Яндекс.Метрика
Актуальное Здоровье Общество

Мифы и правда о старении мозга

Кратко

Всего 20 лет назад ученые считали, что по мере того, как мы стареем, клетки мозга начинают умирать, этот процесс запускается при рождении и ускоряется, когда мы достигаем 70 лет. Новые научные исследования показали, что это не так

В рамках региональных тематических мероприятий по профилактике заболеваний и поддержке здорового образа жизни неделя с 17 по  23 июля объявлена Неделей сохранения здоровья головного мозга (в честь Всемирного дня мозга 22 июля)

Мозг человека – это феноменальное устройство природы, в котором сотня миллиардов нервных клеток – нейронов, путем бесконечного количества сигналов управляет мышлением, памятью и жизнедеятельностью организма. В течение жизни, человеческий мозг меняется больше, чем любая другая часть тела. С момента развития во беременности и до глубокой старости, его сложная структура, функции и взаимодействия клеток меняют свои пути, скорость и эффективность работы.

В раннем детстве мозг ребенка формирует более миллиона новых нервных связей в секунду. В дошкольный период его размер увеличивается в несколько раз, а к 6 годам достигает 90% от объема мозга взрослого человека. Лобная доля, ответственная за планирование, рабочую память и двигательные импульсы, продолжает развитие до 35 лет.

По мере старения работа мозга постепенно ухудшается. Эпизоды забывчивости или незначительные провалы в памяти человек может испытывать и в 30 лет, однако, они не связаны с системными изменениями. У пожилых людей, эти явления вызывают тревогу прежде всего потому, что они могут быть связаны с такими состояниями, как деменция или болезнь Альцгеймера.

Всего 20 лет назад ученые считали, что по мере того, как мы стареем, клетки мозга начинают умирать, этот процесс запускается при рождении и ускоряется, когда мы достигаем 70 лет. Новые научные исследования показали, что это не так.

Давайте вместе рассмотрим несколько самых популярных мифов о старении головного мозга.

Миф 1 «Память с возрастом неизбежно ухудшается, бороться с этим нет смысла».

Действительно, с возрастом уменьшается скорость запоминания новой информации и ухудшается концентрация внимания. Но бороться с этим можно и нужно! Главное, подобрать правильную тактику борьбы. Считается, что память улучшает разгадывание кроссвордов и заучивание наизусть стихов. Это не так. Более того, заучивание стихов хотя бы не причиняет вреда. А вот разгадывание кроссвордов, если вы занимаетесь этим изо дня в день, может привести к противоположному эффекту – отуплению. Дело в том, что все кроссворды построены по единому принципу. Мозг достаточно быстро понимает этот принцип и начинает разгадывать кроссворды на автомате. А любое действие, регулярно совершаемое на автомате, выключает мыслительный процесс. Мозгу проще подобрать подходящее слово по буквам, чем напрячься и вспомнить значение этого слова.

Память тренируют другими способами, которые на первый взгляд никак с памятью непосредственно не связаны: чтение вслух, игра на каком-либо музыкальном инструменте (особенно, если вы учитесь с нуля), изучение любого нового иностранного языка, медитативные практики.

Миф 2 «В старости нас всех ждет старческое слабоумие».

Ждет, но не всех. В основном тех, кто перестает интенсивно пользоваться мозгом. Риск получить деменцию или болезнь Альцгеймера в наследство невелик, не превышает 15%. Потому что те гены, которые повышают риск развития старческого слабоумия и которые вы могли унаследовать от родителей, срабатывают только в определенной комбинации.

Гораздо выше вероятность развития деменции, если есть такие факторы как ожирение и малоподвижный образ жизни.

Миф 3 «С возрастом мозг работает хуже».

Все наоборот. С возрастом наш мозг начинает работать лучше, чем в молодости. После 60-ти лет у нас в мозге возникает так называемая «мозговая амбидекстрия» – когда для решения сложных задач человек может использовать оба полушария одновременно. Это гарантирует более высокий творческий потенциал и дает возможность решать более сложные задачи. Возможно, скорость решения этих задач несколько замедляется. Но это никак не отражается на качестве.

Возникает вопрос – почему люди в возрасте часто производят совсем иное впечатление? Да потому, что с возрастом мы начинаем пользоваться мозгом иначе. Это приводит к тому, что мозг начинает совсем по-другому работать.

