Непобедимые. На фронт — в семнадцать лет
Кратко
С войны Дмитрий Барсуков вернулся с медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». Жил и трудился в Чулыме

1 июня 2025 года исполнится сто лет со дня рождения Дмитрия Николаевича Барсукова, участника Великой Отечественной войны. О жизни фронтовика нам рассказал его сын Александр Дмитриевич.
Родился Дмитрий Барсуков в селе Хабаровка Убинского района в 1925 году. Он был ещё совсем малышом, когда семья переехала в Чулымский район, в Куликовку. А уже после войны обосновался в Чулыме и в 1949 году перевез сюда родителей.
До войны Дмитрий успел окончить семь классов в железнодорожной школе № 7. Под призыв он не попадал по возрасту. Но для того, кто хочет защищать страну, нет преград. В 1942 году, когда Дмитрию исполнилось 17 лет, он явился в военкомат и попросился на фронт. Сказал: «Мои документы сгорели, возьмите меня добровольцем». В Куликовке, действительно, не так давно был пожар. Так что хитрость сработала, и парень пошёл воевать.
У Дмитрия было три старших брата. Иван Барсуков был кузнецом, Николай работал машинистом, оба они имели бронь от призыва. Брат Геннадий был призван в армию на Дальний Восток, имел медаль «За победу над Японией». А вот младшему довелось повоевать сполна.
Сначала он попал в пехоту. А после ранения его взяли в артиллерию. В госпиталь ходили так называемые покупатели, то есть представители разных воинских частей, в поисках кадров. Артиллеристы приглядели молодого, практически здорового парня, который уже оправился после ранения, и забрали его в артиллерию. Сам Дмитрий Николаевич впоследствии говорил: повезло, что взяли в гаубичную артиллерию 122 мм, это подальше от линии фронта, а значит, больше шансов выжить.
Не любил фронтовик рассказывать о службе. Информацию о боевом пути отца Александр Дмитриевич в своё время нашёл в документах ГПНТБ.
— Раньше нужно было предоставить подтверждение, что он участник Курской битвы, чтобы вдове шли выплаты. Вот я неделю в ГПНТБ сидел, изучал документы, — рассказывает сын солдата. — Так я узнал, что больше года, с января 1945 года до февраля 1946 года отец был в госпитале по ранению. То есть война для него закончилась в городе Черняховск под Калининградом. Там он проходил лечение, а после его комиссовали. Подразделение отца попало под бомбёжку, у него было тяжёлое ранение обеих ног. Ему дали инвалидность второй группы, а после войны он даже получил «Запорожец». Помню, когда я был подростком, отец тоже лежал в госпитале, осколки выходили… У него был очень красивый, хорошо поставленный почерк. И, я помню, ему всегда доверяли подписывать грамоты. Я спрашивал, как он научился так писать. Отец сказал: в госпитале делать было нечего, вот и тренировался.
С войны Дмитрий Барсуков вернулся с медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». Жил и трудился в Чулыме. Сначала фронтовика с семью классами образования взяли инструктором в райком партии. Потом он работал на машинно-мелиоративной станции, был архитектором района. Образования он так и не получил. Поступал заочно в куйбышевский сельскохозяйственный техникум, но недоучился. При этом был отличным специалистом по сметам и по проектированию в строительстве, а также имел организаторские способности. Прожил Дмитрий Николаевич 63 года.
— Любили с ним смотреть фильмы, хоть он и не верил им, говорил, что всё было не так, — вспоминает сын Александр. — Но вот в фильме «Горячий снег», который снимали под Новосибирском, в Прокудке, один эпизод его впечатлил. Там такой момент. Отразили очередную атаку. Командир, которого играл актёр Георгий Жжёнов, благодарит, обнимает пацанов, их там человек десять осталось. Говорит, извините, но всё, что есть. Из папахи достаёт и каждому даёт по ордену Боевого Красного Знамени. Батя сидит и плачет. А я, век себе простить не могу, спрашиваю: «Что ты плачешь, это же кино?». Он так посмотрел на меня и говорит: «Посидел бы ты в окопах с семнадцати лет». Сейчас-то, через годы, я всё это понимаю…
Фото из семейного архива