Можно ли давать гаджеты дошкольникам
Кратко
Нельзя пытаться облегчить свои задачи, привлекая к «воспитанию» ребёнка электронные устройства. Нужно вовремя показать, что в мире существует много других интересных вещей
воспитание
- Чулымские представители родительского совета на конференции в Бердске
- Квадроберы. Зачем подростки притворяются животными
- Не работа, а забота. Работники дошкольного образования отмечают профессиональный праздник
- Чулымские чтецы получили дипломы открытого межрайонного конкурса
- Детсадовцы из «Улыбки» сходили в поход с воспитателями и родителями
Современный человек уже не мыслит свою жизнь без гаджетов. Гаджет, что в переводе с английского означает «техническая новинка», – это приспособление, которое призвано сделать жизнь легче и интереснее. Но опасность электронных устройств в том, что они вызывают зависимость. Особенно подвержены этому дети.
Каждый дошкольник легко управляется с подобной техникой: телефоном, телевизором, игровой приставкой, планшетом, компьютером. Родители умиляются: надо же, какой способный! На самом деле ни о каких способностях малыша это не говорит. Просто он с малых лет сталкивается с такими устройствами и осваивает их так же просто, как юлу или самокат.
Иногда взрослые специально дают детям гаджеты, расценивая их как хороших помощников. Действительно, телефон или планшет помогают успокоить малыша, когда тот капризничает. Они выручают во время долгой поездки или в очереди, занимая ребёнка. Более того, в гаджетах есть масса возможностей для развития и обучения дошкольника. Практически без участия взрослых они учат ребёнка читать, считать, рисовать, развивают память, внимание, логическое мышление. На этом, пожалуй, с плюсами покончено. Дальше идут минусы.
Дошкольный возраст, впрочем, как и любой другой, – чрезвычайно важный этап в эмоциональном и интеллектуальном развитии. Ребёнок должен освоить ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых, на это и должны опираться родители и воспитатели в дошкольных учреждениях. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Играть в неё легко и приятно, так что реальная жизнь просто отодвигается на дальний план. Это ведёт к серьёзным проблемам:
– Если ребёнок полностью поглощен гаджетами, отнять их у него непросто. Когда родители отбирают телефон, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём.
– Окружающая реальность не такая яркая – всё вокруг кажется серым, тусклым, а иногда и грязным, поэтому ребенку снова хочется погрузиться в красоту цифрового мира.
– В реальности не все окружающие нас объекты находятся в движении, и ребенку трудно их воспринимать, так как зрительный центр мозга уже «натренирован» видеть и фокусироваться только на том, что движется.
Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем. Но важно не допустить, чтобы такие «игрушки» в жизни ребёнка стали источником проблем.
Увлечение играми и просмотром мультиков может быстро перерасти в зависимость. Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:
Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремится к общению со сверстниками, хочет побыть один, быстро меняет настроение.
Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
Если родители начинают ограничивать время для игр и мультиков, это вызывает бурный протест и истерику.
Вред, который несут гаджеты
- Планшеты и телефоны вызывают заболевания глаз.
Если ребёнок часто и подолгу играет на планшете, компьютере, смотрит близко телевизор при расстоянии менее 60 см, у него развивается близорукость. Ведь во время компьютерной игры очень сильно напрягаются глазные мышцы, даже может произойти их спазм. Так что чем меньше устройство, тем оно опаснее для здоровья глаз.
Когда ребёнок увлекается, он забывает моргать. Вследствие чего глаза пересыхают, возникает ощущение, как будто в них попал песок. Дети начинают тереть свои глазки не всегда чистыми руками, что и приводит к конъюнктивиту.
- Игры в телефоне ослабляют иммунитет.
- Длительное нахождение в одном положении ведёт к нарушению осанки. Оно в свою очередь влечёт за собой проблемы в формировании костно-мышечного скелета ребенка, а также сбой в его системе кровоснабжения. Из-за этого дети могут жаловаться на головную боль. Лучший способ избавиться от неё – физическая нагрузка.
- Нарушается ритм дыхания. Зачастую компьютерные игры держат детей в таком напряжении, что они забывают нормально дышать. Недостаток кислорода плохо влияет на многие функции нашего организма.
Как предотвратить зависимость
Прежде всего, родители должны чётко осознавать, что родительство – это нелёгкий труд. Нельзя пытаться облегчить свои задачи, привлекая к «воспитанию» ребёнка электронные устройства. Нужно вовремя показать, что в мире существует много других интересных вещей. Дети должны уметь играть с другими детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Надо найти такие занятия, которые будут доставлять ребенку удовольствие. Это может быть рисование красками, пальцами, нитками, с помощью круп, конструирование, лепка, подвижные игры и ещё масса всего.
Организуйте ребёнку досуг с велосипедом, роликами, скейтбордом. Пусть он играет с друзьями в футбол, волейбол. Не забывайте про настольные развивающие игры.
Показывайте детям хороший пример: не хватайтесь за телефон каждую свободную минутку. За пару часов до сна вообще стоит выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.
Контролируйте время, которое ребенок проводит за компьютером или планшетом, впоследствии дети сами научатся его контролировать.
И не забывайте, что нельзя подменять реальное общение с малышами никакими новомодными устройствами