Этим летом во время поездки в Республику Алтай с нами произошёл интересный случай, который показал, что слово «чулымцы» известно далеко за пределами нашего Чулымского района
Мы приехали к одной из достопримечательностей горного края – археологическому комплексу Чуй-Оозы. В этом месте обнаружено множество древних наскальных рисунков. Туристы останавливаются, чтобы их рассмотреть, а в помощь им приставлена бабушка-экскурсовод. Она и объяснит смысл изображений, и присмотрит за их сохранностью. Экскурсовода зовут Галина Михайловна. Впрочем, она не профессиональный историк или археолог, а просто местная жительница, неравнодушная к культуре и истории родной земли.
Галина Михайловна рассказала нам о верованиях коренных алтайцев, обожествляющих Природу, о значении, которое вкладывается в слово «Алтай». Показала цветные ленточки-кыйра и объяснила смысл обряда, когда эти ленты повязывают на ветки дерева, мысленно произнося благопожелания. В завершение беседы, видя наш неподдельный интерес и чувствуя эмоциональный отклик, Галина Михайловна поинтересовалась:
– А вы сами откуда?
Мы дружно ответили:
– Из Чулыма.
Экскурсовода такой ответ почему-то обрадовал. Мы бы не удивились, если бы она спросила: «А где это – Чулым?». Но нет, она с воодушевлением уточнила:
– Так значит, вы чулымцы?
– Ну да.
– А я ведь каждый день отправляю вам благопожелания, прошу высшие силы, чтобы у чулымцев всё было хорошо, чтобы они сохранились, чтобы возродили свой язык…
Здесь уже пришло время нам открыть рот от удивления: о чем речь? Ведь никакого особого языка в Чулымском районе нет и никогда не было. И тут мы поняли, что Галина Михайловна перепутала нас с «тёзками» – малочисленным северным народом, который тоже называется чулымцы.
Две реки
Вы, наверняка, знаете, что «тёзка» есть и у нашей реки Чулым. Наша речка берёт начало в Васюганских болотах и впадает в озеро Малые Чаны, пройдя через проточные озёра Саргуль и Урюм. Её протяжённость 392 километра.
Кстати, ниже по течению, уже после проточных озёр, расположено село Чулым. Это центр Чулымского сельсовета Здвинского района. Население села небольшое меньше восьмисот человек. Но в новостях местного значения поселение фигурирует нередко. Например, в августе этого года районная газета «Сельский труженик» рассказывала о том, что в чулымском детском саду «Тополёк» провели косметический ремонт силами работников учреждения.
Ещё одна река с названием Чулым – это крупный приток Оби. Река протяжённостью 1799 километров протекает по территории Республики Хакассия, Красноярского края и Томской области. Чулым образуется слиянием рек Белый и Чёрный Июс, берущих начало с Кузнецкого Алатау. В верхнем течении она бурная, как и полагается горным рекам. Затем, спустившись на равнинную местность, «успокаивается» и, пересекая Чулымскую равнину, впадает в Обь около села Игреково Молчановского района Томской области. И всё же на всём своём протяжении река остаётся извилистой, с характером.
На реке находятся населённые пункты: пгт Копьёво, пгт Балахта, г. Боготол (около 18 тысяч жителей), г. Назарово (около 45 тысяч жителей), г. Ачинск (около 100 тысяч жителей), с. Новобирилюссы, с. Тегульдет, с. Зырянское, г. Асино (порядка 25 тысяч жителей), с. Первомайское.
Обитатели этих поселений, так же, как и мы, живут на берегу Чулыма. Для них это слово такое же знакомое и родное, как и для нас. Например, в городе Назарово уже много лет издаётся газета «Советское Причулымье». А на берегу реки проходит «Фестиваль на Чулыме» с конкурсами казачьих блюд, соревнованиями по рыбной ловле, выставками местных умельцев и выступлениями артистов.
Недалеко от Назарова есть деревенька Верхняя Чулымка, а в причудливом течении реки Чулым есть залив под названием Старый Чулым.
Исчезающий народ
Именно от реки Чулым получила своё название одна из сибирских народностей – чулымцы. По-другому представителей этого тюркского народа называли томские карагасы, чулымские татары или чулымские хакасы. Чулымцы проживают в бассейне реки Чулым в её среднем и нижнем течении. В основном представители этого этноса сосредоточены в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в деревне Пасечное и селе Чиндат.
Издавна чулымцы занимались земледелием и разведением крупного рогатого скота. Были крещены в православие, но сохранили и традиции шаманизма. Считается, что именно чулымцы дали название реке – «чуйым» у них означает «бегущий снег».
Совсем не случайно чулымцы включены в состав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – численность представителей этой народности по данным на 2021 год составляла всего 382 человека. За последние двадцать лет она сократилась едва ли не наполовину. И да – у них есть свой чулымский язык, вот только владеют им не все представители народа. Дело в том, что чулымцы никогда не имели письменности, язык использовался только в бытовом общении, в школах не преподавался. И со временем люди начали забывать его. По данным переписи населения 2010 года носителями чулымского языка были всего 44 человека.
Есть риск того, что скоро язык совсем исчезнет. Это печально. И именно об этом и говорила нам алтайский экскурсовод Галина Михайловна, приняв нас за представителей малого народа. Мы, конечно, объяснили ей, что мы другие чулымцы, новосибирские.
– Я была не так давно в Новосибирске на форуме коренных народов Сибири, – поделилась своими переживаниями Галина Михайловна. – Там были и чулымцы в национальных костюмах. Только вместо своих народных песен они пели советскую эстраду. Я очень переживаю за них, каждый день желаю им, чтобы они сохранили свой язык и свою культуру.
Мы поблагодарили Галину Михайловну за экскурсию и за добрые пожелания, которые она ежедневно отправляет чулымцам. Пусть добра и благополучия хватит на всех чулымцев: и тех, что живут в северном таёжном краю, и тех, чья родина – деревня на берегу реки в Здвинском районе, и, конечно же, тех, кому выпало жить в нашем Чулымском районе, трудиться на его благо и процветание.
Материал подготовила Майя ДЕМОЧКИНА
Сейчас ТУАД сообщает о новых сроках, пока это 15 декабря.
На турнире не только разыгрывались места и награды, но и проходил отбор в сборную области…
Злоумышленник долгое время наблюдал за соседским домом и когда обнаружил, что хозяева отсутствуют, взял гвоздодер…
Как и почти все предыдущие, его можно отнести к разряду если не уникальных, то безусловно…
МегаФон внедряет сервис по информированию своих клиентов о регистрации на них новых номеров мобильного оператора
Случайно оставленная гитара одного из персонажей дает ход всему музыкальному действию, где и рождается магия…