Обед не во вред. Чем нельзя кормить детей в школьных столовых
Кратко
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению
дети
- Первые паспорта получили жители Чулымского района
- Первые в России: тысяча воспитанников зачислена в детские сады Новосибирска по цифровым договорам
- Курс на саморазвитие: проект «Другое Дело» запустил бонусную программу с призовым фондом в 60 млн рублей для жителей Новосибирской области
- День здоровья провели в Иткульской школе
- 8,5 тысячи заявлений за пять минут подали родители будущих школьников в НСО

Сегодня речь пойдёт об организованном детском питании.
В связи с многочисленными публикациями в региональных СМИ о якобы изменившемся меню в школьных столовых Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области сообщает, что изменения СанПиН, вступившие в силу 01.03.2025 года, касаются организации детского питания, а не ассортимента продуктов и приготовленных блюд.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения. СанПиН 2.3/2.4.3590-20». Они устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности или безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению.
Несоблюдение данных требований создает угрозу для жизни или угрозу причинения вреда (ущерба) здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений.
Рекомендации по организации питания детей
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.
Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создает условия к их адаптации к современной жизни.
Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
Организму школьника регулярно требуется количество жиров, белков и витаминов, которое необходимо для здорового роста и правильного развития.
О рекомендациях по формированию меню для детского организованного питания
Для организованных коллективов (например, воспитанников и обучающихся образовательных организаций) существуют блюда и продукты повышенного эпидемиологического риска, например такие блюда как:
— макароны по-флотски с фаршем,
— сырокопченые колбасы,
— яичница,
— макароны с яйцом,
— фаршированные блинчики,
— форшмак и др.
В соответствии с технологией приготовления эти блюда не проходят необходимую термическую обработку, которая может обеспечить нужный уровень безопасности в течение двух часов с момента приготовления блюд и реализации их без повторного подогрева. Сырокопченые колбасы также являются источником дополнительного поступления в организм соли и тяжёлых для переваривания детским организмом жиров животного происхождения.
Исключение потенциально опасных для здоровья детей продуктов определяет безопасность меню детского организованного питания, а также обеспечивает реализацию на практике принципов здорового питания и создает популяционный уровень профилактики нарушений здоровья детей.
Важно помнить, что ассортимент продуктов для питания детей достаточно широкий и позволяет обеспечить вкусное и разнообразное меню, даже при наличии списка запрещенных продуктов и блюд. Например, макароны как самостоятельный гарнир или как гарнир с сыром не запрещены.
Что есть сегодня в детском организованном меню:
1) Продукты и блюда, которые отвечают принципам здорового питания. Продукты, которые обеспечивают организм энергией, витаминами и микроэлементами, необходимыми для гармоничного роста и развития ребенка; богатые незаменимыми аминокислотами и полиненасыщенными жирными кислотами, клетчаткой.
2) Блюда, соответствующие завтраку:
— каши,
-творожные и яичные блюда,
— овощи и фрукты,
— горячие напитки, в том числе с добавлением ягод и меда,
— могут включаться гарниры с основными мясными и рыбными блюдами.
Блюда, соответствующие обеду:
— овощные закуски,
— первые блюда, гарниры,
— основные мясные и рыбные блюда,
— мясные запеканки,
— компоты или кисели,
— фрукты.
3) Блюда, в рецептуре которых использованы щадящие методы кулинарной обработки: отваривание, тушение, запекание.
Продукты и блюда, которых нет и не должно быть в детском организованном меню:
1) Продукты и блюда, определяющие эпидемиологические риски здоровью детей.
2) Продукты и блюда, обладающие раздражающим эффектом на слизистую желудочно-кишечного тракта.
3) Продукты, характеризующихся повышенным содержанием соли и сахара, жиров животного происхождения.
4) Блюда, в рецептуре которых используется жарение в качестве способа кулинарной обработки.
Таким образом, с помощью формирования здорового и разнообразного меню детского питания создаются условия для гармоничного роста и развития детей, профилактики инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, формирования здоровых пищевых стереотипов поведения, здоровых вкусовых пристрастий, сокращаются риски избыточной массы тела, ожирения, сахарного диабета, анемий, гиповитаминозов, болезней системы кровообращения.