Оно создано на базе Чулымского лицея и недавно получило официальный статус.
Учредительные документы юным защитникам леса торжественно вручил руководитель Чулымского лесничества Виталий Попов. Он подчеркнул, что это очень важное событие:
– В Новосибирской области всего пять школьных лесничеств: в Татарском, Сузунском, Баганском, Тогучинском, Искитимском районах. И вот теперь оно появилось у нас. Я бывал в других районах, видел, как это работает. У школьного лесничества большие возможности. Они участвуют в конкурсах, получают гранты. Например, устанавливают теплицы, выращивают в них саженцы, а потом реализуют лесхозам. Впечатляющие результаты.
К участию в этой программе лицеистов подтолкнул ряд удачных совпадений, что в очередной раз говорит – ничего в этой жизни не бывает случайно.
«Чулымская газета» уже рассказывала о том, что в прошлом году ученики лицея взялись за большое дело – начали возрождение сада на улице Советской. Воодушевила их на это педагог Светлана Заика, предложив десятиклассницам Анне Садовской и Дарье Никитиной сделать проект об этой забытой достопримечательности нашего городка. Девушки заинтересовались садом, начали его исследовать, изучать почву и растения. Выяснилось, что помимо обычных сибирских деревьев и кустарников там встречаются и довольно редкие экземпляры, например, бересклет европейский.
Когда-то это популярное среди чулымцев место отдыха называлось «Городской сад № 1». Но в последние десятилетия оно превратилось в запущенные, «одичавшие» заросли. К тому же некоторые горожане стали использовать его в качестве свалки мусора. Вот здесь перед лицеистками и встал вопрос: дать саду окончательно погибнуть или спасти его? Свой проект Анна и Дарья назвали «Судьба городского сада – гибель или возрождение».
Начать работу девушкам пришлось с «генеральной уборки». Год назад они провели там первые два субботника. К экологическим акциям присоединились одноклассники, учителя, родители. Глава г. Чулым Андрей Степанов предоставил технику для вывоза мусора. В первый раз собрали и увезли пять грузовых машин мусора. Во второй раз – пятьдесят больших мешков.
Но это был лишь первый шаг к возрождению сада. Теперь предстоит восстановить флору. В этой работе ребят поддержал руководитель Чулымского лесничества Виталий Попов. Он предоставил саженцы. В итоге было высажено 174 сосенки, получилась целая аллея в южной части сада.
Помимо практической работы, исследователи продолжали изучать архивные документы, чтобы восстановить историю сада. В итоге Анна и Дарья со своим проектом стали победителями фестиваля «Созвездие», финал которого проходил в Королеве.
Побеждать, конечно, приятно. Но главное в данном случае не это. Важно, что у сада появился шанс на второе рождение. По словам Виталия Попова, высадка растений в саду будет продолжена.
– Часть высаженных нами саженцев прижилась, часть пропала. Мы стали экспериментировать с местом и временем посадки, видами растений и местом происхождения посадочного материала. Нужно найти оптимальные варианты.
То есть идёт большая и серьёзная работа – исследовательская, экспериментальная, практическая. Это уже своего рода социальный проект, в который вовлечены как дети, так и учителя, родители, просто неравнодушные жители Чулыма. И все понимают, что останавливаться на полдороге нельзя.
Лицеисты озеленяют не только городской сад, но и другие территории. Например, помогают улице Сосновой соответствовать своему названию, высаживая там сосны.
В этой деятельности уже определились лидеры: ученик 11-го класса Максим Букин и ученик 4-го класса Никита Садовский. Чем они сумели выделиться, нам рассказала Светлана Заика. Максим участвовал в двух экологических акциях по уборке бытового мусора в городском саду осенью прошлого года. В этом году он сажал деревья в саду и на улице Сосновой. Сейчас юноша работает над проектом, связанным с этой темой. В общем, он один из тех людей, кто стоит у истоков школьного лесничества. Не уступает ему по активности и Никита Садовский, младший брат Анны. Девушки, выполняя проект, вовлекли в него свои семьи. Никита, тогда ещё третьеклассник, работал на субботниках наравне со взрослыми, старательно и осознанно. Потом он помогал высаживать растения на МЖК, копал, носил воду, поливал. Светлана Николаевна увидела, как загорелись у мальчишки глаза, как заинтересован он этим делом. Теперь у него другие важные задачи: он проводит опыты по проращиванию желудей, готовит посадочный материал на будущее.
Как видите, началось всё с малого, а потом закрутилось так, что не остановиться. Тем временем директору лицея Татьяне Шалонько попалось на глаза положение о конкурсе среди школьных лесничеств. Казалось бы, с такими наработками есть все шансы на успех. Но, как выяснилось, к конкурсу допускаются только официально оформленные отряды юных лесничих. Так появилась необходимость создать в лицее полноценную организацию.
Оформление документов заняло какое-то время. И вот все стадии пройдены. 14 октября документы были подписаны тремя сторонами: начальником отдела лесных отношений по Чулымскому лесничеству Виталием Поповым, директором ГАУ НСО «Чулымский лесхоз» Сергеем Хлопковым и директором МКОУ Чулымский лицей Татьяной Шалонько.
На торжественном вручении документов в лицее присутствовали идейный вдохновитель Светлана Заика, руководитель нового объединения, учитель биологии Елена Хайкова, и, конечно, Максим Букин и Никита Садовский. Максим скоро окончит лицей и пойдёт учиться дальше, а Никите предстоит продолжить начатое дело. По мнению Виталия Попова, это лучший возраст для участия в школьном лесничестве: за несколько лет ученики среднего звена многому научатся, приобретут полезный опыт и добьются хороших результатов.
Вместе с документами Виталий Александрович передал в подарок лицеистам Красную книгу. И это очень символично – возможно, охрана природы родного края станет для кого-то из них делом жизни.
Школьные лесничества – совместный проект Минприроды России, Минобразования и науки РФ и Федерального агентства лесного хозяйства. Его задача – способствовать воспитанию у молодого поколения активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, а также развитию интереса к проблемам охраны окружающей среды.
Школьные лесничества – хорошая возможность формировать у учащихся трудовые умения и навыки в сфере лесоводства и лесоразведения, закреплять и углублять знания, получить осознанный ориентир на выбор будущей профессии.
Майя ДЕМОЧКИНА, фото Ларисы РОЩИНОЙ
Из контекста понятно, что это растение, из веток которого можно соорудить метлу, и на котором,…
Участники отметили, что в условиях информационной войны важно укреплять межнациональный мир, культуру, согласие и духовно-нравственные…
Ребята попробовали свои силы на пешеходной дистанции, которая заключалась в передвижении по подвесной верёвке снизу…
В первом, заочном туре в конкурсе приняли участие около 400 человек и на финальный этап…
Для военнослужащих, проходящих длительное лечение в медицинских учреждениях, организованы курсы по переобучению на работников военных…
«Я шел без задней мысли, шел и просто делал, потому что надо было. Если все…