Сорок пять лет в одном строю. История об армейской дружбе
Служба нас сдружила
Для Сергея Шашка словосочетание «армейская дружба» – не просто красивая фраза. Сорок пять лет назад он встал в один строй со своими товарищами и до сих пор ощущает это единство.
– Призвали меня в мае 1975 года, – вспоминает Сергей Дмитриевич. – Начинал служить в Омске: посёлок Светлый, учебное подразделение, механик-водитель плавающего транспортёра. Оттуда в ноябре попал в Шилово, в инженерно-сапёрный батальон. Там ребята были из нашего взвода, которые раньше выпускались. Ну а из Шилово направили в Горный Алтай, деревня Улита в Онгудайском районе. Мы там рвали скалы, расширяли дорогу на Монголию. Нас было сто человека, в том числе сорок пять нашего призыва. И там мы сдружились.
«Два дня сроку, чтобы были у меня»
– После армии связь была потеряна, хотя я всегда, бывая на Кузбассе, вспоминал парней, которые там живут, хотел с ними встретиться. Спустя много лет меня нашёл через интернет сын моего сослуживца из Ленинска-Кузнецкого Сергея Шерина. Мы с Сергеем полные тёзки – оба Сергеи Дмитриевичи, только я родился восьмого марта, а он первого мая. И вот мы созвонились. Конечно, было много впечатлений, очень! Там же, в Ленинске-Кузнецком живёт ещё один наш товарищ Рассказов. Я им говорю: «Сроку два дня, чтобы были у меня!» Через неделю они были в Михайловке. Начался страшный ливень, они с трудом нашли мой дом – узнали по коням на воротах. Конечно, дело до слёз. Поговорили, повспоминали, рассказали, кто как живёт. У всех дети уже взрослые. Сами повзрослели, если не сказать постарели. Было это пять лет назад. Потом Шерин снова приезжал, а в январе этого года мы сами съездили к нему на Кузбасс.
Возвращение в Улиту
– А два года назад была ещё одна важная встреча. Благодаря автобусной экскурсии мы попали в Горный Алтай. Хотелось хотя бы взглянуть на эти места, с которыми так много связано. Но получилось интереснее. Хозяева, у которых мы остановились, разыскали в Улите моего сослуживца Кармака и даже свозили меня к нему на своей машине за 35 километров. Смешно, но я только тогда узнал, что его зовут Володя Кармаков. Никогда не задумывался – Кармак и Кармак. Мы были очень рады встрече, расчувствовались. Оказалось, что в этой деревне ещё два однополчанина, только на полгода старше призывом: Магомед Хабибов, дагестанец, и Леденев. Со всеми встретились. И вот теперь поддерживаем связь.
Время даёт о себе знать. В прошлом году Кармаков и Рассказов получили инфаркт. Но, слава богу, живы, сделали операции. Кармакова оперировали в Новосибирске. Я хотел навестить его, но через два дня его уже отправили домой, там сейчас долго не держат.
Сейчас перезваниваемся, нас шесть человек, плюс ещё некоторые присоединяются. А кого-то мы ищем, но не можем отыскать. Планируем следующим летом собраться и снова съездить в Улиту, уже вместе с кузбассцами. Они-то Кармака видели только по видеосвязи.
«Никто себя с гнилой стороны не проявил»
Как так происходит, что служат люди вместе не больше двух лет, а дружба на всю жизнь сохраняется? Сергей Шашок объясняет так:
– Служили на всех режимах, было и хорошо и плохо, и никто себя с гнилой стороны не проявил. Жили дружно, работали, служили. Всяко было: и холодно, и голодно, и трудно – и всё было нормально. В мороз сорок пять градусов машины заводили. Ни рук, ни ног, ни лица не чувствуешь, всё мерзнет. Спасали друг друга, хорошо, что все живы остались. Это сейчас в горах дороги обустроены, а тогда были щебёнка, обрывы и скалы. Хлопцы поопытней меня были: Рассказов, Шерин, Кармак. Натаскивали меня по шофёрской линии, помогали.
Майя Демочкина. Фото из личного архива Сергея Шашка