«Чулымом доволен». Интервью с «золотым голосом Чулыма Никитой Андруховым
Кратко
«Когда видишь очень грязные места, хочется сразу все привести в порядок. У меня это, наверное, от мамы»
Несколько лет назад в наш район приехал молодой специалист и буквально с первых нот покорил чулымцев своим отличным вокалом. По прошествии пары лет он зарекомендовал себя как хороший специалист и, безусловно, интересный человек. Никита АНДРУХОВ рассказал нам всё о своей работе и жизни в Чулыме.
– Никита, мы часто видим вас в качестве ведущего или артиста на мероприятиях, которые организует молодежный центр. Но это лишь малая часть вашей работы. Расскажите, чем вы еще занимаетесь в рамках вашей должности?
– Главная моя должность – это главный специалист отдела молодежной политики и спорта администрации Чулымского района, и лишь небольшую часть времени я являюсь сотрудником Районного молодежного центра. Так или иначе, обязанности и там, и там схожи. Если по душе, я пришел в молодежный центр изначально, и работать здесь мне интереснее. Это со временем мне предложили должность специалиста отдела, для меня это была как мотивация, чтобы остаться здесь. Я считаю, основная моя деятельность – это все-таки именно работа с молодежью. Молодежная политика, мне кажется, это больше про свободу действий. В молодежном центре я веду кружок игры на гитаре, являюсь координатором недавно открывшегося «Добро.Центра», в качестве волонтера выезжаю на значимые мероприятия конкретно для нашей отрасли и всей страны. Вокал я не преподаю, по профессии я «народник», а это преподают в музыкальной школе. Им я не конкурент в этом плане.
Мне кажется, здесь я себя нашел, мне здесь свободно. До этого, несколько лет работал в культурно-досуговом центре Барабинска. Коллектив там был замечательный, но в пандемию решил уйти. Потом меня приглашали в вокально-инструментальный ансамбль «Белые росы» в качестве вокалиста. Но что-то не сложилось.
– Такая тяга к творчеству была в вас всегда? От кого из семьи вам это передалось?
– Тяга к творчеству у меня, наверное, больше от мамы. Она из Узбекистана, занималась восточными танцами, рисовала, у нее даже образование было в этом направлении, что-то еще с черчением связано. А у нее это от её отца, моего деда. Он жил в Самарканде, был главным архитектором. Под его началом строились и реставрировались многие объекты архитектуры, имеющие для города и страны большое значение.
– На гитаре вы научились играть до того, как поступили в колледж культуры?
– Да, мне лет семнадцать было. Я уже тогда пел, учился в строительном техникуме. Мы занимались спортом, ходили на рукопашный бой и друг меня позвал на гитару. Я пришел. Сначала не говорил, что пою, а просто играл. У меня был очень хороший педагог, бард-исполнитель Сергей Владимирович Феденков. Его, к сожалению, уже нет, но он и по сей день является моим наставником. Он писал замечательные стихи, песни. Я и сейчас продолжаю исполнять его творчество, потому что его манера, его понимание нашего мира мне очень близки. Его творчество очень жизненное, я считаю оно правильное. Со временем, ребята перестали ходить на кружок, и мы практически с ним вдвоем остались. Мы с ним ездили по городам, выступали. Возможно, ещё благодаря Сергею Владимировичу я, можно сказать «прирос» к гитаре и не бросил, как многие в то время.
– А вы пишете собственные песни?
– Да, я пишу, но пока это всё не для публики. Может быть, в социальных сетях есть какая-то утечка, еще с тех времен, когда я сам что-то выкладывал. Но сейчас пока всё в ящике. Стихи еще как-то слышат родные, но песни пока только для меня. Над ними еще нужно поработать.
– Вы являетесь координатором «Добро.Центра» на базе молодежного центра. Расскажите немного об этом. Это работа связана с волонтерством?
– Да, в прошлом году мы подготовили проект, подписали договор и только в 2024 году состоялось официальное открытие «Добро.Центра». Это точка для волонтеров от 14 лет и от 55 лет и старше. Мы занимаемся организацией и проведением мероприятий. К нам можно прийти записаться и даже стать волонтером в другом городе. «Добро.Центр» – это платформа для взаимодействия с волонтерами, в том числе из других регионов. В Молодежном центре еще есть добровольческий корпус. Это тоже работа с волонтерами, в целом смысл тот же, но все-таки суть работы разная.
В первую очередь нужно понимать, что наши волонтеры – это школьники. Детям не всё можно, их не так просто куда-то привлечь, везде нужны согласия. К тому же, мы работаем с трудными подростками, некоторые из них состоят на учете в КДН и ЗП. С ними тоже не просто найти общий язык с первого раза. Мы их, наверное, даже больше стараемся привлекать в волонтерскую деятельность. И я про прошествии некоторого времени вижу изменения. Если раньше они занимались непонятно чем, были у них какие-то пробелы, то сейчас вижу, как они тянутся в Молодежный центр, как им стало интересно, они сами готовы помогать, тем же бабушкам чистить снег, фасовать гуманитарную помощь. Чтобы произошли, какие-то кардинальные перемены, требуется намного больше времени. И эти изменения зависят и от самой молодежи, от семьи, окружения и других факторов. Мы стараемся, мы движемся и действуем.
– Можно сказать, что ваша работа с волонтерами направлена не только на безвозмездную помощь другим людям, но прежде всего нужна самим волонтерам?
– В какой-то степени, да, это так. Нашим волонтерам мы стараемся прививать широкий спектр навыков: общение, лидерство, самопознание. Перед каждой акцией мы проводим с ними лекции, обучения, рассказываем о многих значимых событиях. В школе у них тоже огромная занятость, и может не всегда информация запоминается с первого раза. Также волонтер может столкнуться с разными людьми, которые могут задавать вопросы или игнорировать, и ведь на каждую ситуацию нужна разная реакция. В этом плане мы учим их прокачивать ситуации и решать проблемы, чтобы они не боялись выйти на улицу и заговорить с незнакомым человеком. Сейчас практически вся жизнь в телефоне, даже у школьников, и живое общение дается некоторым волонтерам с трудом.
Например, если есть акции, направленные на информирование граждан, волонтеры идут с охотой, то на мероприятиях, направленных на какую-то помощь, у волонтеров возникают разные эмоции. Сейчас молодежи нужна какая-то отдача, искренней благодарностью насытиться они еще не могут.
– Есть в планах какие-то масштабные акции или проекты, в которых можно было привлечь не только волонтеров, но и других жителей города?
– Мне, конечно, хотелось бы, сделать что-то кардинальное хотя бы для города. По большей части, наверное, что-то связанное с экологией. Я люблю наводить порядок. Я вот спокойно могу выйти на улицу и делать уборку. Появляется иногда такое желание, особенно когда видишь очень грязные места, хочется сразу все привести в порядок. У меня это, наверное, от мамы. Сейчас хотим запустить акции по уборке, сезон начинается. Но мне кажется, не стоит привязываться к каким-то датам, сезонам, чистота города она всегда важна. У нас пока не было масштабных экологических акций, но мне бы хотелось это сделать.
– Никита, вы совсем недавно побывали в качестве волонтера на «Играх будущего» в Казани. Расскажите, как вам удалось попасть на мероприятие такого масштаба?
– Когда я устраивался на работу, мне говорили, что у меня будет такая возможность, в качестве волонтера попадать на такие события. Этим меня и замотивировали. Как я туда попал? Сначала я вообще никуда не попал. Было какое-то большое событие не так давно, если не ошибаюсь, саммит в Африке. Я тогда еще думал, что не очень хорошо знаю английский, может, надо повременить, но все равно подал заявку и забыл. Меня туда и не взяли. Через время подвернулась стажировка в Ярославле по программе мобильности. Я заполнил простую форму и прошел отбор. Правда, я так и не понял, как я туда прошел. Они конечно отслеживают мою работу, и в анкете нужно было подробно рассказать о своем опыте и все прочее. Но все равно было как-то неожиданно. Организаторы полностью все оплачивают. Я рад, что попал туда, там я научился играть в кёрлинг. И когда в следующий раз ездил в Самару, там тоже был и кёрлинг, и я уже был капитаном команды. В Самару я ездил уже подписывать франшизу на открытие у нас «Добро.Центра». Я там тоже был в качестве специалиста. А как волонтер, впервые был в Казани. Там были определенные требования, знания языков нужны были, так как на «Играх будущего» были участники из других стран, и нужно было с ними уметь поддерживать хоть какой-то контакт. Я владею базовым немецким языком, мне этих знаний хватило, чтобы пройти. В это же время я подал заявку на всемирный фестиваль молодежи, который проходил в Сочи примерно в тех же числах, что и «Игры будущего». Два таких масштабных события организовали в одно время, и я хотел попасть и туда, и туда, но тут нужно было выбирать. Но в Казань хотелось чуть больше, все-таки такое событие впервые в истории страны, а фестиваль молодёжи уже был. Ну и так получилось, что в Казани мою кандидатуру одобрили быстрее, я подтвердил своё участие. Там также все полностью оплачивали, но там я провел три недели. Мы приезжали заранее, нас готовили к самому мероприятию, которое мне очень понравилось. Немецкий язык мне, конечно, совсем не пригодился. Я был волонтером транспорта и в аэропорту встречал спортсменов из разных стран. Общались с игроками из Китая, Испании и других стран и параллельно изучали какие-то общие фразы на этих языках. В общем было очень интересно. Я с собой привез сувениры и подарки оттуда.
– В вашем достаточно плотном графике остается время на хобби и увлечения?
– Я очень люблю спорт, но, к сожалению, сейчас я меньше времени ему уделяю. Еще год назад я играл в футбол с нашими ребятами. Мне с ними было тяжело, ребята очень хорошо играют, мне вклиниться к ним было трудно. Месяца четыре я с ними поиграл только. Играть я больше люблю в баскетбол. Футбол пока люблю только смотреть. По возможности я посещаю игры нашей взрослой чулымской команды, болею за ребят. Последний раз с барабаном ходил, чтобы создать такой шум, как настоящий болельщик. Мне нравится ходить на игры, здорово, когда можно выплеснуть все эмоции, которые накопились за неделю.
Ещё я стараюсь изучить финансовую грамотность, читаю умные книжки, не отказываюсь от подработок, если они есть.
– В Чулыме вы живете уже третий год, удалось за это время как-то прижиться?
– Ой, да прижился я вообще быстро. И время прошло быстро, кажется, только приехал, а уже два года прошло. Я очень люблю такие небольшие провинциальные городки. Куйбышев, конечно, побольше был. Там население, наверное, шестьдесят тысяч. Чулым в разы поменьше, но мне нравятся здесь люди. Конечно, не хватает дома, мамы. Но я же могу съездить, здесь недалеко. И до Новосибирска можно в любые выходные доехать. А здесь я, наверное, больше из-за людей. Меня здесь хорошо мотивировали, мероприятия, выступления – это моя стихия, мне это нравится. Я вижу, что и людям нравится то, что я делаю. Поэтому, конечно, Чулымом доволен!
Анастасия АЛЕКСЕЕНКО. Фото Никиты АНДРУХОВА