Актуальное Персона

Людмила Марусева получила звание «Заслуженный работник социальной защиты Новосибирской области» (интервью)

Вот уже больше двадцати лет Людмила Марусева занимается непростой работой, каждый день сталкиваясь с чужой болью и делая всё возможное, чтобы облегчить жизнь тех, кто нуждается в поддержке. Она специалист по социальной работе Комплексного центра социального обслуживания населения Чулымского района. Направление её деятельности   реабилитация инвалидов.

Недавно за свой труд Людмила Михайловна Марусева удостоена почётного звания «Заслуженный работник социальной защиты Новосибирской области». Награждение проходило в торжественной обстановке в здании областного правительства (на фото). Губернатор Андрей Травников лично вручил Людмиле Михайловне почётный знак и удостоверение. Сегодня мы беседуем о том, как ей удалось найти своё призвание.

— Людмила Михайловна, поделитесь своими впечатлениями о церемонии награждения. Очень волновались?

— Конечно, когда мне позвонили из министерства и сказали, что предложена моя кандидатура, это было волнительно. Очень переживала. Потом, пока документы готовили, немного привыкла к этой мысли. Такое звание даётся людям, которые больше двадцати лет отработали в нашей сфере. Было волнение, и когда собирались ехать. Награждение проходило в зале администрации Новосибирской области и было приурочено ко Дню государственного флага. Я думала, что можно просто приехать и забрать награду. Но нет, мне сказали, что почётный знак вручается в торжественной обстановке. Причём есть нюанс: надо приехать в костюме, чтобы губернатор прикрепил знак на лацкан пиджака. Всё было торжественно. Андрей Александрович Травников лично награждал семьдесят пять человек. Вручал награду, потом обязательно фотографировались.

— Людмила Михайловна, ваш трудовой стаж уже превысил тридцать пять лет, вы ветеран труда НСО. Но в КЦСОН вы с 2002 года, то есть в эту сферу пришли не сразу. Чем вы занимались до этого и как оказались в соцзащите?

— Я учитель русского языка и литературы. После НГПИ по распределению поехала в Куликовку. Потом перевелась в наше училище, почти шесть лет там отработала. А в 2002 году работала в сороковой школе. Когда Виктор Петрович Бутенко уволился из территориального центра социального обслуживания, которым руководил, ему стали искать замену. Меня пригласили прийти в отдел соцзащиты к начальнику, Вере Викторовне Дерябиной. Я тогда не знала, кто такая Вера Викторовна. Думала, раз соцзащита, наверное, путёвку какую-то дадут. Но она предложила мне стать директором центра социального обслуживания. Я не знала, что сказать. Это был шок для меня. Почему я и почему директором? Я ведь работаю учителем русского языка и литературы. И тем более был октябрь, учебный год уже запущен, у меня был одиннадцатый класс, выпускники. Две недели дали мне подумать. Всё было: и плакала, и переживала. Профессия, как мне казалось, вообще другая. Потом мне позвонила Людмила Васильевна Абысова и таким спокойным, простым тоном со мной поговорила: «Соглашайся, у тебя всё получится». И я решилась. Но параллельно ещё до конца учебного года работала в школе, довела одиннадцатый класс.

— Наверное, тяжело было входить в новую профессию?

— Да, нелегко. Сфера совсем другая. Это как приходишь после института — теорию знаешь, а на практике совсем другое. И здесь точно так же. Года два я адаптировалась. Тут и отделение милосердия, и питание, и кочегарки. И все двадцать четыре часа надо быть на связи, за всем смотреть. Но у меня был такой хороший заместитель Геннадий Семёнович Лысенко, опытный, очень спокойный, он мне во всём помогал. Ну и после школы было непривычно. У учителя весь вечер занят: проверка сочинений, планы уроков на завтра. То есть ты никогда не отдыхаешь. А здесь я ловила себя на мысли первое время: вечер, а мне тетрадки проверять не надо. Потом как-то привыкла.

— А почему вы ушли с руководящей должности?

— Я работала директором до 2008 года. Потом была реорганизация, наше учреждение объединили с другим, и там уже был руководитель. Мне предложили три должности на выбор. Я стала специалистом по социальной работе с инвалидами. Тогда специального отделения для инвалидов не было, всё относилось к отделению помощи семье и детям. А с 2013 года создали отделение реабилитации инвалидов, там я и работаю.

— Можно ли сказать, что вы работаете, прежде всего, с людьми, а потом уже с документами?

— Конечно. Это приём, консультации, выезды на дом. Мы приезжаем, разговариваем — люди, в особенности пожилые и маломобильные, любят, чтобы с ними поговорили, выслушали их. Ещё у меня с 2008 года действует клуб «Надежда», совместно с библиотекой мы проводим мероприятия.

— Людмила Михайловна, насколько вы эмоционально погружены в работу? Проникаетесь чужими проблемами?

— Всё пропускаешь через себя. Если люди что-то сказали, о чём-то попросили, или даже не сказали и не попросили, а как-то косвенно намекнули в разговоре, это уже остаётся у тебя в душе. Ты потом думаешь: надо это сделать, надо сюда позвонить, чтобы помогли. Не всегда мы в силах помочь, но стараемся. Бывают сложные ситуации. Кого-то, может быть, нужно оформить в учреждение. Но они не хотят уезжать из своего дома. Иногда приходят и просто спрашивают: у меня вот такая проблема, подскажите, куда мне обратиться. И мы ищем, кто может помочь.

— В таком режиме может настичь эмоциональное выгорание. Как вы справляетесь с усталостью?

— Усталость у всех бывает. Чаю с девчонками попьём, минут десять пообщаемся. В обед обязательно стараюсь куда-нибудь сходить, выветрить всё из головы — хотя бы не всё, но что-то. И хожу домой пешком, я же далеко живу — чем дольше идёшь, тем дальше остаются все мысли о делах. Хотя совсем они, конечно, не исчезают, в голове всегда работа.

— За эти двадцать три года не было желания уйти в другую профессию?

— Нет. Я вообще такой человек: не люблю что-то менять. Тот переход дался мне тяжело. Ну а что менять? Надо работать. Мне моя работа нравится. Если бы не нравилась, может быть, я бы думала о том, чтобы сменить профессию. Но у меня даже мысли такой не возникало, куда-то уйти. Тяжело везде, в том числе эмоционально. Утром собираешься на работу и думаешь: надо это сделать в первую очередь, потом вот это.

— То есть вы нашли своё призвание, это здорово. Но когда-то вы выбрали учительскую профессию. Почему именно такой выбор — учитель русского языка и литературы?

— Очень люблю книги, сколько помню себя, всегда читаю. Потом моя мама тоже педагог. Она учитель начальных классов, окончила болотнинское педучилище и работала в школе какое-то время. Как-то вот так случилось, что я тоже пошла в педагоги.

— Раз уж разговор зашёл о книгах, расскажите, что читаете, что вам интересно?

— Я всегда любила читать про ту, ранешнюю жизнь. Например, «Вечный зов» Анатолия Иванова, «Чёрный тополь», «Конь рыжий» Алексея Черкасова. Люблю читать про Сибирь, про Дальний Восток — «Дерсу Узала» Владимира Арсеньева и подобное этому. Чтение для меня потребность, хоть несколько страниц в день, но прочту. Как-то меня подписали в библиотеке на «Литрес», это сервис электронных книг. Первое время я читала. Потом поняла, что нет — лучше взять в руки настоящую книгу и читать. Причём нравятся старые издания. Вы знаете, есть разница. Берёшь современную книгу: лощёные листы, яркая обложка… И берешь старую, пожелтевшую — она роднее. Хотя текст тот же, но читать приятнее.

— Людмила Михайловна, стоит отдельно сказать о ваших родителях. Нина Александровна и Михаил Дмитриевич были замечательной парой, многие в Чулыме их знали. Сейчас Михаила Дмитриевича уже нет, но его помнят как поэта. Что вам досталось от мамы, а что от папы в характере, во взглядах на жизнь?

— У нас в семье у всех обострённое чувство справедливости. Мы говорим то, что думаем, напрямую. Таких людей иногда не очень любят. Я себе сколько раз говорила: лучше промолчи, ты просто себе наживёшь проблем. Когда-то получается, когда-то нет. Вот эта справедливость у меня на первом плане всегда. И родители такие же… Они всегда были вместе, любили куда-нибудь съездить. Мы на Чёрном море были. Потом они ездили в Санкт-Петербург. Отец же в армии был водолазом, проходил обучение в Ленинграде. Вот он маме показывал, где учился, где жил. Сейчас папы уже нет, мама одна. Маринады, консервации делает. Я сама это люблю: что-то испечь, замариновать, салаты готовлю. Очень люблю цветы. Сею петунии всегда, выращиваю розы и много других цветов. И у мамы тоже всегда в каждой коробушечке было посеяно, всё цвело, всё благоухало.

— Помимо работы и домашних дел, вы ещё успеваете общественной работой заниматься?

— Я всегда работала в избирательной комиссии, с 1996 года. А последние десять лет была председателем муниципальной избирательной комиссии города Чулым.

— Людмила Михайловна, мне кажется, я поняла, почему вам когда-то предложили руководящую должность. Вы производите впечатление грамотного, надёжного, очень уравновешенного человека. Вы всё стараетесь делать правильно?

— Люблю, чтобы все было по плану, всё понятно, никакой суеты. Хотя в жизни так не бывает.

— Поздравляю вас с заслуженной наградой. Приятно, что ваш труд оценили?

— Безусловно, приятно. Но я хочу сказать, что ни один человек не заработает награду в одиночку. Любая награда — это заслуга всего коллектива. Так что спасибо моим коллегам и людям, которые заметили и оценили мой труд.

Беседовала Майя ДЕМОЧИНА, фото предоставлено КЦСОН Чулымского района 

Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности