Чайная пауза. Формула жизни Елены Черкасовой
Кратко
Семья. Любовь. Хорошие друзья. Ну и место в жизни, наверное, работа, чтобы, как минимум, было не противно на неё идти
Химик по профессии и педагог по призванию, она уже 37 лет работает в школе и не жалеет о выбранном пути. Сегодня мы беседуем с завучем по учебно-методической работе, преподавателем химии школы № 1 Еленой ЧЕРКАСОВОЙ.
– Елена Михайловна, у вас в школе непривычно тихо, из-за карантина уроки идут дистанционно. Как вам такая система работы? Есть в ней «плюсы» или только «минусы»?
– На онлайн-уроках такое ощущение, что сама с собой разговариваешь. И многие учителя придерживаются мнения, что это полупотерянные уроки. Старшеклассники могут так работать. А маленькие дети и средние классы сложно воспринимают. Да, они выходят в сеть, «присутствуют» на уроке, но если ребёнок дома, совсем не та обстановка. Что-то услышал, что-то не услышал. Многие заходят с телефонов, бывает, связь прерывается. То есть они вернутся с дистанционки, и мы заново это будем проходить. Но в то же время есть плюсы и для детей, и для родителей. Дети же очень быстро всему обучаются, на платформах ориентируются спокойно. Они боятся меньше, чем родители. Им предстоит дальше учиться, а в вузах нет обычной классно-урочной системы. Так что им это все пригодится. Немного погрузили их во взрослую жизнь, где требуется самостоятельность.
– Вы в школе с 1987 года. Расскажите, как изменилась работа учителя за это время с учётом технического прогресса.
– С какой стороны посмотреть. Вот эти разговоры, что дети современные такие-сякие… Да они такие же. Только они более легко обращаются с интернетом, интересы немного другие. Ну, тут любой человек, который жил чуть больше, чем десять лет, видит, что раньше на улице куча детей была, а сейчас они сидят в гаджетах в основном. А по большому счёту как раньше были хорошие, мотивированные ученики и те, кому учёба неинтересна, так и сейчас. Дети есть дети. И все разговоры, что можно обойтись без живого учителя, нереальны. Информацию да, можно получить. А вот общение ничем не заменишь. Школа – это социум, дети учатся строить отношения между собой и с нами, взрослыми.
– Но вот от бумажных журналов и дневников практически отказались, сейчас всё на сайтах. Что ещё сейчас стало реальностью, хотя раньше мы такого даже представить не могли?
– Сейчас можно дать задание на электронной платформе, там его проверят, и ты получишь готовые оценки. Когда ты сам ставишь оценку, ты подспудно понимаешь, кому ты ставишь, а тут независимая система проверила. Когда начинала, конечно, никаких ЕГЭ, ГИА не было. Профильного обучения в старших классах не было, хотя всегда этого хотелось. Такая довузовская подготовка идёт. Ученики усиленно готовятся по тем предметам, которые им нужны, а остальные идут просто для общего развития. Мне это нравится. Теперь детям надо раньше взрослеть, уже в восьмом классе определяться, какое направление выбрать. Сделать это непросто, поэтому важна помощь родителей.
– И всё-таки как же работается без журнала?
– У нас есть свои записные книжки. Допустим, на случай ЧС у нас должны быть списки детей. Но мы ведём электронный «журнал», а в конце года распечатываем и отправляем в хранилище. Для родителей электронный дневник удобен. Если ребёнок, например, в школе отсутствует, родители сразу получают сообщение и могут по горячим следам выяснить, что произошло. И отметки можно сразу посмотреть, не дожидаясь родительского собрания. Сейчас даже родительские собрания онлайн проводят, потому что не всегда родители могут собраться.
– Сейчас все активно пользуются мессенджерами, но у этого есть и обратная сторона: рабочий день учителя продляется до бесконечности, потому что ему всегда могут написать или позвонить. Как вы к этому относитесь?
– А он всегда был ненормированный. Продляется, конечно. Но всё зависит от воспитания. Когда ребёнок в час ночи пишет, что не знает, какое было задание на дом, наверное, это вопрос к родителям. Бывает и такое… Мы, конечно, оговариваем с учениками правила общения, и я детям всегда даю свои контакты, это удобно.
– Елена Михайловна, вы в юности не мечтали о профессии учителя. Расскажите, каким был ваш путь в школу, причём именно в чулымскую школу.
– Родом я из города Кызыл. Мама врач, папа технический работник, занимался автотранспортом. Они приехали в Туву по распределению после института из Иркутска. Мы с сестрой там родились. Сестра и сейчас в Кызыле живёт. Я там бываю, хотя добираться достаточно сложно – перекладными через Абакан, потому что в Туве нет железной дороги. Правда, сейчас запустили самолёт, будет попроще. Конечно, очень красивый край, и город красивый. И люди хорошие. Из детства всегда вспоминается самое светлое. Тогда, действительно, жили одной дружной семёй… После школы я уехала в Новосибирск. Училась на химика в НГУ, в институте катализа. После университета осталась в аспирантуре, преподавала в НЭТИ, жила в общежитии. А там красивый молодой чулымский парень. Он учился в этом вузе заочно. Я вышла замуж, приехала сюда. Думала, временно. Оказалось, что временное это и есть постоянное. Сейчас можно бы уехать, но уже как-то прирастаешь… В Чулыме химики сильно не нужны были, поэтому Владимир Борисович Бойко взял меня в школу.
– Кто вам помогал начинать педагогический путь в первой школе? Расскажите о ваших коллегах.
– Невозможно не вспомнить такое имя, многие в районе его знают, – Любовь Георгиевна Костаева. Второго такого человека и такого учителя я в своей жизни не встречала. Настоящий учитель, каким он должен быть. Тогда не было наставничества, но она сама взяла надо мной опеку, мы сдружились. Я в школе осталась ещё и потому, что она была. Я видела, как она работает, как с детьми общается. Прекрасный человек. Жанна Павловна Балышкова, Роза Яковлевна Фауст, это наши асы. Зоя Ивановна Андреева тогда была ещё молодым, но опытным учителем. И тогда, и сейчас в нашей школе прекрасный коллектив, и я легко в него влилась, у меня появились подруги. Я была молодой, но уже не начинающей. У меня не было периода, когда дети проверяют учителя и срывают уроки. Не помню, чтобы за всю мою карьеру попадались дети-«варвары». Не было сорванных уроков. Мне так повезло.
– А вообще вы строгий учитель?
– Я считаю, что нет. А вообще, каждый по-своему относится. Иногда, вроде, человек мягкий, а его побаиваются. Александр Николаевич Прибытков – душа человек, само очарование, так интересно вёл уроки, но были дети, которые его панически боялись. Видимо, потому что мужчина, такой высокий. Девочки из моего класса дрожали от страха перед его уроками, хотя дрожать не от чего: он добряк, и оценками не давил, никого не оскорблял. Его все уважали и сейчас уважают. Про себя я уже точно могу сказать, что не злюка. Я учу детей своих бывших учеников. Беру восьмиклашек и сразу получаю приветы от родителей.
– Елена Михайловна, чем вы помимо работы занимаетесь, чем увлекаетесь?
– Дети уже выросли, и я в последнее время могу себе позволить поездки. Я очень люблю путешествовать, по мере возможности, пару раз в год. Много где побывала, стран двадцать посетила. Мне очень понравились Скандинавия: Норвегия, Дания. Этим летом была на Кипре и в Арабских Эмиратах, впечатления ещё не улеглись. Интересно было посмотреть на Дубай. Ещё в семидесятых годах там была пустыня, а сейчас это техническая сказка. Но жить там, конечно, не захочешь. Жарко, летом вообще невозможно. Всё каменное, огромные здания. Пешком никуда не пойдёшь, только на машине. Пятнадцатиполосная дорога, которую не перейдёшь. Посмотреть любопытно. Удивляет, как человек за пятьдесят лет из ничего смог это всё построить… Есть и попроще увлечение – цветочки люблю. Живу в частном доме, картошка мне не нужна, поэтому всю территорию пустила под цветы. У меня большой розарий. Люблю что-то интересненькое выращивать, чтобы самой поудивляться и кого-то угостить. То есть важен сам процесс. В этом году у меня урожай на баклажаны, они неподъёмные, больше килограмма. Всех друзей и знакомых ими снабдила.
– А когда приезжаете из путешествий в Чулым, у вас нет отторжения реальности? У нас всё не так красиво, как в туристических местах…
– Отторжения нет. Обида есть за Чулым, за чулымцев, за себя, может быть. Когда въезжаешь в Чулым и видишь завалившиеся заборы, покосившиеся домики, облезший шифер, конечно, как-то на душе скребёт. Кое-что человеку и самому можно бы исправить, невеликие деньги нужны. Правда, сейчас заметно лучше стало, люди больше делают ремонты. Ну и всё равно радует, что едешь домой.
– Вы не рассматривали варианты уехать куда-то?
– Вариант есть, в городе меня квартира ждёт. Младший сын живёт в Новосибирске. Каждый год собираюсь уехать, особенно после смерти мужа. Но нет учителя, жалко бросать детей. А поменять страну не хотела никогда. Съездить посмотреть, погулять, пообщаться можно, а уехать я не смогу, у меня менталитет ещё советский. Вот мой старший сын – мальчик современный, они с женой уехали на Кипр. Он работает программистом в международной компании. Когда она из России ушла, ему нужно было либо искать другую работу, либо переезжать. Они решили уехать. Уже адаптировались там, уже говорят по-гречески. Вот только внуков пока у меня не предвидится. Но дети взрослые, они живут своим умом, у них свои представления.
– Елена Михайловна, химия – достаточно сложный предмет. А среди ваших учеников есть те, кто полюбил химию и выбрал профессию, связанную с ней?
– Конечно, таких много. Каждый год кто-то поступает в медицинский и другие вузы. А Саша Осечкова поступила в НГУ, где и я училась, на химический факультет. Учится прекрасно, ей всё нравится, уже была на практике. Каждый год кто-то ЕГЭ сдаёт. Химию выбирают те, кто хочет, кому она нужна. Её случайно не выберешь и случайно не сдашь. Уровень профильного ЕГЭ довольно сложный. Нужно готовиться и с учителем, и самостоятельно, и брать курсы.
– Вы в этом плане опытный человек, можете порекомендовать какие-то платформы для дополнительных занятий?
– Онлайн-школа «Фоксфорд» – очень хорошие курсы. Если ребёнок мотивирован, можно даже бесплатно заниматься: смотришь видеоурок и выполняешь задания. Так можно доработать полученную в школе базу. Не советую «живых» репетиторов, особенно в интернете. Не всегда они оправдывают ожидания. Люди деньги платят, а эффекта никакого. Но прежде всего ребёнок должен сам хотеть, и после десятого класса уже летом начать заниматься. Именно летом, когда есть время, надо отработать материал до десятого класса включительно.
– Часто люди спорят, в советской школе было сложнее учиться или сейчас. Каково ваше мнение?
– Сейчас сложнее. Если брать профильные предметы в старших классах, раньше такое изучали только в спецшколах, а в общеобразовательной школе давали базовые знания. В начальной школе тоже раньше было проще, всё более логично. Сейчас считается, что дети у нас более «подкорковые», более расторможенные. Кора головного мозга связана со всеми обязательствами, с тем, что ты должен. А подкорка – это то, что идёт от души. Сейчас дети делают то, что им нравится. У многих нет волевого момента. Может, это и хорошо. Поменялось общество, поменялись установки, должна меняться и школа. Хорошо бы нам побольше молодых учителей. Как наш директор Ольга Геннадьевна Ермакова, она из тех самых молодых, активных, целеустремлённых. В этом году пришёл молодой учитель информатики, наш выпускник Валерий Петрович Ермолаев. Он, может быть, ещё не научил детей информатике, но они его уже уважают за то, что он современный, знающий. Они общий язык находят, и это радует.
– Елена Михайловна, как знаток химии, назовите, пожалуйста, четыре элемента периодической таблицы, без которых, по-вашему, невозможна жизнь на Земле.
– Конечно, углерод, это элемент жизни. Помните, Карл Маркс говорил, что жизнь – способ существования белковых тел, а белок – это углерод. Естественно, кислород – дышать-то мы чем-то должны. Ну и, наверное, два драгоценных – золото с серебром. Будем ассоциировать так: жизнь – золото, а мы все в ней – серебро. Можно ещё сталь, чтобы характер стальной был. Да о каждом из 118 элементов можно что-то сказать.
– А какие элементы вы бы взяли для «формулы» нашей жизни, для душевного равновесия?
– Семья. Любовь. Хорошие друзья. Ну и место в жизни, наверное, работа, чтобы, как минимум, было не противно на неё идти.
– Елена Михайловна, если бы можно было отмотать назад, вы бы снова пошли работать в школу?
– Пошла бы. Ничего не делается случайно.
Беседовала Майя ДЕМОЧКИНА, фото автора