Яндекс.Метрика
Актуальное Образование

Об игрушках военной поры рассказала лицеистка из Чулыма

Екатерина Кучаева с прабабушкой. Фото из мате-риалов проекта

Над исследовательским проектом по истории «Игрушки детей в период Великой Отечественной войны» девятиклассница Чулымского лицея Екатерина Кучаева работала несколько лет. Вместе с учителем Викторией Демидовой они собрали и систематизировали много материала. В итоге Екатерина заняла второе место в районной научно-практической конференции старшеклассников «Первые шаги в науку». А в конце апреля стала участницей всероссийской научно-инновационной конференции школьников «Открой в себе ученого» в Санкт-Петербурге. Сегодня мы публикуем фрагменты этого исследования.

А играли ли они вообще, эти мальчишки и девчонки, у которых отняли детство? Ведь это пора жизни каждого человека отличается тем, что тебе море по колено, опасностей нет, а рядом всегда те, кто поможет и защитит. А военная реальность все эти замечательные ощущения растоптала.

Оказалось, что документальных материалов на данную тему довольно мало, остались некоторые воспоминания наших бабушек и дедушек. Нам известно, что в годы Великой Отечественной войны дети играли очень мало. Не у всех остались довоенные игрушки, у кого остались – тщательно берегли их. Во время воздушной тревоги, крепко обнимая, брали с собой в бомбоубежище плюшевых мишек, зайчиков.

Покупные игрушки были большой редкостью, да и в основном у городских детей. Деревенские делали игрушки сами или с помощью взрослых. Например, делали куколок из лоскутков, полотенца. Рисовали лицо и заворачивали в различные старые тряпочки. Голову для куклы набивали опилками, соломой или тем, что было под рукой. Платье шили из цветных лоскутков. Лицо раскрашивали углем. Пеленали и початки кукурузы, чтобы «волосы» были наружу. Заплетали в косы пучки укропа, а потом приматывали к толстым палкам. Посуды для кукол не было, поэтому собирали черепки битой посуды, обломки.

 

В Петербургском музее кукол в 2015 году к 70-летию Победы открылась выставка «Память: игрушки детей войны».  Вот примеры самых необычных историй ленинградских игрушек.

Кукла Юра

«Майя Рудницкая встретила блокаду Ленинграда восьмилетним ребенком. Во время обстрелов девочке приходилось прятаться от фашистских снарядов в бомбоубежище. Туда ребенок брал все самое необходимое: любимых кукол Иру и Юру, нитки, ножницы и куски ткани. В часы, проведенные в укрытии, Майя шила для кукол одежду: платья, рубашки и даже комплекты для эвакуации. Девочка сделала для них персональные рюкзаки, в которых хранились их тапочки и носовые платки. Майя провела за шитьем кукольных нарядов так много времени, что, пережив блокаду, стала модельером».

Кукла в мамином плаще

В одной ленинградской семье сильно заболела девочка. Ее положили в больницу, но мама не могла быть вместе с ребенком: надо было работать, чтобы не остаться без продовольственных карточек. Женщина пошла на рынок и поменяла почти все свои вещи на пупса без одежды. Дома мать сшила кукле платье и плащ из собственных вещей, а потом отнесла ее дочке в больницу. Девочка была несказанно рада, получив подарок. Вскоре малышка поправилась.

Фарфоровая кукла

Фарфоровую красавицу, произведенную в Великобритании в 1942 году, подарил Вале солдат, дошедший до Берлина. Это легендарная кукла артистки ленинградского цирка Валентины Лерри.

«Когда семилетняя наследница цирковой династии выступала перед солдатами, уходившими на фронт, случился авианалет. Все артисты и солдаты спрятались от обстрела под товарный состав. Рядом с Валей оказался солдат. Заметив, что он вооружен, маленькая наездница спросила, почему он не стреляет. Федор (так звали красноармейца) попытался возразить, но все-таки выстрелил  – и сбил «мессершмитт»! А когда командование стало поздравлять солдата с такой редкой удачей, он признался, что у него была помощница. Возвращаясь с войны, он разыскал маленькую циркачку и подарил ей трофейную куклу».

Блокадный Мишка

«Эта история произошла в семье, в которой во время блокады тяжело заболела девочка. Лекарства не помогали малышке, а родители не могли быть рядом с дочерью: им приходилось много работать, чтобы не умереть с голоду. Девочка медленно теряла силы и, казалось, ей уже не справиться с болезнью. Тогда мама принесла домой игрушечного мишку и положила рядом с дочкой. Девочка поверила, что медвежонок живой. Она начала разговаривать с ним и играть. Неожиданно малышка пошла на поправку, а через несколько дней была совсем здорова. В семье решили, что девочку вылечил именно мишка».

У девчонок и мальчишек военной поры игры различались. Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушек выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Самыми популярными игрушками были рогатки и пугачи. Играли всегда дружно, в частности, в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток.

Мальчики летом делали себе из брусков и дощечек самокаты, приспособив в качестве колес натасканные c близлежащих предприятий подшипники. Уж как они находили там какие-то лазейки, сколько механизмов лишилось этих необходимых для них запчастей – сейчас трудно сказать. Но эта забава была очень популярна во многих городах того времени. Например, мальчишки все лето рассекали на этих самокатах, которые ехали только по ровному асфальту и при этом звук издавали, как от взлетающего самолета.

Иногда, чтобы порадовать ребенка, взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было  в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Чтобы доставить ребятишкам радость, в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Ну а самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Для того, чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.

История прабабушки

Чтобы лучше узнать историю и жизнь детей того времени, я решила поговорить со своей прабабушкой Марией Фёдоровной Кулаковой. Родилась она 18 сентября 1933 года. В военные годы ей было около 7-11 лет. Жила семья в средней Азии, в городе Казган. Отец был военным, мать умерла в 1942 году. Брата призвали в армию в 1944 году. А отца прабабушки послали восстанавливать Москву. К лету его отправили в город Боровск – возвращать к работе овощехранилище. Жили они с дочерью в большом доме, хозяйкой которого была женщина с двумя детьми. Отец помогал ей всё вернуть и построить. Потом его опять забрали в Москву. Он оставил дочку у этой женщины. В 1947 году отец уехал в Сибирь. В этом же году девочка пошла в 5-й класс, в вечернюю школу. В 1947 году она поехала в Сибирь, ей купили билет и продукты. Приехала в Новосибирск, затем поехала в Москву. Её нигде никто не встретил. Она поспрашивала людей и узнала, что отец успел ещё раз жениться. В 1949 году девочка пошла в шестой класс «вечерки». Думала, что уже в 1950 году выйдет замуж и будет знать, что это и есть её семья. Замуж она вышла в 1951 году.

В результате исследования я пришла к следующим выводам:

  1. Документальных материалов на данную тему мало, остались некоторые воспоминания бабушек и дедушек.
  2. В годы Великой Отечественной войны дети играли очень мало. В основном самостоятельно мастерили себе игрушки. Покупные игрушки были большой редкостью и, в основном, у городских детей.
  3. Из интервью с бабушкой я узнала, что деревенские дети делали игрушки сами или с помощью взрослых.
  4. Игрушки для детей в годы Великой Отечественной войны были чуть ли не единственной радостью. Они напоминали детям о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, была своеобразным другом.

То есть у детей даже в войну было время на игры, и были игрушки, хоть и не похожие на современные.

Материал подготовила Майя Демочкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы