Детство – важный этап в жизни человека. Именно в детстве формируются основные навыки и умения будущего взрослого. Но иногда, в силу некоторых обстоятельств ребенок может плохо слышать, говорить, не вполне понимать общепринятые нормы и правила, плохо контактировать с другими детьми и взрослыми, иметь другие особенности развития. Своевременные и качественные занятия со специалистом, в том числе и с дефектологом, помогают детям с особенностями развития адаптироваться к окружающему миру, приобрести необходимые навыки, которые позволят им ощущать себя обычными людьми. Людмила ПИЦУНОВА – мама двойняшек, педагог, в настоящее время получает образование дефектолога.
– Людмила Александровна, как вы пришли к выбору такой профессии? Дефектолог – специальность не из лёгких.
– Это благодаря детям. У меня родились дети, и по мере их взросления я заметила, что у сына есть задержка развития речи. Я начала изучать информацию, нормы развития речи, и мы с ним стали понемногу заниматься. Одновременно с этим мы консультировались у разных врачей и специалистов, но все мне говорили, чтобы я отстала от ребенка с ним всё в порядке. Но материнское сердце не давало покоя. Я всё равно продолжала заниматься с ребенком, изучала информацию, и спустя некоторое время пошёл прогресс. Это, конечно, не только моя заслуга, мы все-таки ходили к врачам. Большую помощь оказала логопед Елена Акентьева. Мы соблюдали её рекомендации, и такой комплексный подход привел нас к первому результату. Когда видишь результат своих трудов – это дорогого стоит. И я подумала: у меня получилось помочь своему ребенку, а если получу образование – я смогу помочь многим детям.
– В чем заключается работа дефектолога?
– Дефектолог – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефектологи работают со слабослышащими и глухими, слабовидящими и слепыми детьми, с нарушениями умственного или речевого развития. Несмотря на то, что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог.
– Как давно вы обучаетесь этой специальности? Поддержала ли вас семья в вашем выборе?
– Два года я обучаюсь в Новосибирском педагогическом университете. Впереди ещё три года. Мой профиль – дошкольная дефектология. Я планирую заниматься с детьми дошкольного возраста. Семья меня поддержала и сейчас помогает мне получать образование. Первое время я переживала, как будут дети, ведь мне придётся уезжать на сессию, но муж взял всё на себя, у него хорошо получается.
– Сейчас вы работаете воспитателем в детском саду. Это как-то связано с вашим желанием получить новую специальность?
– Да. Когда я поступила в НГПУ, то решила, что не буду ждать, когда закончу обучение, а хочу теорию совмещать с практикой. К сожалению, в Чулыме нет специализированных садов. Первое моё образование – педагог начальных классов, позволило мне два года назад устроиться работать воспитателем в детский сад «Улыбка». Это колоссальный труд, требующий физических и душевных затрат, высокой стрессоустойчивости. Но с каждым годом понимаю, что я выбрала верное направление, мне всё очень нравится.
– Вы уже определили для себя, что в работе с особенными детьми может быть самым сложным? Готовы к этому?
– Эта проблема только набирает обороты. Детей, которым требуется помощь, сейчас много, но с ними некому заниматься. С этой проблемой и я столкнулась в своё время, когда ребёнку нужна была помощь. Родители не знают, куда обратиться за помощью, или не хотят принимать какие-то особенности своих детей. А это потерянное драгоценное время для ребёнка. И в первую очередь работать нужно именно с родителями. Отрицание не помогает решить проблему. Только когда родитель скажет: «да, моему ребенку нужна помощь» – только тогда этому ребенку можно помочь.
Чем быстрее в работу включаются педагог и родитель – тем продуктивнее результат. Я сама прошла через всё это и знаю, как сложно и как важно сделать первый шаг. Сложно будет точно, но я готова к этому.
– Работать с детьми – это непросто в любом случае, а работать с детьми, которым требуется помощь – сложнее в разы. Как вы находите столько терпения и спокойствия в себе, чтобы работа давала положительный результат?
– Есть люди, которые любят только своих детей, а я люблю их всех. Каждый ребёнок по-своему особенный. Они искренни и бескорыстны. Только из-за этого их нужно любить и уважать. Дети дают массу положительных эмоций. Когда начинаю наблюдать результаты своих стараний – это мотивирует. Конечно, бывают и сложные ситуации, тогда я просто выхожу из комнаты на пару минут, перевожу свое внимание на что-то другое и возвращаюсь. Мне это очень помогает. Также личные черты характера, такие как твёрдость и справедливость играют большую роль.
– Я знаю, что вы занимаетесь рукоделием. Расскажите немного о своём увлечении?
– Да, мне очень нравится шить, вязать, тортики пеку, делаю бантики, и всё это, опять же, благодаря детям. Когда я была беременна, я вязала. Но мне говорили – нельзя, плохая примета, и я решила шить. У меня была простая швейная машинка. Начала с простого: сшила постельное бельё в кроватки детям. Мне очень понравилось. Потом решила сшить кокон. Нашла в интернете выкройку и сшила – опять понравилось. Потом конверты на выписку, в итоге сама обшила своих детей. Следом пошли резиночки для волос. Мне и сейчас нравится этим заниматься, иногда можно сидеть и размышлять о чем-то в тишине. В основном всегда рядом жужжат мои дети. Им интересны все мои действия, и они с радостью стараются помочь.
– Не так просто разобраться в выкройке и правильно пришить деталь. Вы этому где-то обучались?
– Нет, эти знания у меня со школы. Хотя в школе я очень не любила шить. Всегда думала, зачем мне это надо, где мне это пригодится. Я много времени просидела в интернете. Например, хотела сшить халат. Я сначала посмотрела видео, все этапы от раскроя до пошива. Так по чуть-чуть и разобралась. Я упёртая, видимо, мне это помогает.
– Неудачи случались?
– И такое было. Вроде нашла подходящую выкройку, всё правильно расположила, вырезала… а припуски на шов забыла сделать – пришлось всё переделывать. Испорченного было много.
– Ваши дети вас вдохновляют на какие-то новые образы?
– Когда еще была в декрете, я принимала заказы на пошив одежды. Одна женщина заказала мне платье на свою дочь, а я параллельно и своей дочери такое же сшила. Когда закончила, подходит дочь и говорит: «Мам, вот у тебя остался кусочек ткани, а сшей кукле такое же платье». А я думаю, почему нет. Сшила платье кукле, сфотографировала их, опубликовала фото в соцсетях, и как посыпались эти заказы… Основная идея была у ребенка, не у меня. В то время были популярны куклы «Бэби Борн», и каждая девочка хотела комплект – ей платье и такое же кукле. В какой-то момент мне даже надоело шить одно и то же.
– Идеи резиночек сами дети придумывают?
– Нет, они из интернета. Многие копировала, некоторые додумывала. Сейчас я резиночки уже не делаю. Те, что мне нравятся, сложные и занимают очень много времени. Например, в одной резиночке триста лепестков. Их нужно нарезать, обжечь, затем свернуть, снова обжечь и потом уже приклеить. Это одна резиночка, а их должно быть две. За это время я могу платье сшить, и не одно.
– Сейчас находится время для ваших увлечений?
– Сейчас я шью и пеку тортики только для семьи, иногда вяжу зимними вечерами. Много времени отнимает работа, учеба, и каждый день я стараюсь найти время для детей. С каждым из них по отдельности я провожу час качественного времени. Мы вместе рисуем, читаем, играем, изучаем что-то новое. Все вместе проводим время. Сейчас лето, огороду тоже требуется внимание, поэтому все увлечения ждут зимы.
Блиц-опрос
– Крючок или спицы?
– Я вяжу спицами. Всё, что касается крючка это к маме. Она вяжет игрушки, одежду для них. Я в основном только на спицах.
– Учиться лучше на чужих ошибках?
– Нет, это неинтересно. Самый лучший урок – это когда ты сама их сделала, ты запомнишь эти ошибки на всю жизнь. Конечно, не везде нужно учиться самому, где-то лучше взять чужой опыт. Но не всегда это получается.
– Идеи для образов вы находите в интернете или придумываете сами?
– Основная часть из интернета. Что-то где-то корректирую, но основу нахожу в сети.
Анастасия АЛЕКСЕЕНКО, фото из личного архива Людмилы Пицуновой
Из контекста понятно, что это растение, из веток которого можно соорудить метлу, и на котором,…
Участники отметили, что в условиях информационной войны важно укреплять межнациональный мир, культуру, согласие и духовно-нравственные…
Ребята попробовали свои силы на пешеходной дистанции, которая заключалась в передвижении по подвесной верёвке снизу…
В первом, заочном туре в конкурсе приняли участие около 400 человек и на финальный этап…
Для военнослужащих, проходящих длительное лечение в медицинских учреждениях, организованы курсы по переобучению на работников военных…
«Я шел без задней мысли, шел и просто делал, потому что надо было. Если все…