Забытое старое. В школах ввели начальную военную подготовку и трудовое воспитание
Кратко
«Мы раньше и в классе генералили и отрабатывали, и ничего с нами не случилось. Пусть к труду привыкают, им в жизни всё пригодится»
воспитание
- Чулымские представители родительского совета на конференции в Бердске
- Квадроберы. Зачем подростки притворяются животными
- Не работа, а забота. Работники дошкольного образования отмечают профессиональный праздник
- Чулымские чтецы получили дипломы открытого межрайонного конкурса
- Детсадовцы из «Улыбки» сходили в поход с воспитателями и родителями
С началом нового учебного года в российские школы вернули курс начальной военной подготовки (НВП) для старшеклассников. Раньше такие занятия уже были в школьной программе, но их отменили в начале 1990-х годов. Ещё школьников решили приобщать к труду и проводить для них профориентацию. Но и в этом случае ничего нового – не так давно это уже было частью обязательной школьной программы. Предлагаем вспомнить, как сегодняшние нововведения реализовывались раньше.
Из истории НВП
Декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству» в школах была введена обязательная военная подготовка молодежи. Система предполагала обучение военному делу молодежи допризывного возраста. В 1930-х годах ввели небольшие изменения: 18-19-летних молодых людей отправляли на учебные сборы общей продолжительностью два учебных месяца.
В 1939 году разделили начальную и допризывную военную подготовку. НВП проводилась во всех средних школах с 5-го по 7-й класс, а с учащимися старших классов (с 8-го по 10-й) проводилась допризывная подготовка. После Великой Отечественной войны, в 1950-1960-е годы, происходило постепенное сокращение Вооруженных сил СССР. В связи с этим в 1962 году допризывную военную подготовку в школах отменили, а военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы. Но через пять лет, в 1967 году сократили срок действительной военной службы на год (до двух лет в сухопутных войсках) и вернули НВП. В рамках курса НВП изучались строевая, огневая, тактическая, медицинская, топографическая и инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения и в целом гражданская оборона, общевоинские уставы ВС СССР. Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Преподавателями НВП (военными руководителями, военруками), как правило, становились офицеры запаса, имевшие высшее или среднее военное образование.
Затем, с 1980 года учебная программа НВП часто менялась. А в годы перестройки в СССР, наряду с другими преобразованиями, начался процесс переоценки роли и облика вооруженных сил. С июня 1990 года НВП стала называться допризывной подготовкой. А осенью этого же года такие уроки в средних школах были, по сути, ликвидированы. По одной из версий, такое решение приняли в рамках антивоенной кампании того времени, а также в качестве демонстрации мирных намерений западным партнерам. Отдельные элементы НВП остались в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) из обязательной школьной программы. Учащиеся, в частности, получали навыки оказания первой помощи, узнавали о правах и обязанностях призывников и военнослужащих. В некоторых школах практиковались занятия или учебные сборы со строевой и огневой подготовкой.
Только с 2016 года в стране активно начали возрождать патриотизм и военные учения для молодежи. И уже с этого года курс начальной военной подготовки в рамках преподавания ОБЖ будет значительно расширен. Предполагается, что НВП будут обучать только старшеклассников.
«Радость труда»
Трудовое воспитание в советское время было прочно закреплено в школе. Тогда труд признавался одним из главных факторов обучения и всестороннего развития ребенка. Многие помнят уроки труда, дежурства и субботники, участие в которых было обязательным для всех учеников. Дежурства по классу, по школе были неотъемлемой частью школьных будней. Каждую весну и осень все дружно выезжали на картошку, а в течение всего лета ухаживали за пришкольным участком. Генеральные уборки проходили в классных кабинетах в преддверии нового учебного года, а с наступлением холодов дружно заклеивали окна для сохранения тепла. После уроков переворачивали стулья и мыли классы – всё это элементы школьной романтики, годов примерно до 2010-х.
В школах давно есть технические работники, которые освободили детей от мытья полов в кабинетах. В некоторых классах доски заменили на интерактивные, и отпала еще одна важная миссия – подготовка доски к новому уроку. Окна заменили на пластиковые, не требующие дополнительного утепления, картошку уже не сажают, а за порядком на переменах следит охрана. Вот и получается, что из всей работы у школьников остались только стулья, которые всё ещё нужно переворачивать после уроков. До этого года в школах оставалась лишь так называемая практика, и ту школьники проходили только с письменного согласия родителей.
А вот в детских садах трудовое воспитание сохранилось. Там есть всё те же «дежурные», которые помогают воспитателям накрывать и убирать посуду после обеда, застилать постель и поливать цветы. Эта практика совсем не обязательная и сохранилась не во всех группах, однако родители не против приобщения ребенка к такому труду.
«Я бы в летчики пошел,
пусть меня научат»
Ещё одним, безусловно, важным внедрением является единая модель профориентации – профминимум, начиная с 6 класса. Также с нового учебного года в 6-11классах еженедельно по четвергам будут проходить занятия по профориентации «Россия – Мои горизонты». Курс деятельности нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
Что-то подобное в школах было и раньше. Но в работе не было системности, были охвачены не все профессии, и многие вопросы школьников оставались без ответов. Такой неорганизованный подход приносит определенные невеселые результаты: большая часть студентов идёт работать не по профессии, и чаще всего позже они получают новое образование в другой сфере, потому что только спустя некоторое время осознали, чем желают заниматься в жизни.
Мы задали вопрос нашим читателям в соцсетях: как они относятся к школьным нововведениям? Вот какие мнения прозвучали:
Татьяна Несоленова:
– Современные дети и подростки не особо ценят труд, и сами с большой неохотой к этому идут. Лично я за нововведения. Я училась при таком и очень благодарна тому времени. Я всегда с большим удовольствием ждала практику с летними каникулами. Так что я «за»! Принуждать, естественно, не нужно, но трудовое воспитание для детей важно.
Анна Сабаева:
– К труду и патриотизму в семье должны приучать, если там этого нет – никакая школа не поможет. И у любого человека должно быть право выбора, в том числе и у детей.
Елена Можаева (Герасимова):
– Мы раньше и в классе генералили и отрабатывали, и ничего с нами не случилось. Пусть к труду привыкают, им в жизни всё пригодится. Но НВП нужно с определённого класса.
Майя Михайлова:
– Трудовое воспитание – неплохая вещь. Дети и сейчас в школе работают, летом есть практика на участке. Только до этого года требовалось письменное согласие родителей. Если родители не подписали бумагу или ребёнок её «потерял» по дороге, то можно было не отрабатывать.
Материал подготовила Анастасия АЛЕКСЕЕНКО