Общество

Пора бросать «баранку»? Запретят ли возрастным водителям садиться за руль

В последние недели российские СМИ с подачи Министерства внутренних дел дали возрастным водителям дополнительный повод для волнения.

В прессе активно обсуждался вопрос об ужесточении допуска к вождению лиц старше 60 лет.

Народ в обсуждении новости горячился. Вот самые характерные комментарии:

«Как пенсионный возраст до 65 лет поднимали, так все здоровы были, а как за руль в 60 лет садиться, так нельзя».

«Пенсия в 65 — это нормально, а водить машину пытаются запретить с 60. Бегайте пешком на работу, уважаемые мужчины-предпенсионеры, здоровье вам позволяет только работать, а кататься на машине нельзя. Где логика?».

«Значит, работать мужчины будут до 65 лет, а на машине ездить до 60, а как добираться им на работу? Может, ГАИ довезут?».

«Водить машину пожилые люди не могут, а быть чиновниками, депутатами, руководителями, получается, могут?».

Решили не ужесточать

Возникает резонный вопрос: а о чём, собственно, речь? Неужели законодатели действительно хотят убрать из-за руля всех, кому больше 60 лет? Мы изучили документы и выяснили: нет, такой инициативы не было, запрещать водить автомобиль людям старшего возраста никто не собирался. Однако дыма без огня не бывает.

МВД России разработало Стратегию повышения безопасности дорожного движения до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Документ включает различные меры по улучшению безопасности. Один из пунктов стратегии посвящён как раз возрастным водителям.

В проекте Стратегии говорится, что возрастные водители чаще становятся виновниками ДТП по сравнению с автомобилистами других возрастных групп. Причём наблюдается тенденция к ухудшению ситуации. Авторы документа приводят статистику: с 2017 по 2024 год число аварий по вине водителей в возрасте старше 60 лет увеличилось на 25%, погибших — на 33%, раненых — на 22%.

Аналитики, участвовавшие в составлении Стратегии, прогнозировали рост доли таких водителей среди общего числа российских автомобилистов. К 2030 году она должна превысить четверть.

Исходя из статистических данных, авторы документа сделали вывод о том, что необходимо адаптировать существующую систему дорожного движения. Например, предложили ужесточить контроль состояния здоровья возрастных водителей, пересмотреть механизмы их допуска к вождению, а также внедрить другие дополнительные меры, направленные на снижение числа аварий с их участием.

По большому счёту, речь шла о дополнительных медицинских обследованиях, которые должны выявлять патологии. Например, могли обязать возрастных водителей проходить медкомиссию чаще, чем люди других категорий, назначить им добавочные параметры медосмотра. Но ни о каком запрете, установлении верхней возрастной границы не говорилось.

Да и эти предложения не были приняты. Недавно пресс-служба МВД сообщила: в ходе общественного обсуждения проекта ведомство отказалось ужесточать требования к водителям старше 60 лет. Соответствующий пункт исключён из Стратегии безопасности с учётом мнений экспертов.

До какого возраста можно водить автомобиль?

Из-за низкой рождаемости население России постепенно «стареет», то есть доля людей старшего возраста неуклонно растёт, а более молодых — уменьшается. Возможно, статистика по росту ДТП с участием возрастных водителей  один из признаков таких демографических сдвигов.

Соответственно, доля водителей «серебряного возраста» с каждым годом увеличивается. Среди них есть опытные шофёры и есть новички. Есть спокойные, уравновешенные люди, а есть неадекваты. Есть законопослушные граждане, а есть лихачи. То есть грести всех под одну гребёнку не имеет смысла. Многие характеристики зависят не от возраста, а от личности.

В России законы не ограничивают право управлять автомобилем по возрасту. Не существует какого-то предельного показателя, после которого нельзя садиться за руль. Люди ездят и в 70, и в 80, и в 90 лет.

Как часто нужно проходить комиссию?

Единственное, что действительно влияет на способность водить автотранспорт, — это состояние здоровья. Поэтому главное условие — регулярное прохождение медицинской комиссии, которая подтверждает отсутствие противопоказаний.

Профессиональные водители

Периодичность прохождения медосмотров для водителей зависит от категории транспортного средства. Приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 N 29н утверждены нормы для профессиональных водителей, работающих по найму:

Водители категорий «А», «В», «ВЕ», «А1», «В1» проходят медосмотр 1 раз в 2 года.

Водители категорий «С», «С1», «СЕ», «С1E», «D», «D1», «DE», «D1E», а также водители трамваев и троллейбусов — 1 раз в год.

Дополнительно, согласно действующему законодательству, водители должны проходить:

Психиатрическое освидетельствование — 1 раз в 5 лет (Приказ Минздрава России от 20.05.2022 N 342н).

Предрейсовые медосмотры — ежедневно перед началом рабочей смены.

Послерейсовые медосмотры — после окончания рабочей смены (для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов).

Повышенное внимание к профессиональным водителям связано с повышенной ответственностью за перевозку пассажиров и грузов, а также с необходимостью контроля состояния здоровья водителя, который значительную часть рабочего времени проводит за рулем.

Автолюбители

Для личного пользования транспортным средством, то есть для водителей-любителей, действуют другие правила. Они проходят медицинское освидетельствование при получении или замене водительского удостоверения, то есть один раз в десять лет. Также медсправка потребуется при открытии новой категории; если водительское удостоверение было изъято за управление в нетрезвом виде; при наличии медицинских показаний по направлению ГИБДД.

Итак, изменения в законах, касающиеся водителей старше 60 лет, не приняты. Отчасти это связано с общественным мнением, которое не одобрило такие «дискриминирующие» шаги. Но в целом проблема остаётся. Конечно, не стоит вешать на пенсионеров и предпенсионеров всех собак. За рулём ошибаются люди разных возрастов. Молодёжь зачастую бывает бесшабашнее и самонадеяннее. А пожилые люди, как правило, более ответственны. Однако трудно спорить с тем, что с возрастом у человека ухудшается зрение, слух, реакция. Поэтому лучшим способом сохранить свое водительское «долголетие» является забота о здоровье. А когда оставить «баранку» — каждый водитель решит для себя сам.

Цифры

Страховая компания «Согласие» проанализировала данные за первое полугодие 2023 и 2024 годов и установила, в каком возрасте аварии совершаются наиболее часто.

Анализ показал, что наиболее аварийными являются водители в возрасте от 18 до 24 лет. В этом возрасте частота ДТП в 2023 году составила 13%, а в 2024 году — 5%. Немного ниже частота аварий у водителей возрастной группы 25-30 лет: в 2024 году она составила 3%, в первом полугодии 2023 года — 10%. Возрастные водители, особенно те, кто старше 51 года, продемонстрировали более аккуратное вождение: частота ДТП среди этой группы в первом полугодии 2024 года не превышала 2%.

Источник: www.zr.ru Майя ДЕМОЧКИНА

Редакция

Recent Posts

«Борются» за мостик через канаву жители улицы Кожемякина

Жительница улицы Кожемякина пожаловалась на отсутсвтие мостика через канаву

51 минута ago

Погиб под колесами поезда пешеход на станции Чулымская

Экстренное торможение ситуацию не спасло, поскольку составу не хватило расстояния, чтобы избежать наезда

1 час ago

Библиотекари побывали в гостях у воспитанников «Светлячка»

Библиотекари детской библиотеки побывали в гостях у воспитанников детского сада «Светлячок»

2 часа ago

Книгу о труде чулымцев издал Совет ветеранов Чулымского района

Совет ветеранов Чулымского района презентовал второй том альманаха «Трудовая доблесть Новосибирской области» - «Трудовой героизм…

3 часа ago

Выборы депутатов-2025: как я могу проголосовать?

В этом году в Новосибирской области состоятся выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области восьмого созыва…

24 часа ago

О единственном минусе своей работы рассказала дежурная по станции Чулымская

Поднималась на пост и смотрела, как дежурные работают. Тогда ещё был старый кнопочный пульт. Нравилось…

1 день ago