Выставку новогодних игрушек проводит чулымская библиотека
Кратко
Традиции Нового года объединяют многие поколения. Хочется верить, что и через сто, и через двести лет наши потомки будут рассматривать собственное отражение в блестящем ёлочном шарике и загадывать желания
библиотека
- За клюквой с чемоданом. Отдел краеведения представил коллекцию сумок и чемоданов
- Уникальный фарфор передали чулымцы в отдел краеведения
- Час актерского мастерства провели в отделе краеведения
- Ученики Ужанихинской школы научились прясть по «Пушкинской карте»
- 9 декабря 1919 года - бой под Большедорожным
Традиции Нового года объединяют многие поколения. Хочется верить, что и через сто, и через двести лет наши потомки будут рассматривать собственное отражение в блестящем ёлочном шарике и загадывать желания. А будут ли шарики на ёлках через двести лет или на смену им (и самой ёлке) придут голограммы, меняющие очертания, цвет, объем? Было бы любопытно взглянуть хоть одним глазком. Но пока хочется сохранить традиции родные, наши, ведь они — самый верный способ окунуться в детство.
Чулымская центральная библиотека предлагает один из таких вариантов: посетить выставку «История Нового года в ёлочных игрушках». На выставке представлены экспонаты библиотечного музея и частных коллекций жителей Чулыма. Самым старым игрушкам около 70 лет. Современную детвору ими уже не удивить: блеск потух, амальгама и краска местами стерлась, крепления еле держатся. Зато у сверстников этих игрушек от умиления дух захватывает — неужели жив курилка? Жив! А при надлежащем хранении еще много-много лет будет жить и радовать.
Шары и сосульки, с рисунком и без, всевозможные шишки, зверушки, домики и пряники, снеговики и космонавты, из стекла, ваты, картонажа, фольги, пластика… Глаза разбегаются и невольно ищут ту самую игрушку, при помощи которой нам так легко перенестись в пору, когда желания исполнялись, костюмы шились из марли и мишуры, конфеты были слаще, елка зеленее, а мама с папой куда моложе, чем мы сейчас. Разве это не чудо?
У каждой игрушки своя история и своя судьба. Витрина знакомит с их разнообразием. А с ёлочно-игрушечной модой знакомит информационный стенд. Знаете ли вы, что «советские» ёлочные бусы изначально были придуманы вовсе не для ёлки, а для украшения изящных женских шеек? Да и никакие они не советские, поскольку созданы были в конце 19 века в Германии, затем добрались через Польшу в Малороссию, да так полюбились модницам (преимущественно сельским), что порой вся верхняя часть одежды была скрыта под рядами тонких блестящих трубочек. Пацьорки, бранзолети, лускавки, надуванчики, светлячки — как только не называли нагрудное многорядье из цветного «пустого» стекла. Женская мода поменялась, а любовь к лускавкам осталась, только украшались ими уже не модницы, а рождественские деревья (не всегда это были ёлки).
А знаете, чем отличаются обычные стеклянные игрушки от «кремлёвских»? Размером и толщиной стекла. Массивные, тяжелые, ими, как правило, украшали не домашние, а городские ёлки. И такие игрушки тоже есть в коллекции музея. Самая известная — кедровая шишка. Красавица!
В 70-е годы многие игрушки разрисовывали вручную и наносили изящные мазки особой краской, в состав которой входил фосфор. Ночью в темноте они загадочно сверкали, возбуждая детскую фантазию. Смотришь, смотришь, как в абсолютной темноте подмигивает тебе это чудо, а веки тяжелеют, смыкаются, и всю ночь снятся тебе волшебные сны. Есть у нас и такие игрушки с фосфорными мазками. И гирлянды есть с лампами накаливания крошечными, которые часто перегорали, но легко заменялись, потому что всегда были в продаже. Гирлянды тоже подлежали ремонту, наши музейные до сих пор в рабочем состоянии. А какое счастье было смотреть на мигающие окна новогодних домиков, переключающих гирлянды при помощи специальных реле! Кто в детстве не пытался заглянуть в эти окошки?
Для настоящего счастья нужно так мало. Приходите на выставку и убедитесь сами.
Елена КРОХТА, начальник отдела краеведения Чулымской центральной библиотеки. Фото предоставлено автором