Сегодня мы встречаемся у редакционного самовара с Людмилой Никифоровной Вороновой – женщиной невероятно постоянной: 44 года она проработала в одном детском саду, посвятив детям практически всю жизнь.
– Людмила Никифоровна, из вашей биографии понятно, что с выбором профессии вы не ошиблись. А почему вы выбрали именно эту профессию?
– Я её не выбирала. Я поехала поступать после десятого класса в пединститут. До этого в городе почти не бывала, одна вообще никогда не ездила. Общежитие, народу полно, женщины курят, а я такого не видела. Сочинение я быстро написала и сдала. Тема была – Екатерина из пьесы Островского «Гроза», а я уже в школе писала на эту тему. Второй экзамен – история. Я очень её любила, у нас в сороковой школе историю вела Нина Александровна Ощеулова. Я знала предмет неплохо. Стою в очереди и слышу говорят: историк злой, всех валит. И я струсила. Я так домой хотела, думала: как я тут буду? В Чулыме остались подружки, которые не стали поступать, а пошли работать. И я уехала домой. Год просидела дома, с родителями.
– То есть вы просто оказались психологически не готовы к самостоятельной жизни. Но потом всё-таки поступили?
– Да, и здесь свою роль сыграл мой старший брат Гена. Он работал в райкоме, потом в обкоме. Коммунист, очень правильный, строгий. Он сам боялся ошибиться, партию подвести. И с нами был строг, мы его побаивались. На второй год он спрашивает: «Так, сестрица, куда ты сейчас собираешься поступать?» Я говорю, что снова в пед. У меня же обе старшие сестры педагоги. Он говорит: «Нет, в институт ты больше не пойдёшь, пойдёшь в дошкольное педагогическое училище». А я и не знала, что такое есть. Но спорить не стала. Все экзамены на пятёрки сдала, и моё сочинение читали на линейке вслух.
– А что это было за сочинение?
– «Почему я решила стать воспитателем». Накануне я с подругами побывала в деревне у знакомой. У неё в доме грязно, мебели почти нет. Стоит качка, а в ней маленький мальчик в одной рубашечке. Всегда плачу, когда это рассказываю (вытирает слезы – Ред.). Вокруг такая убогость, а ребёнок такой красивый. И оказалось, что у него порок сердца. Меня так это впечатлило, что я об этом написала в сочинении.
– Людмила Никифоровна, вы работали в сорок восьмом саду на Чулымской. А другие варианты рассматривали?
– Сразу после обучения мне предлагали работу в Новсибирске, но я хотела только в Чулым, тем более у меня было направление от садика. Начинала работать в 1971 году ещё в старом здании. Потом построили этот сад. Сколько было радости! И так всю жизнь проработала здесь. Я очень благодарна судьбе. Дети – это моё.
– Воспитатель – такая профессия, где без призвания делать нечего. Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы работать с детьми?
– Самое главное – любить детей, тянуться к ним. Без любви к детям будет холодно, будет несправедливо иногда, понимаете? Любить слишком многогранное слово. Это и заботиться, и работать с ребёнком, и чувствовать его. Я, наверное, много на себя беру, но, честное слово, я их чувствую. Я даже в отпуске приходила в сад, потому что скучала по детям. Столько всего можно придумать для детей! Это же сказка, а не работа.
– Но с детьми нужно не только играть, а и учить их чему-то.
– Да, мы конспекты пишем, как и школьные учителя. К занятиям надо готовиться. Подготовительная группа – почти первый класс. У нас таблица чисел, дни недели, месяцы, времена года – всё было освещено. С нами работала воспитатель Ирина Александровна Волкова. Это кладезь знаний. Она столько знаний давала детям, и всё делала интересно. Для меня это пример. Вы же были у нас на выпускном? Дети по моей просьбе составляли задачи до двадцати (неподдельная гордость во взгляде – Ред.). Это трудно. Но они делают это с лёгкостью.
– Людмила Никифоровна, я знаю, что вы храните папки с фотографиями, детскими поделками. Это Вам нужно для чего-то? Вы ведь сейчас не работаете.
– Я много чего храню ценного на мой взгляд. Например, я записывала интересные высказывания детей, ведь они иногда такое могут сказать, только диву даёшься. Я люблю всё это пересматривать, перечитываю, подпитываюсь чем-то. Я скучаю без детей. И мне очень приятно, когда они, уже подросшие, увидев меня на улице, бегут, чтобы обнять…
– А свои дети и внуки у Вас есть?
– У меня сын и одна внучка. Она тоже педагог. После девятого класса поступила в педагогический колледж, окончила его с красным дипломом, а потом без экзаменов поступила в пединститут.
– Людмила Никифоровна, не могу не сделать вам комплимент. Вы очень яркая, привлекательная женщина. Всегда великолепно выглядите и красиво одеваетесь. Так всегда было?
– Не то чтобы это моя цель. Так получалось. Мама меня в этом поощряла, я ведь младшая из пяти детей. Всегда любила красиво одеваться, придумывала модели платьев, шила на заказ. А когда тебе делают комплименты, это подталкивает ещё больше стараться. Я всегда была воображуля. Вот такие каблуки. Со временем, конечно, уже не так. Но и сейчас, бывает, заиграет такая жилочка, особенно летом.
– Но я заметила у вас один не самый женственный аксессуар – большую сумку на колёсиках. Правда, что Вы в ней книги возите из библиотеки?
– Да, это правда. Без книг не могу! У меня и мама была книголюбом. Бывало, надо корову доить, а она ведро на стол поставит, книжку к нему прислонит и читает. И по ночам она часто читала. Я тоже такая. Беру книг по многу. Ставлю на полку, потом по одной и читаю. Когда приношу в библиотеку, обязательно даю рецензию, хотя библиотекарям это и не надо. Например, новых писателей читать не могу. Честно говорю: я старалась, но нет, это не моё. Книги люблю разные, и лёгкие, и посложнее. Первые ряды в библиотеке почти все уже прочитала. Но не всё понравилось. Когда еду в автобусе домой, кто-нибудь да скажет: «Сколько же ты продуктов набрала». Я отвечаю: «Это не продукты, а книги». Смотрят с удивлением.
– Людмила Никифоровна, чего бы Вы пожелали сами себе?
– Мне уже приходилось отвечать на этот вопрос лет десять назад, готовясь к педсовету. У меня сохранилась эта запись, я могу прочесть. «Я желаю себе никогда не перестать восхищаться земной и людской красотой. Я желаю себе не бояться быть доверчивой. Я хочу, чтобы восприятие каких-то поступков, желаний – своих и окружающих людей – вызывало понимание, а не навязчивый интерес. Я желаю себе увидеть абсолютное бескорыстие людей друг к другу. Я желаю всем людям иметь такое замечательное рабочее место, как у меня, – воспитатель детского сада».
– Пение или рисование?
– Рисование, для детей это важно. Но и пение – отлично. Вообще очень трудный вопрос. Дети и петь любят, и рисовать. Я не могу выбрать.
– Телевизор или книга?
– Книга! Пусть кто-то надо мной посмеивается, тот, кто не увлечён ничем – мне их жалко.
– Туфли или кроссовки?
– Туфли. Я кроссовки почти никогда не носила. У меня их не было, по-моему.
Гостя принимала Майя Демочкина
Фото Ларисы Рощиной
Заявителю не только не были даны ответы по существу доводов обращения, но и проигнорирована просьба…
Сейчас ТУАД сообщает о новых сроках, пока это 15 декабря.
На турнире не только разыгрывались места и награды, но и проходил отбор в сборную области…
Злоумышленник долгое время наблюдал за соседским домом и когда обнаружил, что хозяева отсутствуют, взял гвоздодер…
Как и почти все предыдущие, его можно отнести к разряду если не уникальных, то безусловно…
МегаФон внедряет сервис по информированию своих клиентов о регистрации на них новых номеров мобильного оператора