Коврик сказок и другие «премудрости». Начинающий воспитатель рассказала о своей работе
Кратко
Мечтала стать преподавателем физкультуры, но маленькие дети окончательно покорили её сердце во время педпрактики
Один из мастер-классов слёта молодых педагогов Чулымского района, который состоялся 10 января, проводила Елена Емельянова, воспитатель детского сада школы № 1.
Стаж работы у Елены Алексеевны небольшой, она в профессии всего лишь третий год. Но активность, любознательность, желание развиваться помогли ей выйти в лидеры. Она участвовала в областных профсоюзных заимках, общалась с коллегами, узнала много нового и интересного. Потом самостоятельно изучала «зацепившие» её темы и теперь готова делиться с коллегами.
Стать педагогом Елена решила ещё в детстве. Она росла в большой семье, так что находить общий язык с детьми умеет.
— У нас в семье пятеро детей: двое приёмных и трое родных. Они все младше меня. Всех «нянькала», всех поднимала. Я и с маленькими, и с большими умею управляться. У меня же ещё растут двоюродные братья и сёстры.
Учиться из родных Чанов Елена поехала в Куйбышев. Поступила на физкультурное отделение педагогического колледжа. Там же познакомилась с будущим мужем, чулымским парнем, который учился на два курса старше. Муж и привёз её в Чулым. В детском саду с удовольствием приняли молодого педагога, хотя она ещё училась на четвёртом курсе и не имела диплома. Елена Алексеевна переучилась на воспитателя и теперь совмещает две должности: воспитатель и инструктор по физической культуре.
Участие в профсоюзных мероприятиях помогло раскрыться начинающему воспитателю. Именно на «заимках» она узнала о полагающихся ей доплатах, получать которые не мешает «непрофильный» диплом. А главное, такие встречи дали импульс творческой деятельности.
— Там настолько интересно. Такие замечательные педагоги с нами общаются, — с восторгом рассказывает Елена Алексеевна. — Я же не была такая активная, приехала скромная. Нас поделили на команды, мы вместе были на занятиях, свободно общались. И до сих пор поддерживаем связь с коллегами, делимся материалами, какими-то занятиями. Общение между педагогами очень нужно. Вот у меня коврик сказок на стене висит. Это нас там на мастер-классе научили, как его сшить, как с ним работать, как составлять сказки, как задавать вопросы. Я приехала с этой идеей. Сшила коврик. И вот у меня дети каждый день по нему сказки придумывают. Это речевое развитие.
На районном слёте молодых педагогов Елена Емельянова вела мастер-класс «Особенные люди», идею которого тоже привезла с областных заимок.
— Мастер-класс про детей с ДЦП я там увидела, а потом просто доработала. Получила много новой информации. Сама начала изучать тему. Например, я не знала, что у Сильвестра Сталлоне был паралич половины лица. Во время операции ему неправильно сшили ткани, и остался дефект. У Сергея Кутергина, который снимается в «Камеди клаб» на ТНТ, тоже паралич. Ещё одна история, которая меня потрясла, это судьба американского актёра Ар Джея Митта. Он родился с ДЦП, и от него отказались родители. Он смог ходить только в 13 лет, когда его взяла под опеку приёмная мама. А в 14 лет он сам ухаживал за приёмной мамой, которая попала в ДТП… Мы видим, что проблемы со здоровьем не мешают этим людям полноценно жить. Они идут вперёд и добиваются целей. И мне кажется интересным понять, как им это даётся. На мастер-классе я рассказала коллегам, как привлечь внимание детей с ОВЗ, как их занять. У них очень большая активность, долго с ними не посидишь. Минута внимания, и надо бежать. Необходимо дать ему побегать, выпустить эмоции, и он будет заниматься дальше. У меня был в группе такой мальчик. Приходится искать компромисс: посадишь его рядом с собой и занимаешься. А ещё у таких детей очень тяжело с мелкой моторикой, у них она неразвита. И я придумала такую игру для участников мастер-класса: надеть боксёрские перчатки и собрать пирамиду из кубиков. Участники пробовали, у них не получалось. Они говорили: «Да ну, как это я не смог собрать эту пирамидку». Я говорю: «Теперь вы понимаете, как сложно этим детям…»
Сейчас у Елены Алексеевны подготовительная группа. С дошколятами нужно не только играть, но и проводить развивающие занятия. Сейчас это на первом плане.
— Идёт обучение грамоте, учим алфавит, пишем свои имена, пытаемся читать. Конструирование, лепка, рисование, художественное чтение, — перечисляет педагог. — Что-то сами читаем вслух, что-то просим дома с родителями почитать. Дети потом нам стихи рассказывают. Кстати, именно тот активный мальчик, о котором я говорила, полностью выучил стихотворение «Что такое хорошо». Другие дети не могли рассказать такое длинное стихотворение. Он уже читает. Не все дети в саду умеют читать, но те, кто регулярно ходит на занятия, всё запоминают.
Как профессиональный учитель физкультуры Елена Алексеевна прекрасно понимает, что не менее важно и физическое воспитание.
— Приходя в школу, дети должны знать расчёт, основные упражнения, спортивные игры. Всё это мы отрабатываем. Ну а для маленьких детей пока только гимнастика: потянули ручки, потянули ножки. Но и это не так просто. Сначала двухлетние дети не понимают заданий. Потом запоминают, где правая ручка, где левая, что нужно сделать. Например, коснуться правой рукой левого уха. То есть развитие идёт и психологическое, и физическое. Без физической культуры не будет правильного развития мышц, костей. Лично я себе не представляю, как можно обойтись без физической культуры Я с детства и на лыжах, и в баскетболе, и в волейболе. В школе специализировалась на баскетболе, в колледже — на настольном теннисе. В колледже в баскетбол трудно попасть, это более активный спорт, туда многие идут. Я выбрала более спокойный настольный теннис, побеждала и медали привозила.
По сути, в своей сегодняшней работе Елена смогла совместить два направления, которые её одинаково интересны. Ведь поначалу она мечтала стать преподавателем физкультуры, но маленькие дети окончательно покорили её сердце во время педпрактики.
— На практике мы ходили друг к другу на занятия. Я побывала в саду и увидела, какие здесь дети. Они радостные бегут, обнимают, кричат: «Мы так соскучились. А вы завтра придёте?». Всё! Мне больше ничего не надо! Словами не описать это счастье, когда дети тебя любят, доверяют тебе, рассказывают свои секреты. У них глаза блестят. А родители какие благодарные, с удовольствием приходят в сад. С негативом я не сталкивалась. Иногда ребёнок плохо себя ведёт, и приходится посадить его на стульчик в качестве наказания: посиди и подумай, как ты себя вёл. Родителям я не жалуюсь, а прошу ребёнка, чтобы он сам всё рассказал, потому что маму с папой обманывать нельзя. Родители всегда адекватно реагируют, понимают, почему я так сделала. Как-то я проводила викторину для родителей и детей. Все родители пришли. Играли, веселились, загадки отгадали, танец придумали, причем родители танцевали активнее, чем дети. Для них такое общение тоже важно.
Горят глаза не только у малышей, но и у самой Елены Алексеевны, которая без сомнения любит свою работу. А это значит, что всё у неё получится.