Праздник Ивана Купалы ежегодно отмечают в июле. Славяне верили, что купальская ночь — самая мистическая в году: по преданию, в это время можно легко привлечь деньги, излечиться от болезней, познать все тайны земли и даже научиться понимать язык птиц и зверей. Ну а сегодня для детей Иван Купала — это прежде всего игры и развлечения, тесно связанные с тематикой праздника.
В этот день в парке Победы прошла игровая программа, посвященная купальскому дню. В гости к чулымским детям пришли Солнце и Вода, без которых праздника Ивана Купалы не было бы. Вместе с персонажами дети водили хоровод и выполняли обряды, которые когда-то строго соблюдали наши предки. В итоге, благодаря правильному выполнению всех заданий, нечистая сила, которая внезапно явилась на праздник, стала доброй и мирной, как и полагается. Выходит, что традиции, которые соблюдали славяне сотни лет, и правда работают!
В завершение праздника ребята получили подарки и вкусную сладкую вату. Погода в этот день выдалась не совсем летней, и любимые водные забавы пришлось отложить, но праздник и без них вышел очень интересным.
Из истории праздника
Иван Купала — один из самых ярких и веселых народных праздников у восточных славян. В раннем язычестве Купалу праздновали в день летнего солнцестояния (в двадцатых числах июня по старому стилю). В этот день славили плодородие земли и радовались расцвету природы, проводили магические обряды, прыгали через костер и искали цветок папоротника. Кроме того, в дохристианские времена тогда же отмечали Ярилин день — праздник, посвященный славянскому богу Яриле, который считался покровителем солнца и всего живого.
С переходом на григорианский календарь праздник стали отмечать 7 июля (точнее, в ночь с 6 на 7 июля). А по церковному календарю в этот день (24 июня по старому стилю) празднуют рождество Ивана Крестителя (Иоанна Предтечи), крестившего Иисуса Христа на реке Иордан. Накануне праздника в храмах проходит всенощное бдение, на богослужении верующие вспоминают о рождении Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
По версии последователей древних славянских верований, изначально праздник носил название «Купала», а «Иван» добавили к нему позже, после крещения Руси (как раз в честь Иоанна Крестителя). «Купала» — это еще и имя божества. И корень «куп» здесь не связан с купанием, а означает «соединение». Однако современные этнографы считают, что в купальском празднике соединены и языческие, и христианские элементы. По этой версии, само название праздника «Иван Купала» происходит от имени Иоанна Крестителя, так как «креститель» с греческого переводится как «купатель».
На сегодняшний день этот праздник все больше уходит в небытие. Современная молодежь уже не разводит костры, чтобы взяться за руку с возлюбленным и перепрыгнуть через него. Не плещутся в реке люди, никто не обливается на улице со словами «Нынче день Иван Купала — обливай кого попало!». Еще лет десять назад молодежь в ночь с 6 на 7 июля «творила» — с закатом солнца выходила на улицы и устраивала мелкие пакости: ставили «стукалочки» на окна, прятали почтовые ящики, заколачивали калитки. Накануне каждый уважающий себя человек обязательно надёжно закрывал скот, прятал технику — убирал с глаз всё то, за что могла зацепиться и использовать в своих пакостях местная ребятня. А утром 7 июля заранее готовили несколько комплектов сменной одежды, ведь никто и не надеялся пережить этот день полностью сухим. Обливались даже в дождливую погоду! Детвора с ведрами, бутылками, водяными игрушками ходила из двора во двор, просила разрешения набрать воды, а знающие об этом хозяева наготавливали теплой воды с вечера. Выйти в магазин в центр села было нельзя — обязательно промокнешь. Щадили лишь тех, кто шел из пекарни со свежим хлебом. Остальные попадали под раздачу. Бабушки говорили, что если человека не облили на Купалу, он одинок и ещё год проведет в одиночестве.
В городах смельчаки обливали людей прямо в машинах и общественном транспорте. Нельзя назвать эту забаву доброй и безобидной. Люди приходилось ехать на работу, на важные встречи мокрыми. Но сейчас, когда вокруг уже никто не обливается, кажется, что этой традиции не хватает. Даже если человек был очень зол, что его облили, он все равно улыбался и с улыбкой рассказывал этот случай своим близким.
В этом году в Алексеевке и Большеникольске на день вернули традиции древних славян: девушки облачились в красивые платья, сплели пышные венки из полевых цветов, водили хороводы, прыгали через костер, а под вечер пустили венки по воде, загадав желания. И какие же все красивые! Румянец на щеках, длинные волосы, которые сливаются в одно целое с дарами природы — полевыми цветами, гладь воды, которая удваивает все, что приближается к ней, и тепло костра — это всё, что нужно для настоящего праздника, праздника природы и жизни.
Материал подготовила Анастасия АЛЕКСЕЕНКО. Фото Ларисы РОЩИНОЙ
Команда Чулымского района приняла участие в завершающем этапе XI летней Спартакиады муниципальных образований Новосибирской области
Осуществляется поднятие и выравнивание дорожного полотна
Андрей Травников поручил усовершенствовать методику оценки инвестиционной привлекательности районов Новосибирской области
Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Надежда Болтенко 9 июля работала в Чулымском районе
Всероссийская Премия «Молодой промышленник года» проводится Межрегиональным союзом «Клуб молодых промышленников» совместно с Минпромторгом России
День наставника прошёл сегодня на базе новосибирского филиала Президентской академии – РАНХиГС