Актуальное Общество Персона

Между боями – сессия. Участник СВО получал высшее образование во время боевой командировки

После начала СВО праздник 23 февраля вернул свой истинный смысл. Это не просто мужской день для равновесия с Восьмым марта, это День защитника Отечества, день воина, день настоящего Мужчины. Именно о таких мужчинах мы расскажем вам сегодня.

Роман не только спасает человеческие жизни в боевой обстановке, но и заботится о душевном здоровье людей. По первой военной специальности он сапёр, по второй — психолог. За плечами — две длительные командировки в зону специальной военной операции.

Родом Роман из Алтайского края. Срочную службу проходил в погранвойсках на острове Кунашир в 2010-2011 годах. А с 2016 года служит по контракту в войсках Нацгвардии в Новосибирской области.

— С детства мечтал служить, — рассказывает он. — Папа служил срочную в Морфлоте. Прадед воевал в Великую Отечественную, награждён медалями за оборону Ленинграда, за оборону Сталинграда. Домой вернулся с Победой. Папа постоянно про армию рассказывал, про своего деда. Видимо, это уважение к службе у нас из поколения в поколение передается.

Роман мечтал, как отец, служить на флоте, но судьба распорядилась иначе. Он заключил контракт с Росгвардией и стал сапёром, а позже получил высшее образование и теперь является психологом. Пока на плечах у него лычки сержанта, но вот-вот Роман получит лейтенантские погоны.

Ошибиться нельзя

Непростое сапёрное дело он выбрал вполне осознанно:

— Выбор был между стрелком, химиком-разведчиком и сапёром. Я сразу выбрал должность сапёра. Не жалею нисколько об этом. Когда был в командировках, очень многим людям помог. И сейчас планируется командировка, рвусь туда сапёром. Но не знаю, как получится.

По словам Романа, главное в этом деле — спокойствие. Не зря говорят: сапёр ошибается один раз. Малейшая его ошибка может привести к плачевным последствиям.

— Профессия эта тяжёлая, на самом деле. Уже став психологом, я никак не отойду от прежнего дела. Читаю литературу, смотрю видеоролики по сапёрному делу, — признаётся солдат.

Самому Роману хватает спокойствия и выдержки, чтобы обезвреживать снаряды даже в самых сложных условиях.

— Один раз снаряд прилетел в дом. Можно убрать только руками. Неразорвавшийся снаряд по идее вообще нельзя трогать, он может взорваться. Мы вытащили этот снаряд. Унесли в безопасное место, где можно его уничтожить. Опасно, конечно. Каждая военная профессия по-своему опасна. Каждый отвечает за своё направление, у каждого должностные обязанности.

Кстати, в боевых условиях солдату пригодились не только сапёрные навыки, но и гражданская профессия электрогазосварщика. Так, однажды он восстановил повреждённый снарядом водопровод в одной из школ. Жители были очень благодарны за это.

Дело тонкое

В 2023 году Роман получил диплом психолога в московском вузе. Учился заочно, в том числе и во время боевой командировки:

— Когда был на СВО, тоже учился. Правда, связь не всегда была. При возможности я старался зайти и хоть какой-нибудь предмет закрыть. Но один раз завалил сессию, потому что не было времени, физически тяжело две вещи совмещать. Вернулся, потом всё сдал.

Образование даёт военнослужащему возможность карьерного роста, но это, пожалуй, не единственная и не главная мотивация для нашего героя. «Повторюсь, я с детства мечтал служить в армии. Патриотизм, любовь к Родине  — это для меня бесценно. Помимо семьи», — с уверенностью говорит он.

Психология — материя тонкая. Психологу, как и сапёру, необходимо спокойствие, чуткость (правда, другого рода), осторожность, чтобы уберечь от «взрыва» эмоционального. Сейчас довольно много проблемных людей даже среди военнослужащих, притом, что они проходят серьёзный профотбор и получают допуск на оружие.

В качестве психолога Роман помогает не только военнослужащим, но и гражданскому населению.

— Помощь нужна жёнам, родным бойцов, которые сейчас на СВО. Каждый из них может свободно прийти ко мне и побеседовать. Они переживают. Я прекрасно их понимаю, сам десять месяцев был там. Когда я уезжал в первую командировку, переживал больше не за себя, а за то, как семья будет. Связи не было по месяцу, по два. Ждать в неизвестности очень тяжело. Переживал за семью, хотя для сапёра переживания вредны. Нужно работать и как-то отвлекаться от всего этого. Есть направление, ты должен его отработать.

Поэтому оказываем семьям участников СВО поддержку в первую очередь. Кроме этого, наши военнослужащие помогают снег почистить, что-то привезти, увезти. Товарищество у нас в армии ценится. Стараемся братскими силами помочь семье военнослужащего.

У самого Романа в Новосибирске жена и семилетняя дочка. Каждые выходные он проводит с ними, навёрстывая время, организует интересный досуг. Прогулка, кафе, кино — главное, чтобы все вместе. Супруга во всём поддерживает бойца, она отлично понимает, что такое армия. Командировки, сборы, учёба — это часть службы, без них не обойтись.

С мыслью о доме

Самые длительные и тяжёлые в эмоциональном плане командировки выдались в 2022 году — на Донбасс. В общей сложности они длились 10 месяцев.

— Первая командировка была до июня. Приехал в отпуск на два месяца, — вспоминает Роман. — Телом я здесь был, а душой непонятно где. Дочку обнимаю, а у неё истерика, понимает уже ребёнок, где нахожусь. Второй раз поехал добровольно, пробыл до января. В первую командировку мы морально не готовы были. Я знал, что еду выполнять задачи, но не знал, что вот так будет. Во вторую ехал осознанно, понимал, что буду делать.

На груди Романа несколько наград, и каждая из них дорога по-своему: медаль за разминирование, медаль Жукова, медаль участника СВО и участника парада ко Дню Победы в Новосибирске 9 мая 2023 года.

Но там, на войне, о наградах не думают.

— По дому скучаешь, ни о чём не думаешь. Лишь бы эти неделя-две прошли, обнять жену, поцеловать дочку, — с теплотой в голосе говорит Роман.

Ценная поддержка

Наши солдаты высоко ценят ту помощь, которую оказывают им обычные люди. Вот и Романа восхищает тот подъём волонтёрства, который мы видим во время СВО. Конечно, самое важное для любого военнослужащего — это письмо из дома. Но и посылки от незнакомых людей с носками, маскировочными сетями или сгущёнкой  — отличная поддержка воинам. Сейчас Роман сам участвует в организации сбора гумпомощи. А потом идёт в школы и показывает детям видеоролики с благодарностями от солдат, пусть ребята знают, что их посылки и письма принесли кому-то радость.

— Я тоже получал письма от школьников, — рассказывает Роман. — Одно из них, от девочки из Новосибирска, лежит у меня дома, никак не могу ответить, руки не доходят. Письмо такое трогательное, в нём поддержка российским войскам. Видно, что ребёнок написал от души, искренне, что ей никто не помогал. Обязательно отвечу.

Сегодня Роман, как и все мы, мечтает о том, чтобы боевые действия поскорее закончились. «Если бы меня спросили, когда бы ты хотел, чтобы закончилась война, я бы сказал: вчера, или вообще бы не начиналась». Но нет сомнений: если этому серьёзному, вдумчивому, надёжному парню снова потребуется вступить в бой, он сделает это без раздумий. Ведь его призвание — защитник Родины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *