Чем занимаются пожарные, когда нет пожара, и можно ли прокатиться на пожарном поезде? Ответы на эти вопросы мы узнали вместе с учениками 3-го «б» класса школы № 1, побывав на экскурсии в пожарном поезде на железнодорожной станции Чулымская.
9 декабря в России отмечается профессиональный праздник работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Пожарный поезд на станции Чулымская как раз является структурным подразделением Новосибирского отряда ведомственной охраны. У его работы своя специфика, хотя суть пожарной службы остаётся неизменной — оберегать людей и материальные ценности от огня.
Этот ярко-красный поезд, расположенный недалеко от железнодорожного вокзала, наверняка, видели все чулымцы. В комплекс входит вагон — насосная станция и две цистерны-водохранилища с общим объёмом воды 120 тонн, а также резервный вагон, который, как правило, не используется. В случае необходимости поезд прицепляют к тепловозу, и он в считанные минуты выходит на главный ход Транссиба.станци
Коллективом, где трудится 24 человека, вот уже 12 лет руководит Рафаиль Зайонутдинов.
— У нас круглосуточное дежурство, — рассказывает он. — В караул на двадцать четыре часа заступает начальник караула, машинист насосных установок и трое пожарных. Основная задача — быть готовыми к пожару, при необходимости выехать на главный путь по нечётному направлению за 13 минут, по чётному — за 23 минуты. По чётному дольше, потому что надо объезд сделать. Наш участок обслуживания — от Убинки до Коченево, то есть больше ста шестидесяти километров. Сообщение о пожаре принимает начальник караула, он поднимает пожарный поезд. Все собираются, приводят поезд в транспортное положение, то есть отключают центральное отопление, электричество. Это нужно сделать в течение четырёх минут.
Стоит сказать, что выезды у поезда случаются не так уж и часто (да оно и к лучшему). Последний из них был в апреле этого года. Тогда на перегоне недалеко от станции Дупленская загорелась путевая машина, которая, грубо говоря, подбирает грязь в ходе ремонтных работ. Начали тушение коченёвские пожарные МЧС, но без специализированного поезда им было не справиться. Чулымские пожарные подоспели вовремя и ликвидировали возгорание.
Ну а из самых громких в прямом и переносном смысле происшествий опытные сотрудники до сих пор вспоминают пожар в воинском составе летом 2012 года.
— Вагон с боеприпасами загорелся, снаряды сдетонировали, — рассказывает Рафаиль Сулейманович. — От вагона ничего не осталось. Патронов столько было, будто щебёнки насыпали, мы по ним ходили.
Это ещё раз подтверждает, что работа у пожарных чрезвычайно опасная при всей кажущейся повседневной размеренности, и случайных людей здесь быть не может.
— Начальники караула у нас все молодые, но с большим опытом, — говорит начальник поезда. — Коллектив хороший, стабильный. Бывают, конечно, споры и разногласия, но без этого ни в одном коллективе не обходится. Некоторые имеют боевой опыт: есть один ветеран Афганистана, трое участников боевых действий в Чечне. А сейчас у нас в коллективе большое горе — на СВО погиб наш коллега Юра Тинев. Он дважды был на Донбассе, прошел плен. И вот теперь нам сообщили, что он погиб…
Сегодня дежурство несёт самый бывалый начальник караула Канат Асовбаев. Его стаж около 15 лет. Он считает свою работу именно службой.
— Форменное обмундирование, дисциплина, утреннее построение, развод, приёмка смены — да, это служба, — говорит он. — Когда-то это называлось военизированной охраной. Поэтому сотрудник должен быть физически развитый, сильный, выносливый, дисциплинированный. В моём подчинении четыре человека. Надёжный коллектив, слаженный. Не первый год работают вместе, знания и навыки уже приобрели. Если выездов нет, всё идёт по распорядку: приёмка смены, техучёба, практические занятия, отработка нормативов пожарно-строевой подготовки. Перед сдачей смены проводим хозработы: моем полы, приводим в порядок пожарно-техническое вооружение, если оно использовалось. Моем, чистим и передаём по смене. Кроме этого, мы занимаемся профилактикой пожаров на объектах железной дороги. Выявляем нарушения и недостатки в различных железнодорожных структурах, составляем акты, а руководство предприятий принимает меры.
Рафаиль Зайонутдинов проводит экскурсию по поезду, который оборудован по последнему слову техники. Центральное пространство занимает «кабинет» начальника караула, с компьютером и документацией. Остальная часть распределена между различными помещениями. Здесь есть санитарный узел и бытовые комнаты для сотрудников.
Машинное отделение буквально нашпиговано всевозможными датчиками и рычагами. Его «сердце» — это мотопомпа, которая подаёт воду. Рядом баки с пенообразователем, они способны выдать пять тонн пены. Здесь же рукава, шланги, разветвления всё, что требуется для тушения пожара. Отдельное место отведено аварийно-спасательному инвентарю. Заведует всей аппаратурой машинист насосных установок Анатолий Бобров. Его обязанность — подать воду.
Вместе с ним дежурят пожарные Владимир Бирюля и Максим Игишев. Самое сложное в работе, по их словам, это, конечно же, выезд на пожар. Особенно горячо, опять же, в прямом и переносном смысле бывает в пожароопасный период. Именно на их дежурство выпал апрельский пожар, когда горела путевая машина.
— Специфика нашей работы в том, что она связана с движением поездов, — объясняет Владимир Бирюля. — В случае пожара поезда, в том числе пассажирские и электрички, останавливаются. У нас электрифицированный участок железной дороги. Нельзя начинать тушение, пока напряжение не отключат. Здесь проходит много поездов, это основной участок Транссиба, мы на главном пути стоим. А задержка поездов — это на железной дороге всегда большое ЧП с материальным и моральным ущербом.
Как полушутя говорит Рафаиль Зайонутдинов, пожарный поезд для тушения туалета не поднимут, нужны веские основания. Так что ответ на вопрос школьников, можно ли прокатиться на пожарном поезде, очевиден: только в случае серьёзного происшествия и только в рабочих целях.
А вот пройтись по территории предприятия, осмотреть оборудование и можно, и очень интересно. Сначала ребят пригласили в зал, где проходит техническая учёба, и показали видеофильмы. Один был посвящён безопасному поведению на железной дороге, в том числе на вокзале и в электричке. А второй рассказал о работе пожарного поезда. Например, из фильма дети узнали, насколько в поезде всё продумано для тушения самых сложных пожаров. Есть разные виды рукавов, которые могут менять геометрию струи и давать напор воды от 500 до 3000 литров в минуту. Но вспыхнуть может не только сухая трава или древесина. На случай, когда горят различные химические соединения, оборудован пост газодымозащитной службы. Там хранятся дыхательные аппараты и маски, они помогают расчёту поезда работать в условиях сильного задымления. Для каждого пожарного предусмотрен костюм химической защиты. А как можно ближе подойти к огню позволяет теплоотражающий костюм, который выдерживает температуру до 800 градусов по Цельсию.
Ну а после экскурсии по поезду ребята смогли попробовать себя в роли пожарных. Сотрудники поезда надели специальные костюмы, продемонстрировали, как подаётся пена и вода. А потом каждый желающий школьник мог попробовать сбить с помощью струи из пожарного рукава мячик, помещённый на подставку.
Финальной точкой встречи стало чаепитие, которое пожарные устроили для своих юных гостей. Кто знает, может, после этой встречи кто-то из юных чулымцев выбрал свою будущую профессию. Молодая смена нужна пожарным.
Майя ДЕМОЧКИНА
Фото автора
Уважаемые жители Новосибирской области! От всей души поздравляем вас с Днём Героев Отечества!
В 2025 году Новосибирск становится центром большого хоккейного события – Кубка Первого канала
Кружок «Мастерская перевоплощений» действует при отделе краеведения Чулымской центральной библиотеки уже несколько лет
Из крупных объектов, возведенных в последние два года, в докладе министра были названы поликлиники в…
С декабря 2025 года заявителям будет доступна новая функция в чат-боте - предварительная запись в…
О прошедшем концерте рассказала жительница с. Пенек Галина Матвеева