дело, знал его и занимался им.

– Вы были водителем школьного автобуса, из сёл привозили детей на уроки. С ними были интересные истории?

Да, я лет тринадцать отработал на автобусе. Сначала был белый автобус. Потом дали новый, желтенький, я самый первый в районе получил такой транспорт. Дети учились в Осиновке. Я еду сначала в Сидоркино, потом – в Богдановку, набираю детей – автобус полный, даже стоячих мест не было. Помню, даже как-то стекло выдавили на задней площадке. Я детей отвез, приехал домой, кто-то мимо шел, говорят – стекла в автобусе нет. Помчался в Богдановку к детям, всех же знаю, давай выяснять, где потеряли стекло. Говорят, стекла не было, ещё в Сидоркино его выдавили. Я поехал в Сидоркино, давай там искать, узнавать. Мне сказали, мол, там-то и там-то. Я поехал, нашел – целое, с резинкой, лежит в снегу в кювете.

– Машина – это просто груда металла или к ней нужно носиться с любовью и заботой?

Конечно. Не будешь за ней глядеть – она так же будет к тебе относиться. И техническое состояние держать в порядке не только для ГАИшника, но и для себя нужно.

– Анатолий Сергеевич, вы часто возили чулымских спортсменов на различные соревнования. Расскажите, почему вас выбрали на такую ответственную роль?

– Да, возил и зимой, и летом, на каникулах. Как-то раз я их свозил и потом начали обращаться ко мне: «Сергеич, давай поедем». Ну, давайте поедем. Они у Бочкарева, директора школы, автобус спрашивали, а я их возил. Я же везде бывал, в совхозе работал, где только не ездил, все дороги знал. Вот и в Чаны, и в Чистоозерное, и в Маслянино, и в Мошково, и в Бердск, и в Ордынку, и куда я их только не возил. Как каникулы – сразу мне звонят, как будто я у них штатный работник. Бензин не всегда был, но люди старались, где-то набирали топливо, канистры по салону прятали и ехали. Я понимал, что надо, соглашался везти. После соревнований ночью пока их всех развезёшь – в Ужаниху, в Серебрянку, домой уже к утру приезжал.

– Вы всегда и везде на машине или время от времени пользуетесь общественным транспортом?

За всю свою жизнь я только один раз на электричке ездил, это где-то в 1999-2000 годах. Приехали на учебу в Новосибирск попутно с кем-то. У нас занятия закончились, а я не знаю, как на городском транспорте ездить, хотя всю жизнь в городе пробыл, приезжал столько. Нам на метро нужно было, и никто из нас не знал, как заплатить и как проехать. Кое-как мы добрались, переночевали у знакомого на квартире, я кое-как на вокзал попал и на электричке домой. Пятница была, из Чулыма на автобусе, а народу много, я кое-как доехал домой. «Жигули» выкатываю – и понеслась: приехал в город, на занятия на машине, по городу на машине  было хорошо. Я без машины никак не могу.

– В Новосибирске сейчас большой поток транспорта, и знаки меняться могут несколько раз в неделю. Как вы адаптируетесь к подобным переменам?

– Это вы верно заметили. Когда работал, в Новосибирск приезжал очень часто. Я уже знал, где как проехать, где можно грузовым, а где нельзя. Сейчас, конечно, меньше бываю в городе. Я вот знаю дорогу к сыну, как проехать. Тот район хорошо знаю, маршрут знакомый, дорога уже накатана. В центр города смогу проехать, а вот куда-то дальше – теряюсь. Смотришь, там уже эстакады. Если надо будет, я проеду, конечно, знаки есть, движение вижу. Трудности с этим есть, но у меня и необходимости нет. Сейчас я езжу в основном по знакомым маршрутам.

 

Анатолий Сергеевич отмечает, что профессия водителя важна и востребована сегодня. Мне посчастливилось знать этого человека, когда он ещё работал водителем школьного автобуса, и даже неоднократно приходилось быть его пассажиром. В непогоду Анатолий Сергеевич никогда не проезжал мимо детей, идущих в школу или домой, всегда подвозил тех, кому было с ним по пути.

Сегодня сложно встретить чуткого и внимательного человека, и водителя в том числе. Далеко не многие могут предложить посильную помощь, и ещё меньше – притормозить, проезжая лужу, чтобы не окатить пешеходов. Быть ответственным водителем значит всегда быть начеку и сохранять свой рассудок трезвым. Как бы не недооценивали эту профессию сегодня, без водителя мы никуда. И мы должны относиться к ним с особым уважением, ведь время от времени мы доверяем им самое ценное – свою жизнь.

Из истории праздника

Главными героями этого праздника являются профессиональные водители – люди, управляющие грузовиками, автобусами, трамваями, троллейбусами, такси и другими видами транспорта на колёсах. Сегодня праздник утратил первоначальное значение: теперь его отмечают не только профессиональные водители, но и любители – в общем, все, у кого есть машина.

Идея чествовать автомобилистов родилась еще в СССР. В 1976 году президиум Верховного Совета Советского Союза издал указ «О Дне работников автотранспорта»: этот документ стал ответом на обращение граждан, в котором те выразили сожаления по поводу отсутствия у советских шоферов своего профессионального торжества.

Анастасия АЛЕКСЕЕНКО, фото Ларисы РОЩИНОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *