Такси в Чулыме — вещь неоднозначная. Его вроде бы официально нет, но оно есть. Настало время поговорить о нелегальных извозчиках, работой которых далеко не всегда довольны чулымцы.
«Черные» перевозчики
Среди нескольких служб такси, существующих в Чулыме, только одна легально занимается перевозкой пассажиров. Остальные же работают в «черную». Причина понятна: получить разрешение на перевозку пассажиров — задача непростая для рядового обывателя. Нужно оформлять юридическое лицо или ИП, поэтому водители и избегают получения разрешений.
Нам, пассажирам, по большому счету нет разницы, на легальном такси мы едем по Чулыму и району или нет. Мы здесь все друг друга знаем, у каждого водителя есть свои постоянные клиенты, и все как бы смирились с системой, которая сложилась. Это в большом городе боязно садиться в машину к незнакомому человеку, не зная, имеет ли он право вообще управлять автомобилем. В таком случае такси, которое мы заказываем через агрегаторы, можно считать относительно безопасными, но сегодня мы обсудим другую сторону — качество оказываемых услуг.
За что мы платим?
Цены на такси в Чулыме не перестают удивлять. Стоимость до отдаленных деревень равняется недельному прожиточному минимуму, причем не всегда эта цена постоянная: разные службы или водители берут разную стоимость за один и тот же маршрут. Причем об уровне комфорта речь даже не идет. Одна жительница Чулыма поделилась в соцсетях занимательной историей: «Мы вызвали такси из деревни Ужаниха до Чулыма. Приезжает мужчина со своей супругой, нас было без таксиста и его супруги 4 человека. Так как машина вмещает только 5 человек, ребёнка пришлось брать на колени и ехать час в таком положении. Мы платим за это деньги, почему мы должны ездить в таком некомфорте? Я думаю, я не одна такая! Похожая ситуация была из центра до «залинии». Вызвала такси, приехал мужчина с супругой и ребёнком. Нас было 3 человека, детское кресло водитель убрал, чтобы мы все влезли». И таких историй очень много. Причем водители или операторы при оформлении заказа не уточняют количество пассажиров и не предупреждают о каких-либо ограничениях. Когда мы вызываем такси, мы платим за машину. Следовательно, вся она, за исключением водительского места, в нашем распоряжении. Я хочу — еду один. Хочу — еду с друзьями, коллегами или соседями на одной машине.
В связи с нестабильной работой общественного транспорта в Чулыме работающая часть жителей района нефтепровода вынуждена часто прибегать к услугам такси. Люди, которым на работу с утра нужно в одну сторону, собираются в группу и заказывают одну машину на всех. Они знают, сколько в машине мест, и, заказывая машину, планируют все так, что свободных мест в авто не будет. Ведь стоимость поездки они делят на всех, так получается выгоднее. И, заметим, имеют они на это полное право, поскольку оплачивают машину, а не место, как в автобусе. Но когда водитель мчится к ним, по дороге он берет ещё один заказ. Вот на одном адресе набралась полная машина, а водитель едет еще на один адрес, где с писком в салон втискивается ещё пассажир. И вынуждены они ехать до центра в крайне неудобных условиях. Причем последний, кто втиснулся без места, платит за заказ такую же сумму, как если бы поехал один.
Ещё одну историю поведала нам жительница центральной части города: «На такси езжу на работу и за детьми в детский сад. Услугами такси пользуюсь часто и сделала вывод, что ни один водитель не заботится о комфорте пассажиров. Водители позволяют себе курить в салоне на ходу. Причем им неважно, едут в этот момент в машине дети или нет. Волосы моментально впитывают запах табака, и до конца вечера за тобой тянется невероятный шлейф пепельницы. По дороге водители без моего согласия подбирают непонятных пассажиров. И не всегда это по пути. Стоимость поездки при этом ниже не становится. Как-то раз вообще от самого подъезда до детского сада ехала вместе со своей соседкой. И каждая из нас заплатила полную стоимость. Знали ли мы, что нам придется ехать с попутчиками? Нет, конечно. В нормальных службах такси есть отдельный тариф «с попутчиком», и стоимость за поездку там ниже. Но наши нелегалы решили выжимать с людей по максимуму. Выбора-то у нас нет. Либо пешком, либо с неизвестным человеком, может даже, маньяком, за 200 рублей».
Недоумевают жители города, почему водители не соблюдают маршрут, который проложен через агрегатор. «Заказываю такси через агрегатор, там приложение прокладывает маршрут, по которому я поеду. А в итоге водитель меня везет домой не по мосту, а прямо через речку, по тонкому льду. Я не хочу рисковать. Я понимаю, дорога так короче, но я ведь плачу полную стоимость», — рассказывает жительница зареченской части города.
А сколько историй про опоздание на предварительный вызов или когда водитель вообще не приехал на заказ! А ещё бывает, что водитель приехал, но отказался везти пассажиров с детьми. «На последней электричке приехали в Чулым. Пока ехали, заказала единственное такси, которое работало так поздно. Заранее несколько раз сказала оператору, что едем с детьми. В итоге водитель приехал, но отказался нас везти. Звоню оператору — не берет трубку. Пришлось идти с детьми пешком. Была зима, хорошо, что тепло было и жили недалеко. После этого услугами таких «людей» больше не пользовались. Можно ведь было предупредить, что с детьми не возят, мы бы нашли кого-то другого», — рассказывает еще одна жительница Чулыма.
А сколько историй про грязь, мусор и пыль в салоне авто — такое чувство, что это своеобразная дополнительная услуга. В нормальных службах такси в дополнение предлагают воду или зарядить телефон, а у чулымского такси мусор и грязь идут в базовой комплектации.
Не без добрых людей
Конечно, не все так плохо. Есть в Чулыме и настоящие водители, которые, понимают, что несут ответственность за пассажиров. Некоторые даже помогут достать из багажника тяжелый пакет или открыть дверь, если руки заняты. Но таких водителей лично я встречала только двоих. Да и работают в такси они не постоянно.
Ну а что нам, пешеходам, остается делать? Жаловаться, возмущаться и качать права? Конечно, этого не будет, поскольку укажут на дверь. Альтернативы у нас нет. Разве что велосипедами все обзаведемся. Вот и приходится терпеть прокуренные салоны, переполненные машины и необоснованно высокие цены. Дороги, мол, у нас плохие. Но разве дорога от центра до Московской настолько плоха, что стоит 150 рублей? Это ещё морозов не было. В прошлом году цены в мороз выросли на 50 рублей. С наступлением комфортной температуры кто-то снизил стоимость до прежних тарифов, а кто-то решил: раз платят, значит, нормально, и оставил. Но цены нас вовсе не пугают, а пугают условия, которые мы за эти деньги получаем. И ведь пожаловаться некуда. Одни нелегалы.
Можно ли повлиять на цены такси?
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не видит целесообразности во введении госрегулирования тарифов на рынке такси. Об этом сообщается на официальном сайте службы.
Введение ценового регулирования грозит формированием «черного рынка» и вернет отрасль на 20 лет назад, предупреждают специалисты. По их словам, целесообразно и необходимо выстроить правоотношения и определить ответственность участников рынка такси друг перед другом.
Законодательная инициатива о регулировании такси обсуждается в стране много лет. В декабре 2018 года был принят в первом чтении законопроект о регулировании рынка такси, авторами которого являются председатель комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев, его первый заместитель Виталий Ефимов, первый зампред думского комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. В настоящее время законопроект проходит доработку в Госдуме.
Анастасия АЛЕКСЕЕНКО, фото: pikabu.ru
Следить за трансляцией можно будет в прямом эфире телеканалов «Первый», «Россия 1», «Россия 24», НТВ,…
Предостережение - действенный инструмент Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора в профилактике правонарушений
Чулымский районный суд подвел итог семейным спорам, которые длились почти пять лет
Жители населённого пункта Варваровка Новосибирской области впервые получили доступ к мобильной связи и интернету МегаФона
Состояние водных объектов стало предметом рассмотрения комиссии Законодательного Собрания по экологии
Дети выступали на конкурсах международного, межрегионального и всероссийского уровней