Чтобы мозг работал хорошо, нужно его активно загружать. С годами мы накапливаем опыт, и все большее количество дел совершаем «на повторе» – не решая задачи, а лишь повторяя прежние решения. Это не нагружает мозг. Новые связи между нейронами не возникают. Старые исчезают. Мозг включает режим экономии и постепенно угасает.

При современной продолжительности жизни, интеллект достигает зрелости только после 50-ти лет. В этом же возрасте к нам приходит способность наиболее глубоко и всеобъемлюще мыслить. Мы начинаем лучше разбираться в людях, лучше анализировать «за» и «против» и лучше оперируем общими знаниями. Даже в 80-летнем возрасте по этим показателям пожилые люди могут дать фору молодым.

Пик скорости передачи нервных импульсов в мозге приходится на 60 лет и продолжается до 80-90. Специалисты утверждают, что в 60-70 лет можно увеличить свой интеллектуальный потенциал в тридцать (!) раз – мозг предоставляет нам эту возможность.

Миф 4 «С возрастом мозг усыхает».

Да, после 80 лет мозг уменьшается в объеме примерно на 5-10%. Но это не обязательно.

Танцы, бег, аэробика и даже просто прогулки быстрым шагом не только останавливают уменьшение мозга, но и восстанавливают потерянный им объем.

Миф 5 «Нервные клетки не восстанавливаются».

Это утверждение – лидер среди всех заблуждений о мозге, в плену которых мы живем. Автором этого постулата был величайший ученый, отец нейронной теории Сантьяго Рамон-и-Кахаль. В 1928 году он заявил, что потеря нейронов в результате травмы или старения невозвратна. Авторитет Нобелевского лауреата был настолько велик, что никто из ученых даже не пытался опровергнуть его гипотезу. Тем более, что было доподлинно известно о возрастных потерях массы мозга. Но в 1965 году профессору Массачусетского университета Джозефу Альтману в результате долгих исследований удалось выяснить, что нейрогенез во взрослом мозге продолжается в течение всей жизни человека, только в определенных зонах: в гиппокампе и в областях, прилегающих к латеральным мозговым желудочкам. Доказано, что гиппокампе каждый день рождается около 700 новых нейронов (примерно треть всех нейронов). А эта область мозга отвечает за обучение и запоминание, за интеграцию сенсорной информации, за ответ на новую информацию, за регуляцию настроения.

В последнее время появляется все больше данных, что образование новых нейронов идет также в неокортексе (новые области коры головного мозга, которые у низших млекопитающих только намечены, а у человека составляют основную часть коры) – нашем думающем мозге.

Все больше фактов свидетельствует о том, что люди, которые максимально сохранили познавательную способность и память, регулярно занимаются физическими упражнениями, занимаются творчеством и умственной работой, поддерживают социальную активность, правильно питаются, сохраняют оптимизм и хорошо спят.

Какие факторы способствуют сохранению активности мозга?

Физические упражнения – сочетание аэробных и силовых упражнений умеренной интенсивности в течение 45 минут несколько раз в неделю, значительно улучшает работу мозга у людей в возрасте 50 лет и старше.

Творческая активностьнапример: уроки игры на музыкальных инструментах, уроки живописи, изучение нового иностранного языка; получение новых навыков изменяет мозговые волны таким образом, что улучшает умственные способности человека.

Правильное питание – ученые связывают уровни омега-3, омега-6 жирных кислоты в крови со здоровым старением. Кроме того, проведенные исследования, выяснили, что люди среднего и пожилого возраста, которые имеют в крови более высокое содержание лютеина, питательного вещества, содержащегося в зеленых листовых овощах, таких как капуста, шпинат, авокадо обладают лучшей скоростью нервных реакций.

Отсутствие вредных привычек – курение, чрезмерное потребление алкоголя ведет к быстрому износу гиппокампа, отвечающего за долговременную память и усвоение знаний.

Разумеется, старение — процесс естественный, не нужно его пугаться и загонять себя в рамки сверхсложных, но бесполезных для себя целей, например, связанных с тщеславным желанием быть лучше других. Однако же, в наших силах сделать так, чтобы мозг не стал стариком в 40 лет, одновременно подтягивая свои недостатки в разных сферах жизни. Кто откажется стать более эффективным, полезным не только себе, но своим близким и обществу в целом?

 

 

 

Врач-методист                                                                                         Ефанова Е.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы